Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Внедрение CALS-технологий требует реструктуризации бизнес-процессов


Мы регулярно обращаемся к руководителям наиболее развитых в технологическом отношении информационных систем (ИС) на питерских предприятиях. Их опыт полезен всем как пример системного подхода к грамотному выстраиванию информационных потоков и использованию информационных ресурсов предприятий вне зависимости от их формы собственности и видов деятельности. А для предприятий сходного профиля работы ≈ и как пример решения общих задач, на который можно ссылаться при обосновании правильности выбранного пути и инвестиций, и который можно в той или иной степени воспроизвести в своих конкретных условиях.

Судостроение в немалой степени сконцентрировано на северо-западе России, поэтому эта тематика интересует большую часть наших читателей, на мнение которых мы ориентируемся при выборе статей для публикации. В этот раз гл. редактор ╚КИ╩ О.О.Андронова попросила поделиться опытом создания ИС крупного промышленного предприятия и высказать свое видение путей дальнейшего развития нач. ОАСПУ ГУП ╚Адмиралтейские верфи╩, к.т.н. Александра Евгеньевича Богданова ().

О.═А. Как давно Вы связаны с российским судостроением?

А.═Б. Первая запись в трудовой книжке сделана в 1966 г.═≈ ╚ученик слесаря-монтажника судового╩ на заводе им. Жданова (ныне ╚Северная верфь╩)═≈ в период обучения в Ленинградском судостроительном техникуме. В 1973 г. закончил факультет корабельной энергетики нашей Корабелки, после которого пришел по распределению на ╚Адмиралтейские верфи╩. Прошел путь от технолога до заместителя начальника управления технологической подготовки производства предприятия и в 1991 г. был назначен начальником отдела автоматизированных систем проектирования и управления. В 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию.

О.═А. Что Вы отметите как наиболее важную тенденцию в промышленном производстве за последнее десятилетие?

А.Б.═Принципиальная смена технологий управления промышленных предприятий с функционально-ориентированных на процессно-ориентированные. Что де-факто уже реализовано на передовых предприятиях экономически развитых стран, в том числе и в судостроительной промышленности (Южная Корея, Китай, Польша). Жесткая конкуренция за получение заказов и широкие возможности в повышении эффективности организации процессов производства привели руководителей судостроительных компаний к необходимости удовлетворения противоречивых требований. Себестоимость и сроки строительства судов и кораблей должны быть снижены, но при этом качественные характеристики продукции должны удовлетворять всевозрастающим требованиям по обеспечению жизненного цикла корабля. Для сохранения конкурентоспособности требуются постоянные инвестиции для развития и совершенствования управления всего взаимосвязанного комплекса производственных процессов, условий создания корабля в виде системы ╚процессы-персонал-технологии-законы╩. Рассматривая эту сложную систему с множеством прямых и обратных связей, нельзя не отметить, что нарушение любой из них неизбежно выводит систему из продуктивного равновесия. Развитые экономически страны аккуратно и бережно подошли к смене технологий управления, предварительно создав модели и описание бизнес-процессов, а затем подготовив людей и подправив законы в интересах производителя. Сегодня большая часть экономических субъектов развитых стран ориентированы в своей деятельности на развитие процессно-ориентированного управления всего цикла создания, эксплуатации своей продукции. Электронная поддержка процессов разработки изделия, его производства, сбыта, эксплуатации, сервисного обслуживания, модернизации, и, в конечном итоге, утилизации должна осуществляться на основе системного подхода. Такой подход предусматривается активно развивающейся концепцией использования CALS-технологий.
Применение CALS-технологий в масштабах судостроительной промышленности РФ, создающей наукоемкую продукцию и, в первую очередь, продукцию военного назначения позволит:

По прогнозам зарубежных специалистов, после 2005 г. на внешнем рынке невозможно будет продать судостроительную продукцию без представления документации в виде, не соответствующем международным CALS -стандартам.

По мнению экспертов, 75% расходов в структуре себестоимости национального валового продукта кроется в организации управления ресурсами. Оптимизация этих расходов за счет процессной организации управления производством и перевода большинства процессов во взаимосвязанные процедуры, осуществляемые в реальном режиме времени, позволит высвободить до 60% расходов из структуры себестоимости промышленной продукции. Современные ИТ предоставляют такие возможности.

О.═А. Как это отражается на судостроении?

А.Б.═Ситуация на мировом рынке коммерческого и военного судостроения характеризуется высокой глобальной конкуренцией и большой избыточностью. Верфи, которые не в состоянии быстро перестраивать свою работу под запросы рынка, теряют свои позиции. Лидирующее положение в 60-е годы по коммерческому судостроению занимала Швеция, тогда как в Южной Корее судостроения вообще не было. Другим ярким примером может служить Англия: сегодня из 16 верфей осталось только 4. В то же время известные верфи Южной Кореи вышли на первое место благодаря целенаправленной политике реинжиниринга бизнес-процессов и широкого внедрения ИТ. Мне представилась возможность посетить в 1998 г. одну из южнокорейских верфей. При общей численности персонала в 12400 человек количество персонала (то, что мы называем ╚конторой╩) от экскурсовода до членов правления составляло всего 800 человек, остальные 11600 ≈ рабочие. В тот год верфь сдала 43 судна, средним водоизмещением около 300 тыс. тонн каждое. Польские судостроители достигли срока нахождения судна среднего водоизмещения на стапеле до 2-х недель. Об аналогичных достижениях российских судостроительных предприятий в ближайшей перспективе пока говорить не приходится.

О.═А. Насколько важен для российского предприятия вопрос о смене концепции управления и выборе КИС?

А.═Б. Фактически, мы сейчас ищем ответы не на теоретические вопросы ╚как выжить?╩, а на предметную область развития российской системы ╚процессы-персонал-технологии-законы╩. Для России возникла реальная угроза потери потенциала для воспроизводства национального валового продукта, если в ближайшее время не произойдет переосмысление и принятие необходимости скорейшего перехода в промышленности на процессное управление и эффективное управление ресурсами. Очевидна необходимость повышения эффективности системы управления (СУ) предприятиями за счет реорганизации и комплексного реформирования предприятия, внедрения систем как автоматизации технической подготовки производством (ТПП), так и управления предприятием в целом.
Экономическая ситуация в судпроме также требует серьезного пересмотра принципов и механизмов управления на уровне предприятия. Действующий подход к СУ неэффективен. Функционально-ориентированная организация управления предприятием не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности предприятия в целом, и главным потребителем результатов труда работника является его вышестоящий начальник, а не клиент или заказчик. Большая часть реальных рабочих процессов предприятия состоит из множества функций, поэтому обмен информацией между различными подразделениями исключительно сложен, что приводит к большим накладным расходам и неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений.

Попытки внедрения автоматизации процессов управления в функционально-ориентированных организациях не только в России, но и на Западе (программы внедрения АСУ 70-х годов) привели к увеличению накладных расходов без повышения эффективности, а в ряде случаев при снижении эффективности в несколько раз. Поэтому, учитывая специфику и менталитет российского рабочего, необходимо при разработке концепции развития управления производством переходить от объемных показателей оценки деятельности производственного подразделения к качественной оценке выполнения функционально-законченных процессов или конструкций. При разработке в 1995 г. технического задания на первую очередь ИСУ предприятия наши специалисты руководствовались следующими принципами изменения процессов управления. Оно должно:

О.А.═Каково место ИТ в процессном управлении?

А.Б.═ИТ ≈ это инструментарий для выявления потенциала производства и его воплощения в производимой продукции. Если инструмент в ╚чехлах╩ и его изредка предъявляют как игрушку, то и результаты следует ожидать ╚игрушечные╩. Представляется, что уровень развития инструментария ИТ достиг такого уровня, когда он позволяет информационно объединить не только процессы управления отдельного судостроительного предприятия, но и группы предприятий по всему жизненному циклу существования изделия (корабля, судна, устройства и т.═д.) Они носят прикладной характер, и необходимо понимать, будут ли они к месту в этой среде. Если мы говорим в категориях CALS-технологий, то надо рассматривать модели изделия, процессов, среды. Сегодня порой для того, чтобы заработала система CAD/CAM, специалисты проектных бюро рассматривают только маленький кусочек этой системы ╚изделие-процесс-среда╩ в виде мельчайшего фрагмента выпуска конструкторской документации. Состав рабочей конструкторской документации должен выпускаться под условия среды создания конструкции в полном соответствии с заданными техническими требованиями, но из состава РКД должны проистекать условия, которые бы позволяли спроектировать процессы производства, руководствуясь главным принципом: ╚Рабочий не должен СТОЯТЬ на рабочем месте или искать себе работу╩. Действующее представление о РКД, когда спецификация чертежа формируется ╚плоской╩, а не ╚объемным╩ объектом ≈ неприемлемо для организации производственных процессов непрерывного судостроительного производства.

Ну, а жизненный цикл изделия по CALS-технологии до сих пор на конкретных кораблях российского производства практически не рассматривался. Повторяю, если мы оцениваем процессы только с точки зрения выпуска чертежей, то лучше системы CAD/CAM и не закупать, потому что убыточность закладывается изначально. Если сегодня не будет учитываться требования заказчика по комфортным условиям эксплуатации и применения изделия, корабля, т. е. для чего они создаются, то потенциальный заказчик в ближайшем будущем скажет: ╚Вот когда покажете модель изделия в электронном виде, тогда мы у вас купим╩. Вопрос актуальный. У нас потенциальные заказчики будут готовы покупать информационное обеспечение, модель процесса, модель эксплуатации и платить за это до 15-30% от стоимости самого изделия, как это уже практикуется в авиационной промышленности. И если мы не создадим электронную модель, удовлетворяющую заказчика, купят у другого. Если же мы переходим к процессно-ориентированной системе, т.═е. изменению структуры управления предприятием по базовым бизнес-процессам, то изменяется сам подход. Например, вместо ответственного за выпуск чертежей и главного конструктора по CAD/CAM-системам появляется хозяин процесса технической подготовки производства. Он должен по номенклатуре работ структурного подразделения (цеха) на плановый период подтвердить готовность конструкторской документации, технологической, планово-учетной, наличие средств технологического оснащения и т.═д. для выполнения работ и нести, соответственно, ответственность за возможные срывы остановки производства. Аналогичные хозяева процессов должны быть по вопросам эксплуатации, модернизации, утилизации и т.═п, но им должны быть созданы условия наблюдения и контроля за отслеживанием обеспеченности соблюдения условий реализации соответствующего процесса. По оценкам специалистов, таких базовых процессов для судостроительной отрасли насчитывается порядка 20-40 видов. Их необходимо описать и оптимизировать не только в масштабах предприятия, а в масштабах жизненного цикла изделия. При этом выгоду получат все участники, т.═к. по оценке специалистов, если при строительстве корабля стоимость строительства принять за единицу, то стоимость обеспечения всего жизненного цикла составляет от 4 до 7 единиц. Как говорится, есть где развернуться для предпринимательства.

О.А. Как выглядит использование ИТ в производстве на крупной западной верфи?

А.Б. Возьмем, к примеру, верфь корпорации Hyundai. В нее вместе с Daewoo МВФ вложено чуть ли не $100 млрд с рассрочкой на 100 лет. На предприятии реализована практически беcцеховая структура. Рабочий верфи выходит из раздевалки, берет мопед с рундуком, в котором уложен уже весь необходимый инструмент для работы, идет к стойке, получает маршрутную карту и отправляется на конкретное рабочее место. ╚Машина╩ ≈ назовем так весь комплекс ИТ ≈ полностью моделирует процесс осуществления и контроля производства, т.═е. наличия самого изделия, материально-технического обеспечения, необходимых средств, и обеспечивает выполнение работы. Осуществляется логическая проверка, и если в наличии конструкторская и технологическая документация, рабочее место, технологическая оснастка, материалы, рабочий, среда, то тогда идет команда, что рабочему можно ехать.
В качестве примера такой ╚машины╩ можно привести применяемую в ВПК США и Англии систему EXPRESS, используемую для судостроительного производства Vikers Group. Она дает полностью описание не только модели изделия, но и модели процессов, информационного, организационного и прочего обеспечения.

О.А.═Когда вы рисуете динамическую модель продукта таким образом, сразу видны затраты. И большие. Но денег у нас в стране нет, а жить-то хочется.

А.Б.═Если денег нет, вы же не покупаете бампер от мерседеса.

О.А.═Как Вы реализуете функции ОАСУП?

А.Б. Еще в 1995 г. мы четко определили обязанности предметников и обязанности АСУшников. Мы ≈ ОАСУП ≈ отвечаем за проектирование и реализацию ресурсов информационного обеспечения процессов производства. У нас работает несколько комплексов, начиная с портфеля заказов, технической подготовки производства, системы материально-технического планирования, оперативно-номенклатурного планирования, финансово-расчетных операций и др. Что и как проектировать, что и как планировать, что и как учитывать ≈ не наш вопрос. Это делает предметник. Ведь налоговая инспекция приходит в бухгалтерию, а пробирный надзор ≈ к метрологу, а не в ОАСУП. Хотя БД по драгметаллам и БД по расчетным операциям и проводкам находятся у нас. Эту грань между АСУшниками, которые отражают процессы, координируют и обеспечивают интеграцию развития информационного пространства, и предметниками многие, к сожалению, не понимают.
Только теснейшее взаимодействие АСУшников и предметников обеспечивает интеграцию информационных потоков в единство бизнес-процессов. При квалифицированной работе специалистов-предметников и АСУшников должен быть построен бизнес-процесс, организованы информационные потоки, в соответствии со структурой выстроен документооборот, создана нормативная база и единое информационное пространство.

В целом, информационная платформа СУ судостроительного производства должна обеспечивать:

Когда я заступил на должность начальника ОАСПУ, один мудрый коллега мне сказал: ╚Богданов, приходит к тебе человек, просит технику ≈ не трать на него время. Приходит к тебе другой человек ≈ он чего-то хочет. Подскажи ему, что почитать, чтобы он немножко понял. И есть третий уровень ≈ когда человек нарисовал функционально-логическую схему, видит информационные потоки и результат процесса своей деятельности. Все бросай и им занимайся. Потому что из этого зерна можно вырастить какой-то росток╩. До третьего уровня сегодня наша промышленность фактически не доросла. Мы сегодня, я имею в виду отрасль в целом, находимся в полосе ╚бампера от мерседеса╩, т.═е. приобретения CAD/CAMовских систем.

О.А. Как вы охарактеризуете эффективность реализации КИС ГУП АВ?

А.Б. За 1997-2000 гг. соотношение экономического эффекта к затратам на закупку средств вычислительной техники, оборудования и лицензионного ПО характеризуется следующими данными:
1.═Системы САПР ≈ 15%.
2.═Информационные системы управления предприятия ≈ 459%.
3.═Сопровождение общесистемного ПО и ОС. Приобретение дополнительных лицензий ≈ 8%.
4.═Средства коммуникаций, передачи и обработки данных ≈ 0%.
За 2000 г. эффективность работы нашего отдела, насчитывающего более 70 сотрудников ≈ как рабочих, так и специалистов ≈ составила около 1 млн рублей на человека.
Из приведенных данных явно видно, что однобокое ╚увлечение╩ системами CAD/CAM не приносит ожидаемых результатов, что характерно для любого судостроительного предприятия России. За последние годы затрачены значительные средства на их внедрение и поддержку. В то же время пренебрежение развитием систем класса ERP для судостроительной отрасли привело к асимметричному развитию информационного комплекса предприятия. На некоторых предприятиях образовался вакуум, который нечем заполнить, поскольку предлагаемый спектр услуг как известных зарубежных, так и отечественных, не позволяет уверенно принять предлагаемые решения и комплексы. Причины сложившейся ситуации известны, но это ≈ тема отдельного разговора.

За последние 5 лет работы по созданию КИС ГУП АВ позволили перейти от разработки и ведения конкретных баз данных (БД) по отдельным видам информационного обеспечения процессов управления предприятия к централизованной БД предприятия, которая теперь успешно эксплуатируется. КИС охватывает более 480 пользователей всех подразделений, задействованных на обеспечение производства; при этом, одновременно на 11-ти серверах работают в сессию до 220-250 пользователей. Общий парк ВТ насчитывает около 900 ед. (число ПЭВМ с конфигурацией менее Р-100 составляет менее 80 ед.)
Ядром ИС служит БД ╚Техническая подготовка производства╩ (ТПП). Она обеспечивает регламентированный доступ пользователей как самого инженерного центра по безбумажной технологии в реальном времени по управлению конструкторско-технологической и заказной документацией, так и всех пользователей цехов и отделов, задействованных в ТПП. Отработаны технологии и организационно-распорядительная документация по передаче и обработке ╚транспортных массивов╩ от ЦКБ-проектанта. Комплекс ТПП предлагает пользователю свыше 150 функций обработки и логического контроля над запуском в производство технической документации и является основой для созданных и успешно эксплуатируемых систем материально-технического снабжения и планирования производства как по верфи, так и по изделиям собственного машиностроения.

В 1999 г. введена в промышленную эксплуатацию ╚Система материального контроля╩ (СМК), которая в реальном времени в корпоративной сети предприятия на базе данных ТПП обеспечивает материальную подготовку основного производства. В 2001 г. предусмотрено завершить промышленное внедрение управления материальными ресурсами для ремонтно-эксплуатационных, технологических и прочих нужд. СМК располагает мощным аппаратом логического контроля за движением товарно-материальных ценностей (ТМЦ) ≈ от проверки наличия открытого заказа в портфеле заказов предприятия, через ответственных исполнителей, до остатков ТМЦ на складах и в производстве. При наличии ╚скелета╩ в виде ТПП и СМК успешно совершенствуется оперативно-производственное планирование. На предприятии установлена система управления проектами Primavera (12 рабочих мест), которая позволит в единой БД обрабатывать комплексную информацию для заказов коммерческого судостроения (до 12000 ед. технологических комплектов на заказ).

На основе ЕИП конструкторской и технологической подготовки производства построены соответствующие ИС. Ими пользуются:

1.═Руководители подразделений (контроль запуска РКД в производство, разработки и запуска ПУД в производство, отработки извещений и изменений к РКД и ПУД, формирования заказных ведомостей, формирования норм расхода материалов, комплектующих и др.).

2.═Отделы строителей (контроль: формирования сводных ведомостей применяемости (СВП) и сводных ведомостей комплектации (СВК), выполнения плановых заданий по ПУЕ верфи и МСЧ, отработки извещений и изменений к РКД и ПУД и др.).

3.═Работники ИЦ (ввод и обработка СП верфи, распределение СП бюро верфи ведущим технологом проекта, регистрация извещений к СП и ввод изменений, работа со списком согласований к СП и к ╚Извещению╩, просмотр и печать списка нераспределенных СП, просмотр списка не отехноложенных СП, групповое заполнение технологической части СП, просмотр журналов изменений СП, интерфейс с АС ╚Верфь╩ и ряд других функций; ввод и обработка СП машиностроения, автоматизированное формирование исполнения на базе существующей СП, разузлование ≈ формирование типового технологического наряда (ТТН) (левая часть), печать спецификаций изделий МСЧ, работа в режиме ╚Почта по ТТН╩ и ╚Почта по извещениям╩, просмотр списка неотработанных ТТН, формирование исполнения на базе существующего ТТН, перекодировка ТТН, работа в режиме ╚Трудоемкость по ТТН╩, в т.═ч. формирование итоговой трудоемкости по ТТН, печать ТТН, просмотр журналов изменений ТТН и ряд других функций; расчет норм расхода по всем направлениям плана производства; ведение НСИ по классификаторам продукции; формирование и ведение заказной документации по материалам, оборудованию, ЗИП; формирование ПУД в обеспечение планирования и изготовления изделий МСЧ и др.).

4.═Работники цеховых служб (по верфи: учет поступления РКД, ПУД и изменений к ним; наличие заказной документации для условий производства; просмотр и наличие РКД и ПУД для производства средств технологического обеспечения (СТО); наличие технической документации по материальному обеспечению нужд цеха. По машиностроению: ведомость изготовления изделий; сводная ведомость комплектации и применяемости; ведение маршрутных карт).

Состав ИБД по системам ТПП, СМК, оперативно-производственному планированию, включает классификаторы, справочники, ценники и первичные документы по движению ТМЦ, справочники поставщиков продукции и банков, производственные и проектные нормы расходов материалов, план производства, портфель заказов, платежные документы, расчетные данные по смете и стоимости.
Пользователями информационного комплекса являются все отделы предприятия, задействованные на процессы обеспечения производства (ПЭО, ОС-ОС, ПДО, ОМТС, ОВК, ОВЭС, ИЦ, службы поддержания и обеспечения основных производственных фондов, финансовые службы предприятия).

КИС в объеме внедренных комплексов для пользователей служб управления предприятием предоставляет следующие основные услуги:
1.═Руководители подразделений (контроль формирования договоров на закупку материальных ресурсов, за наличием запасов, движением на складе и учета в производстве ТМЦ).
2.═Отделы снабжения (формирование плана закупок и расчет сметы на ТМЦ, формирование заявок поставщикам, регистрация счетов и оформление заявок на оплату, оформление документов на приход ТМЦ, их расход в производство и перемещение по предприятию, оформление, просмотр отнесения затрат документов на реализацию неликвидов, просмотр отнесения затрат ТМЦ по заказам производства, просмотр остатков и движения ТМЦ).
3.═Планово-экономические службы (контроль стоимости ТМЦ и комплектующих, расчет потребных финансовых ресурсов, контроль над динамикой втягивания и эффективностью использования остатков ТМЦ, контроль над движением ТМЦ на складах).
4.═Цеховые службы (формирование требований-накладных на отпуск и перемещение ТМЦ, учет остатков ТМЦ, неизрасходованных в производстве, учет фактического расхода ТМЦ в производстве по заказам, этапам).

Сегодня все цеха и службы ГУП АВ имеют доступ в БД в режиме реального времени.
Решаются задачи по переводу автоматизированной системы бухгалтерского учета в режим реального времени, реализации аналитических функций в соответствии с нормативными актами РФ. До настоящего времени используется пакетный режим обработки данных, который не позволяет ввести автоматизированный бухгалтерский учет в ЕИП в реальном времени. И сейчас руководство предприятия рассматривает различные варианты предлагаемых программных платформ. Планируется перевод финансово-расчетных операций с ПО Clipper на Oracle. СУБД Oracle используется на ГУП АВ уже 5 лет. В настоящее время это 8-я версия. В планово-экономической модели предприятия полностью просчитываются вопросы ценообразования. И определение цифры затрат на заказ определяется только продолжительностью работы компьютера. Также реализован комплекс вопросов, связанных с работами с Росвооружением, по поставке ЗИП, по ремонтным заказам и по дефектовочным актам. Тем самым, мы заложили в информационное пространство предприятия элементы CALS-технологий.

На очереди организация Технического центра, под эгидой которого будут собраны подразделения ГУП АВ, занимающиеся основными фондами, что позволит все вопросы, связанные с материально-техническим снабжением, интегрировать в централизованную систему управления ресурсами по поддержанию и контролю за бюджетированием затрат на основные производственные фонды предприятия.
Для информационного обеспечения задач оперативно-производственного планирования было приобретено 12 рабочих мест системы Primavera, которые обслуживают потребности ряда подразделений ГУП АВ ≈ ПЭО, ИЦ, ПДО, ОС-ОС. Это позволило выявить новые требования к РКД и раскрыть перспективные аспекты среды реализации методов управления проектом, подготовки и реализации производственных процессов, обеспечивающих снижение издержек производства.

Несколько слов о научной поддержке происходящих на судостроительных предприятиях процессах. По объективным причинам отраслевая наука превратилась в подобие динозавров ≈ очень большое туловище и маленькая головка. Хотя массу ╚головки╩ отраслевого НИИ и промышленного предприятия сравнивать нельзя ≈ наука перетянет. Предлагаемые формы организации научных исследований практически устарели и не позволяют даже при наличии финансов быть уверенным в достижении поставленных задач. Если в ближайшее время отраслевая наука не разработает и не предложит производству приемлемые процессы организации и выполнения научных исследований в области использования ИТ и совершенствования на их основе СУ производством, то их вытеснят другие структуры, способные подхватить знамя прогресса, который остановить невозможно.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 10'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей