Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Современное состояние и перспективы развития электронного бизнеса в России


Александр Глинских, к.т.н.


Успешность ведения бизнеса предприятием любого размера и профиля деятельности не в последнюю очередь зависит от применения им современных ИТ. Одной из таких технологий (или даже целым направлением развития мировой экономики) стал электронный бизнес (ЭБ). В цикле из нескольких статей будет рассмотрен ряд вопросов, знание которых будет небесполезно нашим читателям, желающим составить себе более полное представление об этой технологии применительно к нашим российским условиям (см. также ╚КИ╩ ╧ 16-23/2000 и ╧ 01/2001).  

Основные факторы развития электронного бизнеса в России

В отчете консалтинговой компании McConnell International LLC сформулированы следующие главные факторы, которые должны способствовать плавному вхождению различных стран в мировую ИТ и бизнес-инфраструктуру:

По мнению аналитиков McConnel International LLC, России придется серьезно заняться развитием своей инфраструктуры связи и финансовой системы, чтобы догнать остальной мир в области ЭБ. В ходе исследования оценивались 43 страны по следующим параметрам: степень распространения Интернет и развития беспроводной связи, внимание правительства к потребностям ЭБ, обеспечение конфиденциальности электронных коммуникаций, наличие квалифицированных кадров и готовность финансовой системы удовлетворить нужды ЭБ. Ситуация в России оценена экспертами как ╚средняя╩ лишь по одному параметру ≈ качеству подготовки специалистов. В остальном положение оценено как ╚требующее существенного улучшения╩.

Готовность российского общества к развитию ЭБ, в определенной степени характеризуют и результаты опроса, проведенного весной-летом 2000 г. агентством Pan-Euro (всего было опрошено 2183 жителей городов и регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург). Выяснилось, что только 3% респондентов задумывались о том, чтобы начать собственный онлайновый бизнес (4% мужчин и 2% женщин). При этом молодежь более склонна к деятельности в этой области. Респонденты старше 65 лет не собираются начинать Интернет-бизнес. 20% респондентов смогли бы прожить целый месяц в квартире, где есть только ПК и доступ в Интернет. И среди тех, кто дал положительный ответ, больше мужчин, чем женщин (соответственно, 25% и 15%). Чаще других выражали уверенность в своей способности прожить целый месяц только с ПК и доступом в Интернет респонденты из Москвы (33%), а во всех регионах России 40% респондентов полагают, что не выдержали бы таких условий.

Современное состояние электронного бизнеса в России

Общая оценка перспектив российского ЭБ

Несмотря на растущее в мире разочарование в отношении ЭБ, некоторую долю мирового рынка он все же занимает. Оценки перспектив его развития стали более осторожными, но, тем не менее, определенные надежды на благотворное влияние ЭБ на мировую экономику все же остались. Эйфория от фантастических прибылей, получаемых при капитализации высокотехнологичных онлайновых компаний, прошла. Осталось осознание того, что деятельность любой компании (будь она онлайновая или оффлайновая) должна, прежде всего, приносить прибыль своим владельцам, а не быть направлена только на захват перспективных рынков. Компании, которые грамотно вели свой бизнес и придерживались продуманной бизнес-модели, остались на рынке. Остальные ушли с него или близки к разорению (более подробно см. ╚КИ╩ ╧ 23/2000 и 01/2001).
Аналогичным образом необходимо рассматривать и российский ЭБ. Практически все (начиная от предприятий и заканчивая банками) считают ЭБ очень многообещающим и стараются застолбить свое место на российском рынке. Появились первые отечественные электронные B2C-магазины (число которых уже достигло нескольких сотен) и  B2B-порталы. Но следует признать, что подавляющее большинство российских предприятий и организаций, инвестирующих немалые средства в ЭБ, расчитывают больше на перспективу, чем на реальную текущую прибыль. Следует также отметить, что за последние несколько лет целый ряд компьютерных компаний, предприятий и организаций  неоднократно заявляли (в том числе, в СМИ) о различных интересных и многообещающих проектах в области российского ЭБ. Однако далеко не все из них дошли до стадии реального внедрения. Россия сейчас находится в начальной стадии его развития и говорить о том, что российский ЭБ существует, можно только с очень большими допущениями. Тем не менее, заниматься им (с обязательным учетом своих бизнес-целей) следует, чтобы не упустить, безусловно, благоприятных бизнес-возможностей, которые возникнут при оздоровлении российской экономики и улучшении жизненного уровня россиян.

Некоторые основные цифры

За последние годы наблюдается определенная динамика развития российского ЭБ и уже накоплен ряд статистических данных.

По данным IDC, объем российского рынка ЭБ в 2000 г. увеличился до $90 млн (по сравнению с $10 млн в 1999 г.). Не в последнюю очередь это вызвано ростом числа российских пользователей Интернет. IDC прогнозирует, что в 2004 г. к Интернет будет подключено 9.4 млн россиян (что составит 6.4% населения страны). Хотя абсолютное развитие Интернет в России отстает от США, Европы и Азии, темпы роста по многим показателям не уступают и даже превышают зарубежные. По итогам 1999 г. Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернет в общем населении страны наиболее значительна. По некоторым оценкам российская аудитория Интернет сейчас составляет 5-6 млн человек (5%-6% взрослого населения страны), из них 1.5-2 млн пользуются доступом в Интернет не реже раза в месяц. По данным службы SpyLOG число активных пользователей Интернет (работающих в Интернет не реже раза в неделю) в России составляет 3.9 млн человек (существует оценка и в 5.7 млн человек). При этом число платежеспособных пользователей Интернет оценивается в 400000-500000 человек. По данным агентства ╚Комкон╩, в 3 квартале 2000 г. число пользователей Интернет среди населения крупных и средних городов России составило 2870000 человек, а в целом по России √ 3100000 человек. К 2002 г. ожидается увеличение числа постоянных пользователей до 3.8 млн человек, причем в значительной мере рост будет происходить за счет регионов. Следует отметить, что с 1998 по 2000 гг. заметно увеличилось количество домашних пользователей Интернет (догоняя число ╚офисных╩ пользователей). Наиболее часто в Интернет работает молодежь в возрасте от 20 до 34 лет (их доля почти в 3 раза больше, чем прочих возрастных групп). Более 40% пользователей составляют квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного уровня, студенты и учащиеся, для которых обращение к Web-ресурсам √ это, в первую очередь, работа, источник деловой информации, а лишь затем ≈ развлечение. Кроме того, по данным поисковой службы Yandex, в настоящее время в России уже свыше 200 тысяч Web-серверов (в 2 раза больше, чем в начале 2000 г.).
В том же отчете IDC, анализирующем тенденции развития российского рынка онлайновых услуг в период с 1999 по 2004 гг., также утверждается, что Россия сейчас находится на той же стадии развития, что и США в середине 90-х гг. Кроме того, IDC считает, что до 2004 г. основным способом подключения к Интернет в России останется dial-up. По мнению аналитиков IDC, значительный рост российского рынка ЭБ в определенной степени связан с политическим климатом, сложившимся за последние несколько лет. Хотя западные инвестиции в российский Интернет начали поступать еще в 1998 г., некоторые проекты оставались замороженными до президентских выборов 2000 г., после которых и начался рост активности на рынке ЭБ.

По оценке Brunswick UBS Warburg, в 1999 г. вся российская Интернет-экономика имела оборот $250 млн, причем, 80% этой суммы ≈ плата за доступ в Интернет. При этом $3 млн пришлось на сектор В2С, а около $30 млн ≈ на В2В. По оценкам PricewaterhouseCoopers, рынок Интернет-консалтинга (без учета рынка Web-дизайна и оффшорного программирования) в 2000 г. составил $3-$6 млн (и к 2001 г. вырастет до $10-$15 млн), а сегмента В2С ≈ $30-$40 млн. В 1999 г. на рекламу в российском Интернет было потрачено около $2 млн из общего рекламного бюджета, превышающего $700 млн (менее 0.3%). Для сравнения: объем рекламных затрат в прессе в 1999 г. составил $260 млн, а на телевидении ≈ $190 млн. По данным Arthur Andersen, объем российского рынка Интернет-маркетинга в 2001 г. составит $25-$30 млн (в том числе, по данным StockAccess.com, $10 млн ≈ в онлайновой рекламе). Общий объем российского рынка Интернет-рекламы в 2000 г. оценивается в $3.5-$4 млн. В 2002 г. планируемые отчисления на рекламу составят $70 млн, а в 2003 г. ≈ $150 млн. До настоящего времени основную массу рекламодателей в российской части Интернет составляли компьютерные гиганты Intel, Microsoft, Hewlett-Packard, Compaq и другие ИТ-компании, дающие более 65% всей рекламы. В этом году, однако, ожидается значительное увеличение доли участия в рекламе представителей компаний других отраслей, в частности, автомобильной, телекоммуникационной, финансовой, образовательной, бытовой электроники, косметической и др.

Общие проблемы
развития электронного бизнеса в России

Большинство аналитиков и обозревателей склоняются к мнению, что в ближайшие годы бурного развития ЭБ в России не будет. Этому препятствует ряд серьезных проблем, основными из которых являются:

Одной из серьезной проблем, препятствующей развитию ЭБ в России, является также отсутствие действующего законодательства, регулирующего ведение ЭБ.

Российское государство
и электронный бизнес

В настоящее время государственного регулирования ЭБ в России не существует. Отсутствие действующего законодательства, регулирующего ЭБ (в частности, закона об электронной цифровой подписи) является одним из главных тормозов для развития ЭБ в России. В то же время ряд представителей различных ветвей российской власти считают, что внедрение технологий ЭБ позволит сократить расходы российских предприятий на транспорт, доставку товаров и т. д. Кроме того, новый вид бизнеса может принести немалые налоги в казну государства и неразумно было бы упустить новый источник финансовых поступлений. Вследствие этого за последние полгода представители государственной и законодательной власти неоднократно демонстрировали свое желание заниматься проблемами регулирования российского ЭБ. Например, еще в июне прошлого года Министерство связи и информатизации РФ представило ╚Федеральную целевую программу развития электронной торговли в России на 2001-2006 гг.╩. Одной из основных задач этой программы является формирование правовой базы национальной системы электронной торговли. Для ее решения предполагается внести изменения в некоторые из действующих федеральных законов, а также начать разработку новых законов и нормативных актов. Кроме того, в сентябре прошлого года рабочая группа по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД РФ одобрила проект ╚Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации╩. Данные ╚Рекомендации╩ будут реализованы в рамках открытой программы саморегулирования ╚Организационно-правовые стандарты электронной коммерции╩, которую также разрабатывает рабочая группа Комитета по экономической политике и предпринимательству. Следует также отметить, что в конце прошлого года в Госдуму уже официально внесены на рассмотрение 5 законопроектов, касающихся регулирования российского ЭБ. Готовящееся законодательство по ЭБ будет состоять из следующих законов: ╚О предоставлении электронных финансовых услуг╩, ╚Об электронной торговле╩, ╚О сделках, совершаемых при помощи электронных услуг╩, ╚Об электронной цифровой подписи╩, ╚Об Интернет╩. Предполагается, что некоторые законопроекты пройдут первые чтения уже в 1 квартале 2001 г. (по последним сведениям, некоторые из них могут быть приняты уже этой весной). Таким образом, определенная законотворческая работа по регулированию ЭБ в России уже ведется, но реально ожидать ее завершения следует не ранее, чем через несколько лет.

Российские компании ≈ поставщики решений для ЭБ

Несмотря на настоящее обилие разнообразных приложений ЭБ,  существующих на мировом рынке, за несколько лет, прошедших с появления ЭБ в России, ряд отечественных компаний сумели уверенно заявить о себе, как о разработчиках и поставщиках эффективных решений для ведения электронной коммерции.  В частности, наибольшую известность получили программные разработки следующих компаний:

Следует также отметить работу группы российских компаний над единым XML-стандартом обмена бизнес-документами через Интернет ≈ CommerceML.ru. В октябре 2000 г. между представительством Microsoft, фирмой ╚1С╩, Интернет-компаниями Port.ru, Price.ru, Extra.ru и представительством Intel было достигнуто соглашение о поддержке единого стандарта обмена коммерческой информацией в формате XML. В соответствии с этим соглашением, был разработан первый вариант XML-стандарта обмена коммерческой информацией для российских торговых организаций. Соглашение имеет некоммерческий характер и ставит целью развитие Интернет-технологий и технологий обмена коммерческой информацией. По адресу: http://www.commerce-ml.ru опубликована базовая версия стандарта (в дальнейшем возможно его развитие и совершенствование).

Как известно, для создания В2В- и В2С-решений необходимы и аппаратные средства. Помимо ПО, немало известных российских компаний (например, в Северо-Западном регионе ≈ это компании ╚Тринити╩, ╚Эврика╩, ╚Олли╩, ╚Рамек╩ и др.) предлагают также аппаратные решения на базе продуктов известных мировых производителей, необходимые для открытия электронных магазинов и порталов (более подробную информацию о составе этих решений можно найти в ╚КИ╩ ╧ 18/2000).

Продолжение следует  


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 3'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей