Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Мировой рынок В2С


Александр Глинских, к.т.н.


Общие сведения по состоянию рынка

Электронная В2С коммерция продолжает развиваться, несмотря на продолжающийся спад мировой экономики и непрекращающиеся банкротства среди высокотехнологичных компаний (в том числе, Интернет-компаний). По данным Boston Consulting Group, в Северной Америке объем В2С торговли в 2001 г. увеличится на 45% по сравнению с 2000 г. и составит $65 млрд (в 2000 г. объем B2C коммерции составил $44,5 млрд, что на 65% больше, чем в 1999 г.). Тем не менее, следует все же отметить, что сейчас совокупный объем В2С коммерции составляет всего 1,7% от объема всей розничной торговли в Северной Америке. В свою очередь, аналитики IDC оценивают возможный объем всего рынка электронной коммерции к 2005 г. в $5,3 трлн. Несмотря на разорение многих электронных магазинов, аналитики IDC предрекают уверенное развитие электронной коммерции и в Европе (отчет ╚Internet Usage and Commerce in Western Europe, 2000-2004╩). По оценке IDC в 2000 г. объем B2C рынка в Европе составил $12,2 млрд (в 2 раза больше, чем в 1999 г.), а в конце 2000 г. почти 117 млн европейцев (около 30% всего населения Европы) являлись пользователями Интернет. Прогнозируется, что к концу 2004 г. их число составит 223 млн (почти 60% населения Европы), а объем европейского рынка электронной коммерции к 2004 г. превзойдет $1 трлн.

Следует отметить, что по данным консультационной фирмы McKinsey & Co, более 20% онлайновых магазинов в настоящее время являются прибыльными. Объектом исследования McKinsey & Co (которое началось в 1999 г. и с тех пор обновляется каждые 9 месяцев) стали более 200 Интернет-компаний из разных стран мира, с совокупным доходом более $2 млрд. По данным BCG наиболее удачливы электронные магазины, открытые оффлайновыми предприятиями: 43% из них приносят сейчас прибыль, в то время как среди исключительно онлайновых предприятий только 27% прибыльны. В соответствии с оценками аналитиков Media Metrix, в 2000 г. было осуществлено онлайновых розничных покупок на сумму $28 млрд, что на 62% выше, чем в 1999 г. ($17,3 млрд), и в 4 раза больше, чем в 1998 г. ($7,7 млрд). На первом месте по объему продаж находится сектор путешествий (заказ билетов, гостиниц, туристических туров и т.═п.). Его объем составил в 2000 г. $13,8 млрд, а в 2001 г. прогнозируется удвоение этой цифры. Прибыльной сферой оказалась и онлайновая торговля одеждой. Аналитики считают, что деловые начинания компаний с установившейся еще в традиционной торговле репутацией имеют вдвое больше шансов оказаться прибыльными, по сравнению с такими же инициативами новичков в этом секторе. Аналитики McKinsey относят это на счет возможностей ветеранов рынка привлекать покупателей более недорогим способом, а также большим (по сравнению с ╚новичками╩) опытом по части выполнения своих обязательств.

По данным Activmedia в настоящее время среднее еженедельное число пользователей на сайтах B2C достигает 54000. Объемы покупок растут, и владельцы онлайновых магазинов настроены, в целом, оптимистично. 75% из них заявляют, что их онлайновые владения расширяются, в то время как 67% уверены, что и возможности по привлечению новых клиентов постоянно растут. Причем, половина владельцев коммерческих сайтов заявляет о повышении лояльности по отношению к ним со стороны их постоянных клиентов.

Структура покупателей В2С

Так кто же является основным покупателем электронных магазинов? Существуют (достаточно парадоксальные) оценки аналитиков, что большинство онлайновых покупателей/пользователей Интернет принадлежит одновременно как к наиболее богатой, так и к наименее обеспеченной категориям граждан. По данным Nielsen/NetRatings, в феврале 2001 г. число пользователей Интернет с годовым доходом менее $25000 росло быстрее, чем в любой другой группе пользователей с иным уровнем дохода в 2000 г. Снизившаяся стоимость услуг, а также появление таких устройств, как мобильные телефоны с доступом в Интернет, сделали цифровые технологии более доступными. Потребители с доходом менее $25000 в год составили $6,3 млн пользователей Интернет в феврале 2001 г. по сравнению с 4,3 млн в тот же период прошлого года (рост составил 46%). Количество пользователей, представляющих группу наиболее высокооплачиваемой категории среднего класса (с годовыми доходами в $50000-$75000) выросло в 2000 г. на 42%. По данным Nielsen/NetRatings, более 30 млн пользователей Интернет принадлежат этой категории, представляя, наиболее крупный сегмент ╚онлайнового населения╩. Количество пользователей Интернет с годовыми доходами $25000-$50000 увеличилось в 2000 г. на 40% и составляет более 26 млн человек. Доступ в Интернет сначала получили группы с высоким доходом, способные оплатить стоимость ПК и услуги Интернет-провайдера. С падением стоимости компьютеров и доступа в Интернет двери также открываются и для групп с более низким доходом.

В то же время, по данным Forrester Research, богатые покупатели, с возможностью инвестирования $1 млн и более, ожидают получить другие, более роскошные условия доступа в Интернет. Богатые покупатели задают темп электронной торговли. Они уже долгое время покупают через Интернет и тратят больше денег, чем все остальные (и гораздо чаще). В то же время, они делают онлайновые покупки, исходя из тех же принципов, что и все прочие онлайновые покупатели, их также заботит цена и положительный опыт общения с Интернет. Несмотря на готовность покупать в Интернет различные товары (от престижной косметики до одежды ведущих дизайнеров), богатые пользователи охладели к онлайновым покупкам предметов роскоши, потому что они не получают того, чего хотят. Большинство Web-сайтов, предлагающих предметы роскоши, испытывают те же проблемы, что и все остальные: неработающие ссылки, требование plug-ins, сообщения об ошибках. Подобные вещи подрывают доверие покупателей. Богатые покупатели хотят, чтобы электронная торговля была простой и быстрой, экономящей время и делающей жизнь проще (кстати, большинство Интернет-пользователей с годовыми доходами ниже $25000 хотят того же).

Основные причины неудач в В2С

Аналитики разделились во мнениях, повлечет ли за собой недавнее (сильнейшее за последние 5 лет) падение индекса потребительского доверия к снижению уровня расходов на онлайновые покупки. По данным The Conference Board (TCB) индекс потребительского доверия (Consumer Confidence Index) упал в феврале 2001 г. до значения 106.8 (наиболее низкий уровень с июня 1996 г.). Потребители становятся все более расчетливыми и сокращают свои расходы, что может отразиться и на их затратах на покупки в электронных магазинах. Однако в ходе опроса потребители отметили пусть и медленный, но рост экономики (если бы сейчас был период рецессии, то они урезали бы свои расходы намного больше). Остальные факторы роста стабильны: растет количество онлайновых пользователей, а также число потребителей, желающих осуществлять онлайновые покупки; увеличиваются также и средние затраты потребителей при онлайновых покупках.

Оздоровляется и конкуренция ≈ с закрытием неудачных электронных лавок увеличивается трафик в других онлайновых магазинах. По мнению Forrester Research, потребители не откажутся от онлайновых покупок, а электронной торговле снижение потребительского доверия принесет только пользу. Возможность найти товар по приемлемой цене и способность контроля над своими расходами и личной информацией ≈ все это поддерживает доверие потребителей. По мнению экспертов, снижение потребительского доверия, в основном, повлияло на принятие решений по крупным покупкам, которые традиционно не были основным объектом электронной торговли. Объемы заказов на крупные покупки, как онлайновые, так и оффлайновые, снизились в январе 2001 г. до $202,02 млрд.

Следует также отметить, что по данным Zona Research до 50% онлайновых сделок не завершаются, в частности, из-за низкого качества Интернет-соединений и длительного процесса загрузки Web-страниц. Общая сумма упущенных за счет этого прибылей оценивается более чем в $25 млрд в год. В исследовании Zona Research также говорится, что в то время, как B2B-компании за последний год уменьшили время загрузки своих страниц примерно в 2 раза, сайты B2C стали функционировать заметно хуже, загружаясь, примерно, на 20% дольше, чем ранее. А учитывая то, что розничные онлайновые магазины часто неоправданно фокусируются на графике и рекламных баннерах, то среднее время загрузки такой страницы составляет десятки секунд. И хотя онлайновые магазины функционируют все-таки лучше, чем, скажем, сайты с научной ориентацией, покупателей продолжает отпугивать медленная загрузка страниц и неустойчивые соединения.

Имеет свое значение и качество обслуживания клиентов. Компания Boston Consulting Group опубликовала доклад ╚Winning the Online Consumer 2.0: Converting Traffic into Profitable Relationships╩, в котором прямо говорится, что большинство Интернет-торговцев упускают свой шанс получить максимум прибыли от электронной коммерции, т. к. качество их услуг не соответствует запросам клиентов. По мнению аналитиков Boston Consulting Group, онлайновые потребители сейчас являются более технологически образованными, нетерпеливыми и, что самое важное, хотят потратить на покупки в Интернет больше денег. Однако продавцы этого не учитывают, а энтузиазм покупателей растет быстрее, чем технические возможности онлайновых продавцов. По многочисленным прогнозам, активность пользователей на рынке электронной коммерции будет расти, но продавцов поджидает еще одно неприятное обстоятельство: появляется все больше людей, разочарованных в своих онлайновых покупках. Естественно, этот факт отрицательно сказывается на онлайновом бизнесе, т.═к. существует прямая зависимость между удовлетворенностью покупателя и вероятностью того, что он совершит повторную покупку в этом же магазине (или порекомендует его другим).

Аналитики BCG советуют онлайновым продавцам обратить большее внимание на следующие основополагающие показатели В2С-коммерции:

Все эти показатели должны рассматриваться комплексно, т.═к. понятно (с точки зрения системного подхода), что всякие несогласованные действия, касающиеся улучшения только отдельных вопросов, не принесут желаемого результата.
Большинству компаний не удается обратить свой высокий объем трафика в прибыль вследствие нерентабельности их бизнес-модели (например, они тратят $200 на привлечение посетителя, который потом покупает товара лишь на $100). Таким образом, продавцам необходимо ориентироваться лишь на небольшое количество пользователей, обладающих высокой покупательной способностью, и всевозможными способами укреплять свои взаимоотношения с ними. Лучше всего с этой задачей справляются сейчас онлайновые продавцы книг и парфюмерной продукции (пользователи остаются удовлетворенными своей покупкой в 30% случаев). Наименьшая удовлетворенность онлайновых покупателей (20%) отмечена в секторе туризма и развлечений, а также продаж аппаратного обеспечения.

Окончание следует


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 10'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.
Адрес редакции: 191040, СПб, ул.Черняховского, д.59, т/ф (812)164-9690, 164-9372.
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей