Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Электронное казначейство Петербурга


Петербург известен своими финансистами, и недаром в дни финансового кризиса 17 августа 1998 г. был прозван ╚островком стабильности╩. Тогда только в Петербурге были вовремя и полностью погашены все городские долговые обязательства перед инвесторами, и ни разу не было задержек купонных выплат по еврооблигациям. Поддержание такой репутации стоило немалых усилий руководству Комитета финансов, который славится своими грамотными специалистами, профессионально управляющими городским бюджетом. По оценкам экспертов ╚Мирового банка╩ автоматизированная городская система управления бюджетом является одной из лучших в России.

Министерство финансов выдало Комитету финансов Администрации СПб Сертификат на ╚Автоматизированную Информационную систему бюджетного процесса ≈ Электронное казначейство СПб╩. Получение сертификата подтверждает, что управление бюджетным процессом и исполнение его казначейским способом в СПб ведется по самым современным технологиям и сама система рекомендована к использованию в финансовых органах субъектов РФ.

Бездефицитный бюджет СПб и стабильное его исполнение ≈ лучшая характеристика качества казначейской системы исполнения бюджета. Гибкость управления финансовыми ресурсами позволяет городу стабильно обеспечивать расходы главных распорядителей бюджетных средств.

СПб одним из первых разработал комплексную автоматизированную технологию для поэтапного внедрения казначейской системы исполнения бюджета города. Это позволило высвободить финансовые средства, находящиеся в межбанковском пробеге и направить их на финансирование бюджетных затрат, уменьшить сроки прохождения бюджетных платежей до 1-2 дней, ускорить оборот денежных средств, увеличить доходы бюджета, установить оперативный контроль за целевым использованием бюджетных средств, повысить точность и обоснованность планирования и использования бюджетных ресурсов, определения оптимальных объемов заимствований.

Сертификат дает право Комитету финансов Администрации СПб на передачу этой системы для обеспечения бюджетного процесса финансовым органам других субъектов РФ с частичным возмещением затрат на ее разработку. Руководство Комитета финансов Администрации СПб открыто к диалогу с регионами субъектов РФ о передаче разработанной системы по льготному тарифу. Для работы с этой программой необходимо иметь развитую структуру службы информатизации и квалифицированных специалистов. В настоящий момент уже заключен договор на передачу программного продукта Горфинуправлению города Архангельска, обсуждаются условия передачи с Ростовской областью, Ставропольским краем, Челябинском, Архангельской областью; в диалог о желании сотрудничества вступили Министерство финансов республики Карелия, Финансовое управление города Находка.

Редакция ╚Компьютер-информ╩ традиционно знакомит наших читателей с наиболее интересными и социально значимыми крупными информационными проектами, реализованными в СПб. Поэтому, как только поступило сообщение о выдаче Сертификата, редакция газеты обратилась в Комитет финансов за дополнительной информацией. Начальник Управления автоматизации и информатизации Татьяна Хорисовна Сергеева любезно согласилась ответить на вопросы гл. редактора ╚КИ╩ Ольги Олеговны Андроновой.

Какие органы управления в нашем городе обслуживает АИС?

Автоматизированная информационная система бюджетного процесса ╚Электронное казначейство╩ предназначена для финансовых органов СПб, задачами которых являются формирование и исполнение самостоятельных бюджетов, согласно соответствующим законодательным актам. АИС используется всеми главными распорядителями средств, которые наделены такими правами в соответствии с Законом о бюджете СПб из числа территориально-отраслевых органов Администрации СПб. И, кроме того, ее уже  используют в бюджетных организациях при казначейском способе исполнения бюджета. Наша АИС имеет многофункциональное предназначение и реализована для 3-х уровней обеспечения бюджетного процесса.

Сколько организаций в настоящий момент являются пользователями АИС?

Среди финансовых органов это непосредственно сам Комитет финансов, 20 районных финансовых управлений, 62 территориально-отраслевых органа Администрации СПб., которые являются главными распорядителями средств. Если говорить о бюджетных организациях, то их сегодня работает в системе 238, а в перспективе ≈ 800, с учетом централизованных бухгалтерий. А общее число учреждений, финансируемых из бюджета города ≈ 3500. Но проблема их полной автоматизации ≈ пока далекое будущее.

Каковы цели, достигаемые с помощью АИС?

Мы считаем, что основная цель создания этой системы ≈ получение новых возможностей и кардинальное изменение уровня управления финансовыми ресурсами на основе созданной автоматизированной технологии для территорий подобных масштабов.
 А первичной целью была комплексная автоматизация трудоемких масштабных финансово-экономических расчетов на всех стадиях бюджетного процесса и на всех уровнях ее участников, включая, как мы с вами говорили, бюджетные организации.

Какие задачи решаются в рамках АИС, и на каких этапах бюджетного процесса она используется?

Функциональная наполненность автоматизированной системы на сегодня представлена 24 программными комплексами. Это 6 основных подсистем, которые соответствуют всем стадиям бюджетного процесса ≈ планирование, исполнение, учет и создание отчетности. В комплексах мы насчитываем уже свыше ста задач автоматизации, которые позволяют создать путем гибкой настройки на запросные параметры свыше 220 мониторных и печатных форм.
Если говорить подробнее об основных комплексах, то это ≈     составление проекта бюджета; составление росписи доходов и расходов бюджета СПб.; составление дополнительной росписи; составление справок-уведомлений об изменениях бюджетных назначений; составление поручения на оплату расходов; составление сводных реестров поручений на оплату расходов. Создание мемориальных ордеров, главных книг по результатам финансовых операций и непосредственно самой отчетности в разных разрезах, в нашем случае ≈ для Министерства финансов РФ и для Законодательного собрания СПб.

Какое количество рабочих мест функционирует в системе, и каковы возможности ее дальнейшего расширения?

Наша система в настоящий момент объединяет более 700 автоматизированных рабочих мест с учетом удаленных пользователей. Из них около 200 рабочих мест находятся в зданиях самого Комитета финансов, а остальные взаимодействуют в режиме удаленного доступа.

Как распределена АИС?

Мы имеем в основе АИС корпоративную вычислительную сеть, которая распространяется на сам Комитет финансов, финансовые органы города, и теперь уже на финансово-экономические подразделения территориально-отраслевых органов Администрации по всей территории города и ближайшие пригороды.

Какая аппаратно-программная платформа положена в основу АИС и возможно ли ее использование на других платформах?

Наша АИС может функционировать на всех платформах, где используются продукты Microsoft. В основу проекта положена аппаратная платформа Intel, ОС Microsoft Windows NT 4.0 и СУБД MS SQL Server 7.0. Для обеспечения работы АИС установлен многопроцессорный сервер корпорации Hewlett Packard модели LXr 8000, рекомендуемый для корпоративного использования. Это пока редко встречаемая в СПб машина, но общее количество наших пользователей, объемы обрабатываемой финансовой информации, требования надежности и производительности определили необходимость установки сервера такого класса. Рабочие станции на местах пользователей имеют характеристики не ниже ≈ процессор Pentium 100, оперативная память от 32МБ, объем диска не менее 1 ГБ.

А кластерные технологии вы используете?

Пока нет. У нас установлена группа серверов, четко специализированных по предназначению.

Как вы обеспечиваете безопасность данных и самой АИС?

Все штатные средства используются в полной мере. В прошлом году мы прошли полное обследование и отмечено, что с учетом штатных средств, которые используются в ОС, мы достаточно защищены.
Однако, по результатам объявленного ранее конкурса, мы работаем сейчас над выбором поставщика и средств защиты, имеющих сертификат ФАПСИ.

Из вашей системы есть выход в Интернет?

Система не имеет выхода в Интернет. Доступ в Интернет из Комитета осуществляется по выделенной только для этой цели сети рабочих мест, как это определено требованиями безопасности.

Какие используются современные средства передачи данных для нужд АИС (телекоммуникационная составляющая проекта) и кто их поддерживает?

Телекоммуникационную среду проекта обеспечивает создаваемая в настоящее время телекоммуникационная подсеть финансовых органов Администрации СПб. Работы по созданию данной сети ведет ГП ╚Санкт-Петербургское кабельное телевидение╩.
На сегодня введен в эксплуатацию 31 выделенный канал пропускной способностью 64 Кбит/с. Остальные удаленные абоненты системы работают, используя модемную связь. Для подключения таких пользователей используется городская телефонная сеть и 12-канальный модемный пул.
Генеральным заказчиком работ является Управление Телекоммуникационного и Информационного обеспечения Администрации СПб.
Провайдером, оказывающим указанные телекоммуникационные услуги, является ЗАО ╚Метроком╩.

Чем определялся выбор Метрокома?

Во-первых, исторически оборудование Метрокома было установлено в здании Комитета финансов. Во-вторых, у него имеются все необходимые лицензии на данные виды работ и сертификаты по обеспечению безопасности. В-третьих, мы не видим смысла в смене провайдера, с учетом отличного качества выполнения всего комплекса работ и услуг. ГП ╚Кабельное телевидение╩, с которым мы сейчас сотрудничаем, создает телекоммуникационную сеть для Администрации СПб, стоимость услуг, которой будет значительно ниже и впоследствии предполагается ее самоокупаемость.
В этой области мы также провели обмен опытом с рядом крупных городов и столиц, и частично используем их опыт.

Взаимодействует ли АИС, а если взаимодействует, то как с различными БД, накопленными в других госучреждениях СПб?

Взаимодействует. Ежедневно ведомости о поступивших доходах представляются в городскую и районные налоговые инспекции, передаются через системы ╚банк-клиент╩ реестры платежей по расходам в банки, у которых открыты счета по исполнению городского бюджета.
Значительная совместная работа была проведена с Земельным комитетом по адресной сверке в разрезе муниципальных образований.
На данном этапе наша задача была в наработке своего функционального ядра и посредством своих программных комплексов создать свои БД. Теперь можно переходить на другой уровень отношений, и в перспективе связи во многом усовершенствуются.

Как вы осуществляете взаимодействие с другими БД?

Каждый раз при соприкосновении с базами других организаций приходится согласовывать состав информации, регламент и форматы передачи данных, на основании соответствующих постановлений и распоряжений.

Каковы перспективы дальнейшего развития: новые цели, задачи, возможности взаимодействия с другими информационными системами города и России?

Мы считаем, что перспективы наши многообещающи и глобальны. Во-первых, ╚Электронному казначейству╩ предстоит перейти на уровень общегородского центра расчетов, представляющего полную информацию правительству города о балансе движения средств и имущества, в том числе, с учетом требований международных стандартов учета.
Во-вторых, наработанные за эти 3 года БД позволяют существенно изменить уровень аналитических и прогнозных исследований. Сейчас представляется, что эти работы могут стать основой прогнозирования показателей финансового статуса города, что важно как для городского руководства, так и для потенциальных инвесторов. Реализация данного направления работ предполагает использование аппарата многомерных БД.
Отработанные технологии и методы должны стать повседневным инструментом наших аналитиков и финансистов.
На принципиально иной технический и организационный уровень должно перейти взаимодействие с налоговыми органами и банками. Необходимо предоставление информации в электронном виде в расширенном составе и при непосредственном взаимодействии информационных систем участников. Переговоры по данному вопросу ведутся и сроки уточняются.
В настоящее время в Комитете финансов начаты работы по формированию Программы управления финансовыми ресурсами города на период в 5 лет. Направления данной программы определят конкретные действия по развитию АИС.

Вы не прикидывали еще, какие программные средства будете использовать для решения аналитических задач?

В настоящее время в Комитете финансов приступили к изучению пакета статистических процедур SPSS ver 9 фирмы SPSS Inc и статистической системы по анализу временных рядов ╚Мезозавр╩ разработки Научно-консультационного центра и центра программирования ╚Стат-Диалог╩ при центральном экономико-математическом институте РАН. Для построения многомерных БД будут использоваться средства Oracle ╚Экспресс сервер╩ и ╚Финансовый анализатор╩.

Кто осуществляет сопровождение АИС?

Сопровождение осуществляется совместным коллективом управления автоматизации и информатизации Комитета финансов и фирм ≈ соисполнителей:
 сопровождение программного обеспечения выполняют специалисты фирм ≈ разработчиков  ГМП ╚Центра информационных технологий╩, и ╚Лаборатории макроэкономических исследований╩. Сервисное обслуживание средств вычислительной техники осуществляет фирма В-Риал.

Расскажите, пожалуйста, об истории создания АИС, ее авторах и участниках ее создания.

История автоматизации Комитета финансов начиналась с 1978 г., тогда Городского Финансового Управления, под руководством В.Н. Ломаченко. Начальником бюджетного управления тогда работала С.И. Соболева. Именно эти руководители осознали необходимость автоматизации трудоемких финансовых расчетов. На основе изучения  успешного опыта автоматизации в ВЦ Ленинградской области и в Краснодаре были изучены способы и средства свода бюджета и составления годовых отчетов. По результатам полезного обмена опытом автоматизации была открыта ╚зеленая линия╩: сформирован отдел, произведено обследование специалистами из ГВЦ Министерства финансов СССР, и начаты поиски необходимых средств на приобретение техники и ПО.
Первые 10 лет автоматизации стали для Финансового Управления весьма успешными. Автоматизировано производился консолидированный свод бюджета города, взаиморасчеты с Федеральным и районными бюджетами. По отработанной технологии передавались данные в банк по поступлениям платежей по доходам в разрезе всех отраслей промышленности и районов.

Первой платформой являлась многопользовательская мини-ЭВМ типа ╚Realite╩, произведенная во Франции. Выбор Realite был сделан по рекомендации ВЦ Министерства финансов СССР и на основе успешной эксплуатации данной модели ЭВМ в области автоматизации финансово-экономических расчетов в Казахстане, Москве, Таллинне, Риге.

Применение апробированного решения позволило минимизировать временные, кадровые и финансовые затраты. В системе работало одновременно 60 пользователей.
Разработка программных комплексов проводилась группой специалистов ИВЦ Министерства финансов РФ под руководством Г.Г. Лалаева. Эти люди являлись первыми экспертами предметной области, и оценки масштабов обработки финансовой информации в городе. Именно они заложили основные критерии и требования к созданию системы в сфере финансов. Принципы, заложенные тогда, нашли отражение и в современной системе.

Система на основе ╚Realite╩ обеспечила промышленную эксплуатацию с высокой эффективностью в течение 10 лет. На смену мини-ЭВМ пришли ПК и технологии клиент-сервер. При помощи ИВЦ Министерства финансов РФ в Городском Финансовом Управлении были проведены работы по созданию одной из первых локальных вычислительных сетей. Параллельно с заменой СВТ начались разработка функционирующей сейчас АИС.

Авторами требований постановки многих задач в АИС являются видные деятели финансовой системы СПб., представители руководства Комитета финансов ≈ А.М. Зелинский, С.В. Демин. Многие их идеи реально воплощены в основополагающих комплексах планирования бюджета, расчета экономических норм. Основоположниками подсистемы исполнения бюджета по казначейскому способу в общегородских масштабах являются: председатель Комитета ≈ В.Ю Кротов и его заместители ≈ А.В. Базыкин и О.Ю. Мамаева. В настоящее время данная подсистема имеет стойкие показатели быстрого развития.
Весомый вклад в проектирование системы внесла начальник отдела развития информационных систем нашего Управления Т.В. Ненашева.

Авторами основных системно-технических решений по праву можно назвать специалистов нашего Управления ≈ заместителей начальника управления И.Л. Соломинского и А.П. Павлова ≈ опытных и квалифицированных инженеров.
Авторами программной реализации ≈ головным разработчиком системы является ГМП ╚Центр информационных технологий╩ (ГМП ╚Интех╩). Конкурс на разработку АИС был объявлен Комитетом финансов в 1992 г. Победителем была объявлена названная фирма. Основной профиль производственной деятельности ГМП ╚Интех╩ ≈ создание крупных информационных систем. Высокий научный уровень достижений специалистов сегодня основывается на богатом опыте и основных этапах развития. Предприятие создано в 1990 году на базе отдела АСПР (Автоматизированная Система Плановых Расчетов) НТПО ╚Ленсистемотехника╩. В числе выполненных ранее заказов ≈ работы по созданию информационных систем в Комитетах и комиссиях органов управления г. Ленинграда, для Госплана СССР, для ряда атомных электростанций. Численность коллектива ≈ 44 специалиста. Высокие профессиональные навыки работников ГМП ╚Интех╩ обеспечивают высокую активность развития и качественное сопровождение АИС. Постоянно растет функциональная наполненность системы, оптимизируются технологические решения. К настоящему моменту 80% разработок осуществлено данным коллективом.

Вторая организация-разработчик ≈ это научное общество ╚Лаборатория макроэкономических исследований╩, создатель комплексов: ╚Учет поступлений доходов на районном уровне╩, ╚Реестр долговых обязательств╩ и ╚Автоматизированное место руководства╩. Это молодой коллектив грамотных, творческих специалистов, в основном, выпускников Петербургского университета.

В качестве сетевого системного интегратора мы выбрали фирму Элко Технологии. По ее проекту проектировалась и модернизировалась локальная вычислительная сеть Комитета финансов на активном оборудовании компании Cabletron Systems. В её реализацию заложен ряд современных технологий, позволяющий обеспечить необходимую пропускную способность сети, надежность и безопасность системы.
Обеспечено бесперебойное питание всего компьютерного оборудования Комитета финансов. ИБП гарантирует 10 минут автономного питания для корректного завершения операции и сохранения БД.

Холдинг Аякс и в его составе компания AND Project последние годы являются победителями конкурсов на поставку средств вычислительной техники АИС. Компания поставила нам надежное и высококачественное оборудование, обеспечила техническую поддержку. Серверы корпорации Hewlett Packard, определили корпоративный стандарт АИС.

Собираетесь ли вы переходить на платформы RISC?

Сейчас нас устраивает та платформа, на которой мы работаем. Концепция развития на этот год не предусматривает перехода на другие платформы. Изучение тенденции развития корпоративных систем, оценка затрат на такой переход и анализ текущего состояния производительности системы позволит дать ответ на этот вопрос в дальнейшем.

Кто осуществляет техническое обслуживание компьютерной техники?

Все средства ВТ, которые стоят в Комитете финансов, финансовых органах, в бухгалтериях и финансовых службах Комитетов и Администраций обслуживает фирма В-Реал. При обращении в их диспетчерскую службу они быстро реагируют на каждый вызов, осуществляют диагностику и восстанавливают работоспособность в кратчайшие сроки.
В связи с постоянным ростом парка машин к данной работе в настоящее время привлечен Информационно-Аналитический центр Администрации СПб.

Большое спасибо за интервью и еще раз поздравляем Вас и сотрудников Управления автоматизации и информатизации Комитета финансов с получением Сертификата Министерства Финансов РФ.

Мнение специалистов Всемирного Банка:

"Программа СПб является самой проработанной из всех изученных систем, особенно она необходима регионам, имеющим подразделения местного казначейства.  Это самая современная базовая версия программы, адаптированная к изменяющимся технологиям. Она хорошо подходит для финансовых административных органов со специализированными подразделениями казначейства и осуществляет операции с бюджетными получателями и минимальным количеством банковских счетов. Мы изучили 5 программных продуктов - СПб, Волгограда, Самарской области, систему Московского университета, систему казначейства РФ "Казна" и считаем, что программа СПб наиболее проработана".


  КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
    Главная страница || Статьи ╧ 2'2000 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей