Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Электронный бизнес в России
(современное состояние и перспективы развития)


Александр Глинских, к.т.н.


(Окончание. Начало ≈ в ╚КИ╩ ╧ 3/2001)

Перспективы российского электронного бизнеса

Преобладающее развитие В2В-бизнеса

Безусловно, наибольших успехов на российском рынке следует ожидать от В2В-бизнеса. По данным ╚ЭкспертРА╩, в настоящее время около 90% крупнейших российских предприятий подключены к Интернет, и только на 4% обследованных предприятий нет корпоративных ЛВС. В России наилучшие шансы для В2В-бизнеса существуют в отраслях, где развита конкуренция, сильно фрагментирован рынок, сконцентрированы большие финансовые потоки, высока степень стандартизации продукции и относительно развиты ИТ (не говоря уже о таком факторе, как грамотный менеджмент). Очевидно, что, в первую очередь, это ≈ добывающая и перерабатывающая отрасли промышленности. Предполагается, что в России участники В2В-площадок будут снижать издержки за счет оптимизации логистики, консолидации закупок и снижения посреднической маржи. По оценке компании IBS, экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. Тем не менее, многие крупные российские компании все еще недооценивают роль приложений ЭБ. Например, по оценкам аналитиков НК ╚ЮКОС╩ ежегодная экономия от внедрения в компании корпоративного портала и системы управления знаниями не превысит $10 млн. Если учесть, что ежегодный оборот НК ╚ЮКОС╩ больше $7 млрд, то экономия выглядит более чем скромной. Однако аналитики НК ╚ЮКОС╩ не учитывают экономию на административных расходах при внедрении В2В-приложений. Для любой компании, подобной НК ╚ЮКОС╩, административные расходы никак не меньше 5% от общего оборота.

По прогнозу ╚Эксперт РА╩, уже через несколько лет наиболее технологически оснащенные крупные российские компании начнут активно (и осознанно) применять В2В-приложения. Следует сказать, что такой прогноз осуществим только при сохранении благоприятных для российской промышленности тенденций, наблюдавшихся в 1999-2000 гг. При этом в течение ближайших 5-7 лет российский B2B-рынок будет только формироваться, а его объем (при наилучших условиях) вряд ли превысит $1 млрд.

Активный выход оффлайновых предприятий на В2С-рынок

Определенный потенциал развития у В2С-коммерции в России все же есть. По данным ╚КОМКОН-2╩, если в 1999 г. покупки в электронных магазинах совершили 53000 человек, то в 2000 г. онлайновых покупателей было уже более 221000. Число посетителей 50 наиболее популярных онлайновых магазинов с октября 2000 г. по февраль 2001 г. увеличилось, примерно, в 2 раза. Среднемесячная выручка электронных магазинов во 2-ом полугодии 2000 г. увеличилась на 90% по сравнению с первым полугодием. При этом прирост выручки от 10% до 400% отмечен у 77% магазинов, у остальных зафиксирован ее спад ≈ от 6% до 30%.

Как и во всем мире, наилучшие перспективы в российском В2С-бизнесе будут у известных оффлайновых предприятий, обладающих устойчивой клиентурой и налаженными системами логистики. Перевод части бизнеса в Интернет будет только способствовать поддержке их брэнда и общему увеличению доходов. Неслучайно многие крупные российские торговые компании уже начали развивать приложения электронной торговли, например, ГУМ (см. ╚КИ╩ ╧ 4/2001, стр. 23). В ближайшие годы также неизбежно должны произойти первые слияния крупных оффлайновых бизнесов с онлайновыми компаниями. В развитии В2С-бизнеса таким компаниям неоценимую роль окажут CRM-приложения, интерес к которым в последние месяцы на российском рынке заметно усилился.

Развитие CRM-приложений

Максимально полному извлечению доходов в электронной торговле (при наличии достаточно большой клиентской базы) способствуют так называемые CRM-приложения, помогающие составить более или менее точный профиль (портрет) потребителя и учесть его запросы и привычки. Крупнейшие российские софтверные компании это прекрасно осознают и начинают встраивать в предлагаемое ими корпоративное ПО CRM-функциональность. Кроме того, существуют готовые западные CRM-продукты (стоимость которых достигает сотен тысяч долларов), ряд из которых в настоящее время уже внимательно изучается некоторыми российскими онлайновыми компаниями. Вероятно, в недалеком будущем на ведущих российских торговых порталах будут реализованы полнофункциональные CRM-приложения, а виртуальные роботы помогут потребителям совершить онлайновую покупку.

Медленный рост инвестиций в российский ЭБ

Общий кризис мирового рынка ЭБ, несомненно, коснулся и российского рынка. В ближайшие несколько лет не следует ждать быстрого роста инвестиций в российские ЭБ проекты. Большинство существующих проектов будут либо закрыты, либо серьезно реструктурированы (останутся только наиболее раскрученные проекты). Далеко не все онлайновые компании cмогут сейчас рассчитывать на масштабное привлечение иностранного и российского капитала. Инвестиции получат только те фирмы, которые могут жить и развиваться без них. При этом инвесторы будут требовать прозрачности бизнеса, реальности модели доходов, наличия сильного менеджмента и гарантий защиты их инвестиций. При соблюдении всех этих условий инвесторы предпочтут иметь дело с компаниями, которые научились самостоятельно обеспечивать свою прибыльность и нуждаются в инвестициях только для развития бизнеса. Таких компаний немного ≈ их можно пересчитать по пальцам. Остальным онлайновым компаниям придется научиться зарабатывать деньги самим, реструктурироваться и сменить весь управленческий персонал высшего и среднего уровня, нанятый в свое время под осваивание инвестиций (если они не смогут быстро перестроиться). В связи с этим показательно недавнее резкое сокращение персонала (и переезд в более скромный офис) одним из заметных игроков российского рынка ЭБ ≈ компанией netBridge.
Участники российского рынка (и инвесторы) расстались с последними иллюзиями и занимаются оптимизацией своего бизнеса. С другой стороны, появились новые инвесторы, которых все больше интересует не российский ЭБ, а возможности российских программистов по развитию перспективных Web-приложений (в рамках работы в западных компаниях или оффшорного программирования). Некоторые западные софтверные компании пошли дальше и инвестируют средства в подготовку своих будущих сотрудников из числа наиболее одаренных студентов ведущих российских технических вузов. Характерный пример этому √ Академия компании ALife Rus (занимающейся разработкой приложений ЭБ) в Санкт-Петербургском Государственном институте точной механики и оптики (СПбГИТМО).

Развитие образовательных программ по ЭБ

Российский рынок чрезвычайно интересен для многих крупнейших зарубежных ИТ-компаний. В то же время, чтобы хорошо продавать, необходимо подготовить почву для продаж. Не в последнюю очередь именно для расширения числа своих потенциальных клиентов ряд компаний (Intel, Sun Microsystems и др.) открыли фирменные программы обучения российских ИТ-специалистов ведению ЭБ (например, программа Sun Startup Essentials). Эти программы рассчитаны на специалистов, отвечающих за проектирование, создание и поддержку решений для ЭБ (естественно, на базе продуктов компаний-инициаторов программ), оценку потребностей клиентов, автоматизацию процессов заказа и доставки, послепродажное обслуживание клиентов. Кроме того, поддерживаются и соответствующие русскоязычные онлайновые ресурсы. Так как перспективность российского рынка достаточно очевидна для большинства крупных ИТ-производителей (не говоря уже о приличной прибыльности образовательного бизнеса), то в последующем следует ожидать увеличения числа подобных программ.

Консолидация онлайновых ресурсов

В течение последнего года на российском рынке наблюдается процесс объединения и поглощения наиболее перспективных Web-ресурсов. Например, холдинг Golden Telecom потратил около $35 млн на формирование из известных русскоязычных Web-ресурсов портала ╚Россия-Он-Лайн╩. Аналогичными процедурами (правда, называя их несколько иначе) занимаются также═╚РосБизнесКонсалтинг╩, Rambler и ряд других Интернет-компаний. Этот процесс будет продолжаться, пока на рынке не останутся несколько наиболее крупных его участников.

Медленное развитие мобильной коммерции

Вряд ли следует ожидать быстрого развития мобильной коммерции в России. Помимо того, что радужные прогнозы зарубежных аналитиков о бурном развитии m-commerce в мире до сих пор не оправдываются, российский рынок технологически и морально (с позиции потребителей данных услуг) не готов к ней. Cудя по всему, для России ≈ это действительно мертворожденная технология, необходимая только для получения дополнительных доходов (выкачивания денег из потребителей). Пока не будут резко снижены тарифы на услуги мобильной связи, разработаны удобные мобильные устройства и не предложено WAP-содержимое, реально необходимое потребителям, о развитии рынка m-commerce в России говорить вряд ли уместно. Характерный пример этому √ компания ╚Северо-Западный GSM╩, которой в течение 2000 г. удалось подключить к услугам мобильного Интернет только около 2000 своих абонентов (из более чем 250000).

Интеграция действий ИТ-компаний

Как и на мировом рынке, в России наблюдается тенденция интеграции деятельности ИТ-компаний (нередко действующих в различных сферах). Реализуются проекты интеграции как программных продуктов, так и решений или услуг. Если компании ╚Аркадия╩ и ╚1С╩ интегрировали свои программные продукты (витрину электронного магазина и ПО ╚1C:Предприятие╩), то другие фирмы предлагают совместные программно-аппаратные решения для ведения ЭБ. Например, компании ╚Тринити╩ и Wega совместно предоставляют услуги высокоскоростного Web-хостинга на базе серверов ╚Тринити╩ и ПО разработки Wegahost (подразделения Wega). Интересно отметить, что ╚Тринити╩ является системным интегратором, и, выходя на рынок ЭБ, составляет конкуренцию ╚чистым╩ Интернет-компаниям. Здесь прослеживается еще одна тенденция, характерная для всего российского рынка ЭБ.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 6'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей