Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Наши Нострадамусы


На рубеже веков человечество осмысливает свое существование. Что же нас ждет?

О.═Андронова,

Aнглийский футуролог (предсказатель будущего, исходящий из анализа научных достижений, а не карточных пасьянсов и сновидений a la Иоанн Богослов) г-н Ian Pearson, сотрудник═лаборатории═BT (http://www.labs.bt.com/people/pearsonid/), накануне наступления 2002 г. высказал следующие соображения: фантазии из фильмов типа ╚Терминатор╩ могут вскоре стать реальностью. Нынешние достижения в области разработки искусственного интеллекта позволят создать роботов более разумных, чем люди. И эти существа будут управлять деятельностью людей и их имуществом, потому что смогут пережить homo sapiens.

╚В 1900 было всего несколько способов уничтожения живого на планете: комета, болезни. Но за последние несколько десятилетий человечество преуспело в создании целого набора новых возможностей самоуничтожения: ядерное оружие, средства уничтожения окружающей среды, биологическое оружие, а также совсем новые опасности, исходящие от вычислительных устройств╩, ≈ говорит г-н Ian Pearson.

╚Мы постарались и поставили себя в положение, в котором статистически шанс на уничтожение вскоре превысит 1═%. А это означает, что в течение следующих 100 лет человеческая раса будет уничтожена каким-то из способов. К 2011 г. тело с искусственным интеллектом сможет сдавать экзамены и получать ученую степень. Исходя из этого, а также из уровня технологических усовершенствований, я полагаю, что человеческая раса исчезнет в ближайшие 30-40 лет╩, ≈ делает вывод Ian Pearson.

Одна из наиболее известных исследовательских компаний мира, IDC, представила свои прогнозы развития информационных технологий в 2002 г. Озвучил их главный специалист компании г-н Джон Гэнтц (John Gantz) в телебрифинге ╚Predictions 2002: Will the Fog of War Lift?╩. По его мнению, рост отрасли вскоре продолжится. ╚До событий 11 сентября мы ожидали, что положительные изменения произойдут в 2001 году, ≈ сказал Гэнтц. ≈ Но влияние террористов на мировую экономику стало барьером на пути возрождения╩.

Сейчас аналитики IDC прогнозируют, что положение изменится к лучшему, самое позднее, в середине этого года. В конце года увеличение расходов на информационные технологии в Соединенных Штатах составит от 4 до 6═%. В Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе рост будет еще более заметен. По оценкам IDC, европейский рынок ждет увеличение ИТ-расходов на 6-7═%, а азиатско-тихоокеанский ≈ на 10-12═%.

Вот 9 оставшихся предсказаний аналитиков из IDC:
1.═Вступление Китая во Всемирную торговую организацию означает, что по-прежнему на годы вперед рост их затрат на ИТ составит 25═%. А к 2010 г. Китай может стать третьим по значимости ИТ-рынком в мире.

╚Мы ожидаем, что со временем они станут покупать все больше ПО, ≈ комментирует Гэнтц свой прогноз, ≈ однако в настоящий момент Китай в большей степени ориентирован на аппаратное обеспечение╩.

2.═В 2002 г. спрос со стороны пользователей и работников на беспроводной и мобильный доступ в Интернет превысит предложение.

3.═Борьба с терроризмом окажет положительное влияние на рынок. Будет наблюдаться так называемый ╚эффект Бен Ладена╩: компании начнут переосмысливать и перерабатывать свои системы безопасности с учетом нынешней ситуации в мире. Спрос на программное обеспечение и сервисы, предназначенные для повышения безопасности, будет увеличиваться; если прежде распространение имели небольшие утилиты для защиты других программ, то теперь большее внимание привлекут программные продукты, в которых серьезная защита заложена изначально.

4.═Всеобщая ╚паспортизация╩ Интернет, которую пытается провести Microsoft, используя для этого Passport to XP, может стать успешной. Гэнтц считает, что в 2002 г. системы цифровой идентификации пользователей Интернет могут получить распространение, пусть и не в виде единой точки входа, как об этом мечтают пользователи Интернет.

5.═Ожидается рост рынка потоковой передачи мультимедиа. Подтолкнут его развитие новые стандарты, которые появятся в скором времени, новые услуги и спрос на рынке, частично обязанный опять-таки событиям 11 сентября.

6.═Концепция Web-сервисов пройдет пик своего признания в 2002 г., причем задолго до того, как критическая масса продуктов и услуг появится на рынке реально.

7.═Для ОС Linux 2002 г. станет ╚годом прорыва╩. Имеется в виду прорыв на предприятия ≈ для корпоративного использования. По словам Гэнтца, наилучшие шансы у ОС на рынках встроенных систем и высокопроизводительных рабочих станций.

8.═Тонкие серверы-╚лезвия╩, появившиеся не так давно, не принесут своим создателям быстрых денег, однако у технологии большое будущее. Новая архитектура изменит представления о том, каким должен быть сервер, и окажет значительное воздействие на рынки серверов начального уровня и серверов приложений.

9.═По мнению Гэнтца, в 2002 г. будет продано не менее 75 млн лицензионных копий Windows XP. Однако повторения успеха, сопутствовавшего Windows 95, не будет ни по количеству пользователей, привлеченных новой системой, ни по влиянию на объемы продаж аппаратного обеспечения. Г-н Гэнтц отметил, что он старался давать самую осторожную версию развития событий, и считает, что в действительности рост рынка ИТ начнется даже раньше и примет большие масштабы.
Получить копию презентации можно по адресу у Amie White.

Сайт Wired.com обнародовал ежегодный список ╚разочарований года╩ и отметил наградами Vaporized Awards (╚мыльные пузыри╩) наиболее заметные идеи в сфере высоких технологий, так и не воплотившиеся в конкретные продукты. Лауреатов награды выбирали обыкновенные люди ≈ конечные пользователи. Из сотен мнений были отобраны те, что соответствовали представлению Wired.com о самом понятии ╚мыльного пузыря╩ (Vaporware). Итак, 10 первых лауреатов награды, перечисленных в обратном порядке:

10.═Indrema. Компания провозглашала себя ╚убийцей корпораций-тяжеловесов╩ ≈ ее игровая консоль с открытым исходным кодом должна была выиграть у аналогичных продуктов Sony, Microsoft и Nintendo. ╚Лучше бы они забрали назад свои извинения и построили этот агрегат, вместо того чтобы строить 3D макеты и поливать грязью средства разработки, ≈ заявил Тим Тонер (Tim Toner), ≈ тогда бы возникла огромная сеть фанатичных разработчиков, вполне способная посеять панику в рядах гигантов индустрии╩. Но гиганты достойно работали в прошедшем году на поприще компьютерных игр, а Indrema приказала долго жить еще в конце весны.

9.═Peekabooty. Хакерская группа Cult of the Dead Cow (╚Культ мертвой коровы╩, CoDC) объявила о выпуске утилиты Peekabooty, обеспечивающей полную анонимность работы в Интернет. Один из обиженных пользователей написал: ╚Были взбешены все ≈ предполагалось, что она появится в первых числах июля, затем выход был задержан на несколько недель, а те, кто спустя месяцы посещал Web-сайт группы CoDC, не мог найти там ничего ≈ даже представления о том, когда можно ждать появления продукта╩.

8.═Искусственный интеллект. Разве не предполагалось когда-то, что к 2001 г. у нас будут говорящие, думающие, ╚живые╩ компьютеры? Джимми Сен-Жермен (Jimmy St. Germain) разочаровало отсутствие ╚реальной работы╩ в старейшем проекте компании Cyc по созданию искусственного интеллекта, возглавляемом Дугласом Лена (Douglas Lenat). Необходимо отметить, что ╚пузырем╩ в полном смысле слова Cyc не является ≈ некоторые из ее открытий используются, к примеру, в сетевых утилитах. ╚Но я ≈ не системный администратор, ≈ жалуется г-н Сен-Жермен. ≈ Где же наши роботы?╩

7.═DigiScent iSmell. Версия Smell-O-Vision цифровой эпохи стартовала на обложке журнала ╚Wired╩ под заголовком: ╚От вас пахнет!╩ (╚You▓ve got Smell!╩). Так и не появившийся на рынке продукт компании с названием iSmell должен был стать первым в мире коммерческим синтезатором запахов. Предполагалось, что пользователь сможет подключить iSmell к компьютеру как обычные колонки (так заявил официальный представитель компании в прошлом году), и вместо синтеза звука взрыва на экране iSmell должен был ╚выдувать╩ пахнущее дымом облачко. Существовали работающие прототипы устройства, кочевавшие с выставки на выставку с целью убедить окружающих в том, что технология синтеза запахов существует. Однако компания DigiScents, столкнувшись с нехваткой средств, закрылась в конце апреля. ╚Я знаю, что эта штука работает ≈ одному из агрегатов довелось поработать на моем рабочем столе, ≈ заявил Джон Хейес (John Hayes), выдвинувший компанию в наградной лист. ≈ Вот почему эта история особенно огорчила меня. Каким-то образом опыт компании DigiScents (по созданию синтезаторов запахов) будет востребован уже в ближайшие годы╩.

6.═Электронная фотопленка Silicon Film. Компания Silicon Film Technologies не смогла воплотить в жизнь идею создания ╚цифровой фотопленки╩, которая позволила бы превратить обычный пленочный фотоаппарат в цифровой. За год продукт так и не появился на рынке. Web-сайт компании работает и по-прежнему обещает начать продажи пленок, ╚как только будут получены необходимые сертификаты╩. Однако телефон уже не работает, что привело Тома Хаммера (Tom Hammer) к мысли ≈ не является ли это ╚одной из крупнейших Интернет-уток в истории╩?

5.═Беспроводные 3G-сети. Уже не один год телекоммуникационные компании твердят о том, что высокоскоростные эфирные линии передачи данных, позволяющие передавать аудио и видео на мобильные телефоны, уже на подходе, осталось лишь урегулировать отдельные законодательные и технические вопросы. Карлос Сальвестрини (Carlos Salvestrini) пишет: ╚Мне так и не довелось подержать в руках аппарат, оказывающий мобильные услуги 3G ≈ о компании, которая предоставляла бы их, я вообще молчу╩.

4. Team Fortress 2. Компания Valve Software уже несколько лет обещает выпустить эту долгожданную многопользовательскую игру. Web-сайт компании заявляет, что Team Fortress 2 ╚сочетает в себе ролевую игру с тем духом товарищества и взаимовыручки, который есть в классических фильмах о войне╩, однако многие читатели задаются вопросом, удосужилась ли компания поработать хотя бы над названием? ╚В этой стрелялке (рассчитанной на одного игрока) можно было сбиться с пути, ≈ заявляет Майк Паркер (Mike Parker).═≈ Более того ≈ можно было так заблудиться в чащобах, что уже никогда не найти дороги обратно╩.

3.═Photoshop для OS X. Apple могла бы оказать большую услугу своим пользователям, если бы позаботилась о портировании для Mac OS X Adobe Photoshop.

2.═Warcraft III. Никто не высказался по поводу заминок с появлением новой версии популярной игры из серии Warcraft компании Blizzard красноречивее Тада Келли (Tadhg Kelly), воспринявшего это как личное оскорбление. ╚Никогда еще тянущиеся надежды столь многих не разбивались из-за задержки нескольких╩, ≈ заявил он. То же самое г-н Келли говорил и год назад и в отношении Warcraft III. Пресс-секретарь компании Blizzard заявила, что задержка с выходом игры вполне в духе Blizzard и что компания лишь стремится убедиться в том, что продукт соответствует тем стандартам качества, к которым привыкла.

И, наконец, победитель...
В рейтинге Wired News уже который раз побеждает трехмерная ╚стрелялка╩ Duke Nukem Forever компании 3-D Realm; игра уже 4-й год в производстве, а даты выпуска все не видать. Web-сайт компании заявляет: ╚Даты нет. Никакие даты нам не известны. Если вы услышите какую-нибудь ╚достоверную информацию╩ или что-нибудь прочитаете на новостном Web-сайте или в компьютерном магазине расскажут ≈ не верьте. Никто не знает ничего. Нет даты. Точка╩. Такой стиль общения побудил Ольгера Кляйнсоргена (Holger Kleinsorgen) написать: ╚Будущие поколения вместо фразы: ╚когда рак на горе свистнет╩ станут говорить: ╚когда Duke Nukem Forever выпустят╩. Его поддерживает Деннис Мэрфи (Dennis Murphy), заявивший, что он надеется рассказать своим внукам о том, как долго ждал эту игру. И они тогда скажут ему: ╚Да, мы знаем, сами ее ждем┘╩. Но генеральный менеджер 3-D Realm Скотт Миллер (Scott Miller) не был слишком уж сокрушен, когда ему сообщили об очередном присвоении ╚мыльной╩ награды Wired.com. ╚Это очень многообещающая игра, ≈ сказал он. ≈ Это не обычная стрелялка, каких сейчас немало наплодили. Мы задаем новые стандарты╩.

Предсказания═сайта http://www.europemedia.com
1.═Резкое увеличение спама. Несмотря на сердитые попытки некоторых государственных организаций остановить поток незапрошенной электронной почты, положить предел этому безобразию пока не удается.

Производители ПО пытаются идентифицировать спам, но надежных методов пока нет. И чем лучше методы предотвращения спама, тем хитрее становятся спамеры.

Также растет раздражение от электронной рекламы. И если ранее жаловались на баннеры, то теперь некоторые сайты (например, Salon.com) выводят страницы с рекламой на каждый клик еще до показа запрашиваемой страницы. А вскоре нас могут заставить смотреть полноразмерные страницы с рекламой между каждыми двумя кликами и попыткой вернуться на предыдущую страницу.

Смотреть насильно рекламу мы будем до тех пор, пока просмотр Web-страниц остается бесплатным. Но может статься и так, что в 2002 г. владельцы Web-сайтов, линий связи и производители ПО заставят-таки нас платить за просмотр каждой страницы в Интернет. И возможно, плата будет не за конкретную страницу, а за набор. Например, вы не захотите платить eBay по 5 евро ежемесячно за их аукционы. Но возможно вы согласитесь платить 10 евро в месяц конгломерату из eBay (за покупку чего-нибудь на их аукционе), Hotmail ≈ за использование их службы электронной почты, CNN.com ≈ за новости на их сайте, а Yahoo! ≈ за игры.

Деньги за содержимое в он-лайн, которые не удалось получить с нас в 2001 г., в этом году могут потечь в карманы основных сайтов с интересным содержимым, которые объединятся в конгломераты. Или, выражаясь более неприязненно, в картели.

2.═Беспроводной Интернет в этом году использовался не слишком активно в Западном мире, за исключением Финляндии. Покупка чего-нибудь по мобильному телефону выглядит как фантастика и, скорее всего, таковой и останется в следующие 12 месяцев. Во-первых, экраны сотовых телефонов и кнопочки на панели останутся такими же маленькими, а интерфейс столь же неудобным для финансовых транзакций. Во-вторых, уже существует очень эффективный метод осуществления покупок по сотовому телефону: позвоните поставщику и закажите все, что душа пожелает.

3.═На рынке трансграничные слияния и поглощения продолжатся. По-прежнему будут создаваться компании, чей размер слишком велик для того, чтобы ими управлять. Последние 20 лет научили нас, что, независимо от экономики, большие становятся еще больше.

К счастью, маленькие компании иногда тоже становятся большими. А иногда и большие очень резко уменьшаются. Так случилось с одной из крупнейших компаний США Enron. Она обанкротилась в конце 2001 г. Одной из наиболее удивительных тенденций 2001 г. стало то, что розничных продаж в он-лайн было много как в Европе, так и в Северной Америке. В то время как так называемая экономика dot.com коллапсировала во всем мире, технология, которую dot.com создавали и развивали, использовалась все больше.

Слишком просто было бы думать, что Интернет-экономика исчезнет вместе с истерией по поводу Интернет. В первом квартале многие компании dot.com обещали прибыль в конце года. После 11 сентября прибыль была, наверно, на последнем месте в нашем сознании.
А теперь, не прошло и 4-х месяцев, мы опять заняты бизнесом, и экономическая активность нарастает. Но остается чувство упущенной возможности. 11 сентября было шансом посмотреть на себя в зеркало и задать вопрос: ╚Что и почему мы делаем?╩ К счастью, в 2002 г. у нас будет более мирная возможность, или может быть мы сумеем таковую создать для себя.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 02'2002 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей