Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ на производстве

Кому нужны информационные технологии?


Редакция ╚Компьютер-Информ╩ начинает серию интервью, объединенных одной целью ≈ выяснить, насколько серьезно информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) проникли в работу отечественных предприятий и организаций. А что является мерилом серьезности намерений в современных экономических условиях? Правильно, оплата деньгами. За ответами на эти вопросы мы обратились к руководителям служб информатизации/автоматизации/телекоммуникаций крупных и средних питерских предприятий и организаций, не только создавших и поддерживающих сложные информационные системы и компьютерные сети, но и закупивших для них программное обеспечение. Первым на наши вопросы ответил нач. отдела ИТ кондитерской фабрики им. Н.═К.═Крупской Сергей Васильевич Буховенко http://www.krupskaya.com.

 

О.═А.═Какие задачи решаются на предприятии с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)?

С.═Б. Я считаю, что наше предприятие находится на достаточно высоком уровне технического оснащения. Поэтому трудно, наверное, даже перечислить все задачи, решаемые с помощью ИКТ. Приведу, например, некоторые цифры. При общей численности работников фабрики порядка 900 человек, в вычислительной сети (ЛВС) предприятия у нас действует около 130 рабочих мест. Это обеспечивает доступом к ПК на 100═% всех сотрудников фабуправления (высшее руководство, сбыт, маркетинг, бухгалтерия, финансовый отдел и═т.═д.), руководителей среднего уровня производственных подразделений, а также всех мест учета движения материальных ресурсов (склады, цеха).

Попробую выделить несколько направлений решаемых задач. Прежде всего, это коммуникации: связь (имеются две цифровые УАТС Definity), каналы передачи данных для связи с удаленными объектами (торгово-складской комплекс, четыре фирменных магазина), общение с внешним миром (Интернет, система ╚Клиент-банк╩, электронная почта, обработка факсов и═т.═д.). Далее═≈ все аспекты управления предприятием (оперативный и бухгалтерский учет, анализ, планирование) с использованием соответствующего программного обеспечения. Даже на некоторых производственных линиях стоят компьютеры, обеспечивающие выполнение технологических процессов производства конфет и шоколада. Можно с уверенностью заявить, что без ИКТ в настоящий момент наше предприятие не сможет нормально функционировать. С═одной стороны, это хорошо, с другой═≈ налагает большую ответственность на нашу службу по поддержанию всей системы в рабочем состоянии. Ведь какие-либо сбои в работе некоторых компонентов могут выливаться в прямые финансовые убытки. Предприятие испытало на себе подобные проблемы, когда в октябре 2000 года одновременно уволились предыдущий начальник отдела ИТ и три программиста, оставив самописное ПО, которое без их участия нормально практически не работало.

О.═А.═Кто из руководства предприятия курирует создание корпоративной информационной системы (КИС), и кто выполняет функции заказчика на КИС?

С.═Б.═Поскольку основной целью создания КИС является повышение эффективности управления предприятием, курирует весь ход работ генеральный директор Нина Ильинична Степанова. Она же, совместно с руководителем службы информационных технологий Александром Александровичем Сергеевым, определяет и стратегию дальнейшего развития КИС, сроки внедрения, финансирование и═т.═д. Кроме того, по отдельным направлениям КИС (логистика, бухгалтерский учет, управление финансами, производство) заказчиками являются члены совета директоров предприятия (заместители генерального директора по коммерческим, финансовым вопросам и по экономическому развитию). По задачам, затрагивающим только работу определенных подразделений, заказчиками могут также выступать руководители этих подразделений и служб, но только если это не идет в разрез с общей концепцией построения системы, а также укладывается в запланированный годовой бюджет.

О.═А.═Какова роль отдела ИТ (какие задачи решаются силами своих сотрудников, какие═≈ силами сторонних подрядчиков)?

С.═Б.═В этом вопросе, как у любой медали, имеются две стороны. С═одной стороны, я считаю, что не стоит каждый раз изобретать заново велосипед. Поэтому мы максимально стараемся использовать имеющиеся готовые решения, особенно, если это касается оборудования или программного обеспечения. В═наше время выбор его настолько широк, что практически всегда можно подобрать все необходимое как по функциональным возможностям, так и по стоимости. Опять же, собственная разработка всегда ставит предприятие в зависимость от человеческого фактора.

С═другой стороны, как сказал классик: ╚Спасение утопающих═≈ дело рук самих утопающих╩. Имея собственную службу ИТ (в которой сегодня работает 7 человек) мы практически на 100═% выполняем все работы, связанные с внедрением и эксплуатацией КИС. Это монтаж и настройка ЛВС, настройка серверов и сетевого оборудования, программирование и обслуживание УАТС, техническое обслуживание, модернизация и ремонт компьютеров, принтеров и копировальной техники, разработка и сопровождение Интернет-сайта.

Ну и поскольку у нас продолжается внедрение комплексной системы управления ╚Парус═8.хх╩, огромный спектр работ связан с этим. Мы решили внедрять систему собственными силами, поскольку имеем профессиональную команду сотрудников отдела ИТ, которые в состоянии сами решить все поставленные задачи. Ведь каким бы распрекрасным ни было ПО, оно всего лишь инструмент, которым можно распорядиться по-разному. Все фирмы-разработчики на сегодняшний день представляют в своих системах огромный функционал, зачастую избыточный для конкретного предприятия, и в тоже время они, естественно, не могут угадать пожелания всех пользователей. И═здесь для службы ИТ возникает огромное поле деятельности по настройке системы, разработке форм документов и отчетов, обучению сотрудников предприятия, оптимизации работы системы. Иногда для решения отдельных специфических задач приходится даже изменять исходное ПО или разрабатывать свои модули, работающие в общей базе данных. Кроме этого, важнейшей составляющей нормального функционирования системы является администрирование Oracle.

О.═А.═Какая аппаратно-программная платформа, и какие технологические решения выбраны для КИС предприятия и почему?

С.═Б. В этом вопросе наше предприятие не является оригинальным. Единственное, что хочется отметить, это наша техническая политика. Еще предыдущим начальником отдела ИТ был взят курс на приобретение только высоконадежной компьютерной техники, который мы и продолжаем сейчас. Я═глубоко убежден, что ложная экономия при покупке дешевой вычислительной техники оборачивается гораздо большими затратами при ее эксплуатации. И═вообще, современное предприятие должно рассматривать КИС как орудие производства═≈ средство зарабатывания денег, тогда и затраты на ее построение будут оправданы. Мы покупаем серверы, компьютеры и принтеры только HP (сегодня это HP-Compaq), а сетевое оборудование═≈ 3COM. В═качестве операционной системы используется Windows и для некоторых задач═≈ BSDI (Unix). У нас установлено следующее ПО Microsoft: Windows NT Server, Windows 2000 Server, Exchange Server 2000, Windows 2000 Terminal Services на серверах и в основном Windows 98 и Office 97 на рабочих станциях.

Как я уже отмечал выше, сейчас у нас продолжается внедрение комплексной системы управления ╚Парус╩. На сегодня закончен первый этап, который включает в себя 57 рабочих мест. Они охватывают всю логистику, оперативные контуры сбыта, снабжения, учета договоров и расчетов с покупателями, прием заявок покупателей и контроль их исполнения, формирование заявок на производство, а также некоторые участки бухгалтерского учета.

О.═А.═В чем преимущество легального использования программного обеспечения, и какая схема лицензирования для вашего предприятия была бы предпочтительна (разовые покупки, подписка с обновлением, временное пользование)?

С.═Б. Конечно, есть определенные преимущества, например, мы иногда пользуемся консультациями службы технической поддержки Oracle. Но мне кажется, что использование лицензионного программного обеспечения═≈ проблема в большей степени не экономическая или техническая, а скорее моральная. Любое российское предприятие, наверное, не допускает мысли, что можно, например, украсть где-нибудь сырье для производства своей продукции, но спокойно реагирует на подобное отношение к интеллектуальной собственности. Возможно, это пережитки социалистической эпохи, когда умственный труд ценился гораздо ниже физического. Недавно услышал фразу, которая мне очень понравилась: ╚Все ругают Windows, но все на нем работают╩. Ведь разработки любого программного обеспечения требуют огромных затрат. Может я и идеалист, но считаю, что, легально приобретая то и или иное программное обеспечение, мы вкладываем деньги в его дальнейшее усовершенствование. Тем более что цены сейчас доступны для любого предприятия. Существуют также разные схемы и можно подобрать оптимальную. Например, мы, приобретая рабочие станции HP (сейчас Compaq), можно сказать бесплатно получаем лицензию Windows. Что же касается схемы лицензирования, то мы выбираем ее в зависимости от вида программного обеспечения. Там, где требуется постоянная актуализация (╚Парус╩, ╚Консультант+╩)═≈ это подписка с обновлением, но чаще это все-таки разовые покупки. При выборе нового программного обеспечения очень полезным оказывается возможность временного использования, когда можно реально оценить, решит ли покупка программы существующую проблему или нет. Так мы, обеспечивая работу удаленного объекта (торгово-складского комплекса) смогли оценить и затем приобрести клиентские лицензии терминального сервера Windows═2000. В═этом вопросе нам большую помощь оказывает фирма ╚АстроСофт╩, с которой наше предприятие давно и плодотворно сотрудничает.

О.═А.═Какова оценка подразделениями предприятия (основными пользователями) степени полезности внедренных ИКТ и всей КИС?

С.═Б. Вопрос, на который нет однозначного ответа. Не хочу идеализировать и расписывать, как у нас все довольны и счастливы. Понятно, что внедрение любой КИС сопряжено с рядом объективных и субъективных факторов, важнейшим из которых является человеческий. Именно поэтому процент внедрения комплексных систем управления любых разработчиков крайне низок не только в нашей стране, но и за рубежом. Здесь огромную роль играет воля, уверенность в успехе и огромная выдержка руководителей. Ведь практически любое внедрение чего-то нового вызывает поначалу негативную реакцию пользователей. И═только после того, как все будет отлажено, люди привыкнут к новым интерфейсам и функциям и начнут доверять системе, отношение к ней меняется в лучшую сторону. Это только от любви до ненависти один шаг. В═обратном направлении путь гораздо длиннее.

Я═не хотел бы говорить от лица всех наших сотрудников, но думаю, что положительных моментов уже сейчас достаточно. Прежде всего, мы постепенно отходим от использования разрозненного программного обеспечения, имеющегося в различных подразделениях и службах, и переходим к единой системе управления. Это уменьшает дублирование информации, повышает оперативность и достоверность данных, позволяет всем сотрудникам пользоваться всей доступной информацией, необходимой им для решения поставленных задач.

Еще один важнейший вопрос, который мы решили═≈ надежность системы. За последние полтора года у нас не было ни одного сбоя, вызвавшего невозможность работы в системе или потерю каких-либо данных.

Кроме этого, есть и финансовая отдача. В═качестве примера приведу одну проблему, решенную при внедрении новой системы. При старом ПО возникала необходимость первый рабочий день каждого месяца останавливать отгрузку готовой продукции и производить снятие натурных остатков по складам.

В═настоящий момент такой необходимости нет.

За 2002 год эти дополнительные 12 рабочих═дней принесли═предприятию более $100000. Так что положительные моменты, несомненно, имеются. Это отмечает и высшее руководство, но расслабляться пока, конечно, рановато.

О.═А.═Какие новые решения в области ИКТ Вы оцениваете положительно, и какие из них хотели бы применить на вашем предприятии?

С.═Б. Новинки сейчас сыплются как из рога изобилия. Не всегда успеваешь толком с ними ознакомиться. Поэтому мы не пытаемся примерить на себе все новые решения. Когда возникает конкретная проблема, тогда мы изучаем все имеющиеся на этот момент варианты и выбираем наиболее оптимальный для нас. В═частности, для защиты определенной информации мы стали использовать устройства биологической идентификации (по отпечатку пальца). Имея большое количество удаленных объектов, мы интересуемся системами беспроводной передачи данных, но пока их стоимость неоправданно высока.

О.А.═Каковы перспективы развития КИС на вашем предприятии?

С.═Б. Основное по важности направление═≈ завершение в этом году внедрения комплексной системы управления. Это, прежде всего, оставшиеся участки бухгалтерского учета, кадры и зарплата, модуль управления финансами, а также производственный учет (технико-экономическое планирование, учет фактических затрат, калькуляция себестоимости, планирование производства и═т.═д.).

И═вообще, информатизация предприятия═≈ бесконечный процесс. Всегда будут возникать новые задачи, желание что-то усовершенствовать, изменения законодательства и масса других факторов. Сидеть без дела не приходится. А═вообще-то, я предпочитаю говорить о том, что уже сделано, а не рисовать туманные прожекты.

О.═А. Спасибо за интервью. Желаем Вам и вашему коллективу успехов!


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 1'2003 (20 января - 2 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей