Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Сотовая связь

Вышки для сотовой связи могут висеть в воздухе


В конце прошлого года на сайте www.cnews.ru в разделе ╚Аналитика╩ была опубликована статья... о дирижаблях. Нашу редакцию в статье заинтересовала идея использования дирижаблей для организации мобильной связи. Поискав в Интернет, мы обнаружили полуготовую разработку на эту тему http://www.business2.com. ╚Полу╩ ≈ поскольку для ее промышленного использования требуются чиновничьи разрешения. Но так как это чиновники государственных органов США, то шансы на жизнь у новинки есть. Вспомните мнение Карла Маркса, высказанное в ╚Капитале╩: ╚Если прибыль составляет 300 %, нет такого преступления, на который не пошел бы капитал╩. Возможность прибыли проглядывается, так что и чиновников сговорить, видимо, удастся.

 

О. Андронова,

Фирма AeroVironment в местечке Simi Valley, штат Калифорния, организовала у себя выставку своих разработок: на рыболовных лесках подвешены к потолку различные летательные аппараты.

Среди них летательный аппарат Gossamer Condor (1977), приводимый в действие мускульной силой человека, и аэроплан на солнечной тяге Gossamer Albatross, пересекший в 1979 году пролив Ла-Манш с человеком-пилотом. Затем был построен 18-футовый (6-метровый) летающий птеродактиль для фильма On the Wing от Imax. Автомобиль Sunraycer на солнечной тяге, выигравший гонку в Австралии. Шпионский аэроплан размером с ладонь, недавно созданный по заказу Министерства обороны США, производящий фотосъемку местности. Одна из разработок AeroVironment известна по фильму Hudson Hawk с Брюсом Уиллисом и Энди Макдауэлл. Это орнитоптер в стиле известной разработки Леонардо да Винчи.

В другом хранилище фирмы AeroVironment в нескольких огромных контейнерах складированы сотни составных частей из кевлара, пенопласта и пластика. В собранном виде они представляют собой нечто вроде огромного крыла ≈ шире, чем ╚Боинг-747╩ и все-таки легче фольксвагеновского ╚Жука╩. При этом данное ╚крыло╩ может летать в стратосфере, полностью за счет собственных возможностей, без пилота и топлива, используя только солнечные батареи для питания нескольких маленьких пропеллеров. Это устройство (под названием Helios) поднимали прошедшим летом на высоту более 65000 футов (более 19 км) над островами Гавайского архипелага. Через 16 часов оно благополучно вернулось обратно.

В отношении этого ╚крыла╩ у фирмы есть большие планы. Кстати, на его разработку ушло почти 20 лет. Helios фактически стал стартовой площадкой для развития нового бизнеса фирмы═≈ направления SkyTower Telecommunications, оформленного в виде новой фирмы под этим названием. Это подразделение фирмы AeroVironment, перейдя в свободное плавание, намерено запустить Helios и его клоны на высоту в 12 миль (почти 20 км). Так высоко обычно летают только метеозонды и самолеты-шпионы U-2. Там крылья Helios будут работать в качестве частных телекоммуникационных спутников в деловых целях для потребителей на земле. Управляющее оборудование для энергопитания располагается на земле. Топливные ячейки, работающие на водороде, будут функционировать совместно с солнечными батареями, которыми покрыты крылья. Helios сконструирован таким образом, что сможет легко кружиться наверху, без человека на борту, как минимум в течение 6 месяцев подряд, днем получая энергию от солнечных батарей, а ночью ≈ от топливных ячеек. Helios будет посылать на землю прямо под собой электромагнитные волны, по которым будут передаваться широкополосная Интернет-связь, мобильная телефонная связь в стандарте третьего поколения, телевизионные сигналы высокого разрешения. Пользователю понадобится только спутниковая тарелка на крыше дома, ≈ и можно будет получать весь пакет беспроводных услуг.

В июле прошлого года инженеры фирмы SkyTower, японского министерства по телекоммуникациям и агентства космических исследований США NASA послали прототип аэроплана на высоту 65000 футов (19,5 км) над островом Кауаи для испытания возможностей вышеописанного устройства. Достигнув нужной высоты и начав кружить над заданной точкой, изогнутое в виде дуги крыло получило сигнал с земли и начало передачу данных на лаптопы пользователей, трансляцию высококачественных телевизионных изображений и проведение видеоконференций между парой мобильных телефонов третьего поколения.

Осталась нерешенной одна проблема совсем не технического свойства: Федеральное управление авиации США не собирается разрешать беспилотным самолетам летать в обозримом будущем.

В настоящее время столь популярную услугу, как беспроводной доступ к Интернет вашего ПК, можно получить тремя способами: посредством наземных вышек (мачт), вращающихся на орбите спутников или коротковолновых передатчиков стандарта Wi-Fi, типа тех, что используются в стенах кафе Starbucks (SBUX). В них доступ к Интернет обеспечивается (и продается) путем использования технологии 802.11b.

К сожалению, ни одно из этих решений нельзя назвать идеальными. Многие вышки, вроде тех, что используются для передачи ╚фиксированно-беспроводного╩ соединения, недостаточно высоки для того, чтобы передавать сигналы поверх деревьев и зданий, и недостаточно мощны, чтобы передавать сигналы сквозь них. Ну, и не слишком-то они красиво смотрятся, да и пользователи беспокоятся: не повредят ли их здоровью канцерогенные микроволны. У═спутников свои проблемы: запуск одной штуки на орбиту обходится от $50 до $400 млн. А для организации на самом деле глобальной беспроводной сети надо запустить одновременно дюжины низкоорбитальных спутников. В качестве примера напомним о проекте Iridium стоимостью в $5 млрд и грандиозном конгломерате из 66 спутников, который привел к финансовому краху компанию после того, как выяснилось, что в мире не много людей, готовых заплатить по $3 за минуту разговора по телефону, не работающему внутри здания. Высокоорбитальные геостационарные спутники (они летают с той же скоростью, что и сама планета, и потому могут висеть над одним и тем же местом все время) так далеко находятся от Земли, что мощности для доставки широкополосного сигнала не хватает.

Теоретически вариант с использованием SkyTower сочетает преимущества всех видов. Летая кругами с шириной 2000 футов (600 м) на высоте 60000 футов (18 км) они фактически становятся геостационарными спутниками в том смысле, что могут обеспечивать круглосуточное покрытие области. Но при этом ширина пропускания сигнала в 1000 раз больше. По уверениям г-на Stuart Hindle, вице-президента по развитию бизнеса компании SkyTower, аппарат Helios может доставлять высококачественный широкополосный сигнал на антенну-тарелку любому потребителю, находящемуся в зоне радиусом в 50 миль прямо под ним. Этого вполне хватит для доставки сигналов на территории большинства крупных городов и их пригородов, и сигналу не помешают ни деревья, ни холмы. Наземные контроллеры будут вести мониторинг воздушного аппарата денно и нощно.

SkyTower оценила свой аппарат Helios в $3 млн за штуку. Широкополосная высококачественная связь с его помощью будет дешевле, чем посредством спутников или телекоммуникационных вышек. И, опять-таки, с помощью Helios сигнал проникнет туда, где в других случаях покрытия не будет. И SkyTower не единственная компания, смотрящая в небо в поисках решения ╚последней мили╩. Но она, пожалуй, ближе прочих стоит к реальному бизнесу, благодаря инвестициям в размере $80═млн, которые компания AeroVironment получила от агентства NASA после того, как Paul MacCready, основатель компании AeroVironment, выдвинул эту идею в 1983 году. Остается доказать, что система питания посредством топливных ячеек сможет обеспечить работу в темноте для 24-часового покрытия. Как это выглядит? Две черные канистры помещаются по бокам аппарата. Одна, большая по размеру,═≈ для водорода, в меньшей ≈ кислород. Когда они подвешены к аппарату, система использует генерируемое теплом солнца электричество для расщепления воды на водород и кислород, сохраняемые в канистрах. Ночью топливные ячейки рекомбинируют кислород и водород, что создает достаточное количество электричества для вращения 14 пропеллеров аппарата. Система также производит тепло, которое предохраняет воду от замерзания на высоте в 65000 футов над землей, где температура падает до √23 градусов по Цельсию. В ее нынешнем состоянии система энергоснабжения слишком тяжела для аппарата. В июле нынешнего года разработчики планируют еще раз запустить аппарат и протестировать новую систему питания с топливными ячейками. Это придется осуществлять уже за собственные деньги: финансирование проекта средствами NASA закончилось на предыдущем полете.

Так что сейчас руководство компании SkyTower ищет большого инвестора и потенциальных телекоммуникационных клиентов на свое детище. Если деньги на доработку удастся найти, и клиенты будут готовы подождать до следующего лета, останется еще одна проблема, о которой уже упоминалось ≈ получение разрешения от FAA на запуск беспилотных аппаратов, использующих сверхлетучий водород над населенными районами.

Воздушное пространство на высотах от 60000 футов и выше в основном не регулируется. SkyTower или кто-то другой вправе свободно там размещаться. Вот попасть туда ≈ это проблема. На два предыдущих пробных полета над Кауаи компания SkyTower получала разовое разрешение на полет туда и обратно в контролируемом воздушном пространстве.

Весящий 2300 фунтов (920 кг) аппарат Helios легок для своего размера. Но вот достаточно ли он легок, чтобы разрешить ему кружиться над вашей головой, когда вы спите? Разработчик уверяет, что избыточная система безопасности не даст ему упасть людям на головы. Аппарат сможет безопасно лететь, даже если все моторы откажут. На землю он будет якобы падать по частям и мягко, и максимум, что снесет ≈ несколько черепиц с крыши дома. А в Европе несколько стран разрешили полет беспилотных воздушных агрегатов в гражданских целях, в основном для научных применений, например, отслеживания погоды или борьбы с пожарами. Ответственные лица FAA говорят, что в течение 5√10 лет такие разрешения, возможно, будут выдаваться и в США.

Если удастся довести до ума разработку Helios, его можно будет применять не только в интересах телекоммуникационных операторов и ТВ-станций, но и в целях борьбы с наркоторговлей и терроризмом.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 2'2003 (3 - 16 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей