Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ в госорганах

Кому нужны информационные технологии?


Редакция ╚КИ╩ продолжает серию интервью, начатую в ╚КИ╩ ╧═1/2003. целью которых является желание редакции выяснить, насколько востребованы и важны современные информационные и коммуникационные технологии в повседневной деятельности.

В═городе есть организация, деятельность которой, без преувеличения, касается каждого гражданина практически с момента его рождения. Это Управление МНС России по Санкт-Петербургу. Мы обратились к руководству Управления, и на вопросы главного редактора О.═Андроновой любезно согласился ответить заместитель руководителя УМНС России по Санкт-Петербургу Игорь Николаевич Задворнов

 

В.═Какие задачи решаются в Управлении МНС по СПб с помощью информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ)?

О.═Можно говорить о трех этапах внедрения ИКТ в практику деятельности налоговых органов.

На первом этапе была создана единая информационная система налогового администрирования деятельности инспекций МНС районного уровня, которая позволила автоматизировать все технологические операции обработки налоговой информации в районном звене. Таким образом, нами была создана информационная система с базами по физическим и юридическим лицам единой структуры. Эти системы реализованы на локальных сетях районных налоговых инспекций.

На втором этапе осуществляется выделение ряда технологических операций (главным образом непроизводительного характера, требующих больших затрат ручного труда) и возложение их выполнения на специально создаваемые Центры обработки информации. К═таким операциям относятся ввод информации, поступающей от налогоплательщиков и взаимодействующих организаций и распределение ее в соответствующие базы данных, массовая печать документов и═др.

На следующем, третьем, этапе дальнейшего развития автоматизированной информационной системы налогового администрирования потребовалось создание единой корпоративной сети, объединяющей все районные инспекции, Центр обработки данных и взаимодействующие организации (ГИБДД, ГБР, ГУИОН и═т.═д.). Такая сеть позволяет внедрить качественно новые информационные технологии в процесс обеспечения функционирования налоговых органов. К═ним относятся:

"═Процесс формирования централизованных информационных ресурсов и обеспечение удаленного доступа к ним. Районная налоговая инспекция занимается только теми физическими и юридическими лицами, которые у них стоят на учете. А═для налогового администрирования очень важно знать общую картину: например, где расположены филиалы юридических лиц. Обеспечивая доступ к полной информации, мы получим новое качество налогового администрирования.
"═Управление всеми информационными ресурсами с единого пункта управления корпоративной сети.
"═Централизованное администрирование сети и обеспечение прав доступа пользователей.
"═Получение от взаимодействующих организаций налоговой информации и распределение ее по информационным ресурсам.
"═Обеспечение возможности приема налоговой отчетности от налогоплательщиков по электронным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). По этой технологии в городе уже работают два района═≈ Кировский и Адмиралтейский.

В═соответствии с законом об ЭЦП в данном процессе должен участвовать удостоверяющий центр, имеющий сертификат ФАПСИ. Мы сейчас работаем через ЗАО ╚Удостоверяющий центр╩.

Стоит отметить, что Санкт-Петербург═≈ один из первых регионов, где сформирован удостоверяющий центр и работает эта технология.

"═Создание единого телефонного номерного пространства и IP-телефонии.
"═Внедрение видео- и аудиоконференций, режима удаленного обучения.
"═Возможность доступа к информационным ресурсам МНС РФ. В═рамках МНС РФ создается единая корпоративная сеть по всей стране, выход в которую будет возможен из Управлений МНС России. Технология работы в настоящее время отлаживается.

Таким образом, формирование корпоративной сети УМНС России по Санкт-Петербургу закончено, и идет подключение к ней внешних организаций.

По окончании технологического процесса установки и отладки в корпоративной сети будет работать порядка 4000 компьютеров. Между всеми площадками УМНС России в Санкт-Петербурге уже работает электронная почта в рамках корпоративной сети. Отлаживается технология доступа к базам данных на отдельных площадках УМНС по районам.

Все решения по применяемым аппаратно-программным платформам приняты. Принципиальных трудностей в реализации мы не ожидаем и их не будет.

В.═Какое подразделение курирует в организации создание корпоративной информационной системы (КИС), и кто выполняет функции заказчика на КИС?

О.═Созданием и внедрением КИС в УМНС занимается группа отделов, обеспечивающих информатизацию деятельности УМНС России по СПб, то есть штатные ИТ-подразделения.

В.═Роль отдела ИКТ (какие задачи решаются силами своих сотрудников, какие═≈ силами сторонних подрядчиков)?

О.═Силами сотрудников отделов, обеспечивающих информатизацию, решаются следующие задачи:

"═обоснование развития АИС УМНС России по СПб и выполнение функции заказчика по внедрению ИТ;
"═разработка и сопровождение программного обеспечения, предназначенного для автоматизации функций налогового администрирования;
"═создание и сопровождение технической базы КИС═≈ автоматизированные рабочие места, локальные вычислительные сети, корпоративная сеть Управления МНС России по СПб.

В.═То есть вы не только выбираете и используете программные платформы, но и в случае необходимости ведете разработку своими силами?

О.═Мы ведем работы по всему спектру задач. Внедряем то программное обеспечение, которое присылает Министерство. Есть группа задач, автоматизацию которых мы решаем своими силами. А═если не хватает ресурсов, то под нашим руководством специализированные организации выполняют функции исполнителя работ по внедрению ИТ в соответствии с техническими заданиями УМНС России по СПб.

В.═Какая аппаратно-программная платформа и какие технологические решения выбраны для КИС организации и почему?

О.═ЛВС районного уровня построены на витой паре 5-й категории, причем в некоторых инспекциях между этажами проложено оптоволокно. А═городская корпоративная сеть выполнена на волоконно-оптических каналах связи.
В качестве программных платформ выбрано следующее программное обеспечение:

"═системное программное обеспечение для ПК═≈ Windows═2000;
"═сетевое программное обеспечение ЛВС═≈ Novell═6.0;
"═современное прикладное программное обеспечение на основе СУБД Oracle и MS SQL Server.

Мы планируем использовать программный продукт Citrix для обеспечения удаленного доступа. Сейчас как раз он отлаживается. Выбор ПО Citrix определен, в первую очередь, желанием уйти от проблемы постоянной замены ПЭВМ. Кроме того, мы надеемся ускорить работу по организации удаленного доступа к центральным базам данных и установке в инспекциях по районам Санкт-Петербурга терминальных рабочих мест Citrix на базе существующих ПЭВМ, что существенно снизит расходы на закупку ПЭВМ.

Стоит отметить, что у нас нет проблемы с внедрением лицензионного программного обеспечения на рабочих местах, так как все ПЭВМ поступают к нам уже с предустановленным ПО Microsoft. Все последние поставки идут с Windows═2000.

Сетевое программноеобеспечение ЛВС (тоже лицензионное) постепенно устанавливается по районам.
Также приобретены и устанавливаются:

"═средство удаленного управления рабочими станциями Novell ZenWorks for Workgroups═3.2, включающее службы инвентаризации аппаратных и программных платформ;
"═кроссплатформенная служба каталога NDS═8.7;
"═DirXML как средство согласования информации о пользователях в каталоге корпоративной сети между различными программными продуктами, имеющим свои собственные системы регистрации (Oracle, MS SQL Server, MS Exchange, Lotus Notes).

Мы намерены из одного центра устанавливать и администрировать программное обеспечение, отслеживать состояние на каждом рабочем месте и проводить процесс обучения.

Мы разрабатываем и устанавливаем базы данных на Oracle. Тебазы данных, которые поступают из Министерства по налогам и сборам, используют MS SQL Server.

В.═В чем преимущество легального использования программного обеспечения, и какая схема лицензирования для вашей организации была бы предпочтительна (разовые покупки, подписка с обновлением, временное использование)?

О.═Во-первых, преимущество использования лицензионного программного обеспечения состоит в регулярном обновлении (что, например, особенно актуально для антивирусных программ).

Во-вторых, в создании единого информационного пространства в корпоративной сети. Создание корпоративной сети вообще невозможно без внедрения лицензионного сетевого программного обеспеченния в ЛВС районного уровня.

Наиболее предпочтительная для нас схема лицензирования═≈ это подписка с обновлением. Конечно, это требует финансовых затрат, но и эффект от такой схемы взаимодействия есть. Эту схему мы опробовали с программным продуктом Oracle и антивирусными программами. Когда берешь новые, еще не отработанные версии, встречаются ошибки. Эти ошибки неизбежно отражаются на всей системе налогового администрирования, возникают какие-то проблемы. И,═если находишься на постоянном обслуживании, то разработчики дорабатывают ПО по нашей заявке.

В.═Какова оценка подразделениями Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу (основными пользователями) степени полезности внедренных ИКТ и всей КИС?

О.═С нашей точки зрения, оценка полезности внедренных ИКТ и всей КИС определяется тем, что 90═% выполняемых основными отделами Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу функций автоматизировано.

Кроме того, впервые в Петербурге налогоплательщику обеспечивается возможность передавать налоговую отчетность по электронным каналам связи с использованием ЭЦП.

А внедрение штрихкодовой технологии печати платежных документов ПД-4 на уплату имущественных налогов, а с 2003 года и транспортного налога, позволит значительно сократить рутинные операции при вводе информации.

В.═Что делается для уменьшения ошибок при ручном вводе информации?

О.═Мы постоянно стремимся к их уменьшению. В═Кировской районной инспекции уже действует созданная нами система, где автоматизирован ввод всей поступающей налоговой информации. Внедрение данной системы резко уменьшает количество ошибок и повышает скорость ввода налоговой информации за счет дополнительных формул контроля и сверки с базой данных Госреестра. Этот полезный опыт мы будем распространять на другие инспекции.

Но развивать ее мы можем только совместно с налогоплательщиками. Мы предоставляем им все возможности для того, чтобы они обеспечивали безошибочный ввод информации. Например, передачу налоговых деклараций с использованием ЭЦП. Поскольку все форматы налоговых деклараций для заполнения запрограммированы, это уменьшает ошибки ручного ввода.

Кроме того, МНС бесплатно раздает налогоплательщикам программное обеспечение для заполнения справок о доходах и платежных поручений со всеми используемыми в этом программном обеспечении справочниками именно для того, чтобы не было ошибок при их заполнении. Чтобы исключить ошибки при заполнении платежных документов на оплату налогов на недвижимое имущество и транспортные средства, налоговые инспекции распечатывали платежные документы сами с использованием штрихкодовой технологии и раздавали налогоплательщикам. И═теперь в филиалах Сбербанка информацию будут не вводить, а считывать сканерами.

Так что мы не только совершенствуем технологии у себя, но и работаем с налогоплательщиками, с банками,═≈ в общем, со всеми, кто включен в технологическую цепочку обработки налоговой информации. Поэтому вся наша работа по внедрению новых информационных технологий направлена в первую очередь на помощь налогоплательщикам в оснащении их соответствующим программным обеспечением, позволяющим удобно, правильно и безошибочно заполнять все требуемые для налоговых органов документы.

В.═Какие новые решения в области ИКТ вы оцениваете положительно, и какие из них хотели бы применить?

О.═Уже внедряются следующие технологии:

"═переход на прием данных от налогоплательщиков (бухгалтерской отчетности, деклараций и других документов) по каналам связи с ЭЦП;
"═организация удаленного доступа к централизованным базам данных из инспекций МНС РФ по районам СПб и централизованная обработка данных;
"═использование технологии сканирования для ввода информации и ведения архивов;
"═бесплатная раздача налогоплательщикам ПО для формирования справок о доходах, заполнения платежных поручений;
"═централизованная печать и конвертирование для отправки налогоплательщикам налоговой информации.

В.═Вы рассматривали варианты использования беспроводных технологий?

О.═Широкого применения им у себя мы не видим. У═нас ведь не просто сети, а защищенные сети. И═перед тем, как ввести их в эксплуатацию, они тестируются на соответствие всем требованиям. Согласно Налоговому кодексу, вся информация о налогоплательщике, которую мы собираем, должна быть защищена. Сегодня в нашей корпоративной сети используются необходимые средства шифрования и защиты. И═учитывая, что наши базы не появляются на рынках, мы со своей работой справляемся на должном уровне.

В.═Какие трудности есть в работе с налогоплательщиками по Интернет?

О.═Технически для нас не составило бы труда внедрить информационные технологии работы с налогоплательщиком по Интернет.
Нужно сказать, что большей частью налогоплательщиков пока эта технология не востребована. Пока мы предлагаем организовать передачу данных в налоговые инспекции по телефонным каналам связи, и готовы участвовать в таком обмене (как показал опрос) 50═% юридических лиц.

Тем не менее, стоит напомнить, что в МНС РФ созданы Web-серверы как Министерства, так и всех Управлений. У═нас есть свой сервер с информацией по региону СПб═≈ www.nalog.spb.ru.

В.═Каковы перспективы развития КИС в организации?

О.═Нами запланировано:

"═максимальное расширение технологии приема данных от налогоплательщиков по каналам связи с ЭЦП;
"═дальнейшее развитие корпоративной сети передачи данных Управления для обеспечения оперативного взаимодействия с МНС и взаимодействующими организациями по современным каналам оптоволоконной связи (Управление Федерального Казначейства, ГИБДД, Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга и═др.);
"═распространение среди налогоплательщиков программного обеспечения по заполнению платежных поручений с использованием двумерного кодирования.

Спасибо за интервью! Надеемся, что ваши планы будут выполнены в срок для пользы всего населения Санкт-Петербурга!


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 2'2003 (3 - 16 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей