Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Образование

Когда IT-технологии перестают быть бесполезной тратой ресурсов


Ю. Г. Никифоров, тьютор Открытого Университета (Великобритания) и Открытой Школы Бизнеса (Санкт-Петербург)

Дилемма успешности

В жизни каждой коммерческой организации есть выбор: либо стать успешной, оправдывая ожидания всех заинтересованных сторон, либо держать в состоянии стресса менеджеров, владельцев и сотрудников, балансируя на грани жизни и смерти. Отличительной характеристикой успешных организаций является постоянный поиск и стремление приобрести конкурентные преимущества.

        Конкурентное преимущество═≈ все, что может
        обеспечить одной организации перевес
        над другими в предложении ее товаров и оказании услуг.

Особенно ценятся те конкурентные преимущества, которые трудно скопировать. Именно они приносят успех в долговременной перспективе.
Выбор очевиден: все хотят быть успешными. Наиболее важный вопрос: где же искать источники этих самых конкурентных преимуществ. Ответ можно найти в простых известных наблюдениях.
Во-первых, делайте то, что пока не делают другие. Когда-то не было DVD-проигрывателей, супермаркетов и компьютеров. Все идеи, нашедшие, с одной стороны, воплощение, а с другой стороны ≈ потребителей, принесли компаниям значительные прибыли. Однако на реализацию даже очень хороших идей обычно требуются немалые средства. Хорошие идеи быстро находят своих последователей. Удержание лидерства, достигнутого за счет инноваций, оказывается весьма непростым делом. Вспомним Xerox, Netscape и т. д.
Во-вторых, делайте то же, что и другие, но дешевле (быстрее и═т.═д.). Причем дешевле ≈ не означает хуже с точки зрения качества. Снижайте затраты и расходы, оптимизируя все, что только можно. В═ход пойдут внутренние процессы, отношения с поставщиками (если договоритесь), приобретение опыта, избежание лишних затрат на ╚слишком хорошее╩ качество и т. д. К═сожалению, есть небольшое ╚но╩═≈ данный совет достаточно труден для реализации.
Наконец, делайте именно то, что хотят ваши потребители. Ориентация на потребителя позволяет выстраивать долгосрочные отношения с потребителями, приводящие к снижению рисков, уменьшению ненужных затрат и т. д. Однако и здесь есть ряд затруднений. Кто эти самые потребители, для которых следует сделать то, что они хотят? Что именно они хотят? Почему они все время меняют свои предпочтения? Можем ли мы в принципе делать то, что они хотят? Вопросов почти всегда больше, чем правильных ответов на эти вопросы.

Выбор пути и сам путь

Выбор пути организации к успеху определяют люди, принимающие решения. Как правило, эти люди (менеджеры) имеют различный уровень компетентности. То есть, решения менеджерами могут приниматься либо осмысленно ≈ на основе анализа и логических размышлений, либо на основе предыдущего опыта, либо интуитивно. Повышение компетентности обычно связано с приобретением за счет опыта (своего или чужого) набора инструментов для анализа ситуации и навыков по использованию этих инструментов.
Компетентные люди понимают, что качество информации, как внутри организации, так и за ее пределами, имеет решающее значение для принятия ╚правильных╩ решений. Здесь на помощь таким людям приходят IT-технологии, позволяющие, при уместном использовании, получать актуальную информацию в требуемом виде.
Информация требуется не только для принятия решений, но и для их реализации. Условно всю деятельность менеджера можно связать с обработкой информации. Планирование, координация, контроль и прочие функции ≈ это работа с информацией в том или ином ее виде. Соответственно, влияние IT-технологий на управление бизнес-процессами приобретает все большее и большее значение.

Когда затраты на IT-технологии оправданы

Следует отметить, что использование IT-технологий может как способствовать успешности компании на рынке, так и может являться бесполезной тратой средств и времени организации.
В статье ╚Оправданные технологии╩ (1) приводятся основанные на широком анализе американских компаний рассуждения об условиях успешного внедрения IT-технологий:
1.═Технологические и управленческие инновации развиваются в тандеме.
2.═Фокусирование IT-инвестиций связано с четким пониманием областей, в которых необходимо было повышать производительность.
3.═Бизнес-процессы преобразованы так, чтобы можно было эффективно использовать возможности IT.
4.═Произведен четкий расчет времени и последовательности вложений в IT.
5.═Инвестиции сосредоточены в тех областях, где можно было сократить издержки на внутриорганизационное взаимодействие.
Исходя из вышесказанного, перед компетентными менеджерами встают следующие задачи: выбор уместных для использования IT-технологий областей деятельности, преобразование бизнес-процессов для эффективного использования IT-технологий и внедрение IT-технологий с минимальными ресурсными и нематериальными потерями для организации.

Осмысление действительности

Мой опыт консультирования показывает, что часто представления людей о своей организации различны. Если попросить, например, изобразить структурную схему организации, можно получить близкие, но все же не идентичные результаты. Гораздо хуже обстоит дело с товарами и услугами, которые компания предлагает на рынке, начиная с представлений о качестве продукта и заканчивая предлагаемым организацией набором услуг.
Задачи по созданию общего разделяемого видения организации обычно ложатся на плечи топ-менеджеров. Представления топ-менеджеров, как людей находящихся достаточно далеко от ╚линии фронта╩, могут несколько отличаться от реальной действительности. Им потребуется помощь от менеджеров, находящихся ближе к потребителю.
Возможно, роль ╚конструкторов╩ организации в этом случае могут взять на себя менеджеры среднего звена или руководители IT-подразделений. Однако исполнение роли ╚конструкторов╩ требует определенных знаний и навыков. У первых эти навыки могут присутствовать, тогда как у вторых ≈ редкость, поскольку специальные знания и навыки в области IT-технологий являются для них приоритетными.
Обладание уместными инструментами и адекватное применение этих инструментов позволяет добиться существенных результатов, поднимая статус ╚конструктора╩. Еще более эта роль усиливается, если организация готова инвестировать в IT-технологии.

Почему есть те, кто против

Предположим, ╚конструктору╩ понятны области, требующие применения IT-технологий, подготовлено логичное обоснование о необходимости инвестирования в IT (например, в виде бизнес-плана), включающее в себя описание конкурентных преимуществ и планируемых результатов. Однако он почему-то встречает активное сопротивление своим предложениям, несмотря на их качественную подготовку.
Дело в том, что организация является политической системой, и решения, в ней принимаемые, зависят от власти и влияния заинтересованных сторон.

        Заинтересованными сторонами называются люди
        или группы людей, имеющие узаконенный интерес
        в деятельности компаний и других организаций в обществе, ≈
       это сотрудники, потребители, получатели каких-либо выгод,
       акционеры, менеджеры, поставщики, местные сообщества
       (в форме учреждений, граждан и налогоплательщиков).

Например, кто-то из владельцев считает, что на данный момент выплата дивидендов важнее, чем инвестирование, или кто-то из менеджеров потеряет в результате предложенных преобразований существенный источник влияния на принятие решений в организации. Наконец, кто-то будет против предложений просто в силу недостаточной осведомленности.
Получается, что в арсенале компетентного ╚конструктора╩ должны быть еще инструменты и приемы для эффективных действий внутри организации. Целесообразно провести анализ отношения заинтересованных сторон к предложениям, выяснить источники власти и стратегии их влияния на ситуацию, определить стратегии по преодолению сопротивления и т. д.

Получение инструментов

Итак, осталось получить инструменты и развить навыки их применения. Существует много способов═≈ от обучения MBA (Master of Business Administration) до самообразования, благо литературы по управлению сейчас вполне достаточно. Однако первое может оказаться слишком длительным процессом (что не исключает, тем не менее, этот вариант), а второе не позволяет в полной мере обсудить полученную информацию с коллегами.
Работа в качестве преподавателя-консультанта в течение нескольких лет убедила меня в необходимости продукта, позволяющего ╚конструкторам╩ получить первичное ознакомление с уместными инструментами. Наиболее удачным вариантом этого продукта представляется проведение дневных семинаров, позволяющих в достаточно короткие сроки и получить инструменты, и обсудить возможности их использования с коллегами.
На первом семинаре обсуждаются подходы к пониманию деятельности организации и влияние информационных технологий на повышение успешности результатов деятельности организации в целом. Второй семинар связан с построением устойчивых конкурентных преимуществ за счет совершенствования отношений с потребителями и использованием для этого IT-технологий. Третий семинар посвящен вопросам, связанным с эффективным проведением изменений в организации при внедрении IT-решений.

(1) ╚Оправданные технологии╩; Диана Фарелл, Тера Тервиллигер, Ален Вебб; ╚Вестник McKinsey╩, ╧ 3, 2003.

Открытая Школа Бизнеса и компания ╚ЭВРИКА╩ представляют цикл семинаров, направленный на повышение компетентности в области управления.
Автор семинаров ≈ Ю. Г. Никифоров, тьютор (преподаватель-консультант) Открытого Университета (Великобритания) и Открытой Школы Бизнеса (Санкт-Петербург).
12 апреля 2004 г. ≈ Баланс интересов как основа успешности организации
14 апреля 2004 г. ≈ Подходы к построению клиент-ориентированной организации.
16 апреля 2004 г. ≈ Управление изменениями. Власть и влияние заинтересованных сторон.
Семинары предполагают информационные блоки, дискуссии, индивидуальную и групповую деятельность участников на основе учебных ситуаций (бизнес-кейсов). Участники семинаров получают раздаточный материал в виде слайдов и специальные тетради для ведения записей по ходу семинаров.
Стоимость участия в одном семинаре ≈ 4200 рублей, при оплате сразу всех трех семинаров ≈ скидка 10 %.
По вопросам регистрации на семинары просьба обращаться к Светлане Смирновой по тел. 118-61-84 или по e-mail [email protected]. Информация о семинарах размещена на www.eureca.ru.


[an error occurred while processing this directive]


Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей