Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Современные ИТ в ОАО ╚Питер-Лада╩
(опыт автоматизации оптово-розничных продаж автомобилей и автосервиса)


Мы продолжаем знакомить наших читателей с опытом автоматизации ведущих российских предприятий, работающих в различных отраслях. Наверняка немало читателей не раз сталкивались с проблемами выбора автомобилей и их технического обслуживания. Как же используются современные ИТ в этой отрасли? Заместитель генерального директора ОАО ╚Питер-Лада╩ по ИТ Николай Иванович Матвиенко любезно согласился рассказать об опыте автоматизации ОАО ╚Питер-Лада╩ научному редактору ╚Компьютер-Информ╩ Александру Глинских.

А. Г.═Николай Иванович, познакомьте наших читателей с ОАО ╚Питер-Лада╩.

Н. М.═Еще в 1976 г. в Ленинграде появился ╚Ленинградский Областной Центр АвтоВАЗтехобслуживания╩, который являлся официальным дилером АвтоВАЗа и развивал свою фирменную торговую и гарантийную сеть. В марте 1991═г. Центр был преобразован в ОАО ╚Питер-Лада╩. Наша основная производственная деятельность ≈ это продажа автомобилей и их гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание. Cейчас у нас 3 филиала и головное предприятие в Красном Селе. Наш бизнес построен таким образом, что у нас единая политика ценообразования и торговли совместно с филиалами (т. е., клиент может купить автомобиль по одной и той же цене в любом филиале). За 25 лет работы в автобизнесе мы завоевали доброе имя, которое позволяет нам уверенно смотреть в будущее и успешно развиваться. Ежемесячно мы продаем до 1500 автомобилей, а летом обслуживаем до 4000 машин в месяц. Всего в ОАО ╚Питер-Лада╩ сейчас трудится около 600 человек (400 ≈ на головном предприятии и около 200 ≈ в филиалах). Я работаю на предприятии с 1987 г.

А.═Г. Расскажите об истории автоматизации предприятия.

Н.═М. Специфика нашей работы состоит в том, что при техническом обслуживании на каждый автомобиль открывается заказ-наряд, где перечисляются все виды работ с суммами по соответствующему прейскуранту АвтоВАЗа. А уже потом к этому заказ-наряду выписываются накладные на запчасти (необходимые для ремонта или обслуживания) со склада. Этот производственный процесс необходимо было автоматизировать. В 1980-е гг. предприятие пользовалось программным пакетом складского хозяйства собственной разработки. Тогда мы работали еще на Zaemtron-ах и арендовали машинное время на ЕС-1022. Обрабатывали информацию за предшествующий день. Такая оперативность работы не устраивала ни руководство, ни нас, т. к. обработка информации запаздывала. Поэтому в 1988 г. мы перевели наше ПО с ЕС-1022 на СМ-1600 и почти год отработали в пакетном режиме, решая только складские задачи. В конце 1988 ≈═начале 1989 г., докупив мультиплексоры, предприятие (единственное в структуре АвтоВАЗа) перешло на работу в режиме реального времени с выделенными терминалами. В то время у нас было установлено несколько терминалов на складах. Позднее к складской подсистеме была добавлена и подсистема учета заказ-нарядов. С помощью этих подсистем мы получали распечатанный заказ-наряд и выписывали на него накладные на запчасти. Таким образом, формировался единый расчетный листок, в котором была приведена стоимость всех услуг и запчастей, необходимых для выполнения конкретного заказ-наряда (еще в 1988 г. мы автоматизировали производственную деятельность предприятия). Эта система прослужила нам вплоть до 1993 г.
В 1993 г. была инсталлирована ЛВС ARCnet (тогда еще не было Ethernet) ≈ установлены 16 бездисковых рабочих станций и сервер IBM PC AT 386 DX-40. Помимо ╚Автосервиса╚ у нас была и подсистема оформления гарантийного обслуживания (на основе заказ-наряда оформлялся акт гарантийного обслуживания для отчета об установленных запасных частях и услугах, оказанных для автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании), тесно связанная с программой ╚Автосервис╩. Были и другие локальные разработки, например, программа оформления продажи автомобилей. Все программы нашей разработки были написаны под MS DOS.

А.═Г. А какие аппаратно-программные средства установлены сейчас на предприятии?

Н.═М. Компьютеры стоят у нас везде, где задействован производственный цикл. В ЛВС головного предприятия работает около 90 ПК (Pentium). В филиалах тоже есть свои локальные сети, в которых всего установлено более 40 ПК. Основным прикладным ПО у нас является ╚1С:Предприятие 7.7╩, приобретенное в фирме СофтБаланс. Мы используем следующие компоненты: ╚Бухгалтерия╩, ╚Оперативный учет╩, ╚Расчет╩ и ╚Управление распределенными базами данных╩. Эта конфигурация установлена в головном предприятии. Филиалы также автоматизированы на ПО ╚1С╩. Для ведения ╚Единой книги продаж╩ в среде ⌠1С:Предприятия 7.7■ реализовано в режиме реального времени резервирование уникального номера счета-фактуры. У нас организована распределенная база данных. В конце дня осуществляется репликация данных (в том числе и счета-фактуры) между филиалами и головным предприятием (через модемную связь). Таким образом, выполняется требование о ведении ╚Единой книги продаж╩ для ОАО ╚Питер-Лада╩ в целом.
Cклад запчастей обслуживает программа нашей разработки, связанная с ПО ╚1С╩.
Для обеспечения работы ЛВС мы используем 2 сетевые ОС, работающие параллельно: Novell NetWare 4.0 (под ее управлением работают программы автосервиса, гарантийного обслуживания автомобилей и складского хозяйства) и MS Windows NT Terminal Edition 4.0, обслуживающую все базы данных ╚1С╩. В качестве сервера для ОС Novell NetWare 4.0 применяется ╚продвинутый╩ компьютер, а для ОС MS Windows NT Terminal Edition 4.0 ≈ 2-процессорный PII (512 МБ ОП, 2 зеркала по 9 ГБ, RAID). Для распечатки общих сводок используется принтер Tally.

А.═Г. Расскажите про службу АСУ предприятия.

Н.═М. В 1987 г. в состав группы АСУ входило всего 3-4 человека. После появления первых зримых результатов от автоматизации предприятия в 1989 г. был создан отдел АСУ. Сначала в нем работало 8 человек. Его задачей было обеспечение бесперебойной работы технических средств ВТ головного предприятия с 7.00 до 22.00 (во время обслуживания клиентов). Сейчас в отделе АСУ работает 10 человек. В его состав входят программисты (системные и прикладные), электронщики и операторы.

А.═Г. Николай Иванович, на некоторых предприятиях считают, что служба АСУ не столь уж необходима и оставляют для решения задач автоматизации 3-4 ИТ специалистов. Каково Ваше мнение о необходимости службы АСУ для современного предприятия?

Н.═М. Служба АСУ нужна предприятию. Если, конечно, серьезно относиться к проблемам поддержки и развития производства. Наше руководство пришло в свое время к выводу, что без службы АСУ (причем, постоянного состава) в нашем бизнесе делать нечего. В состав нашей службы АСУ непременно должна входить группа ╚горячей поддержки╩ технических и программных средств как головного предприятия, так и его филиалов (и это должны быть достаточно квалифицированные специалисты). Кроме того, обязательно должна быть группа так называемых ИТ-идеологов, занимающихся перспективами развития автоматизации на предприятии.

А.═Г. А какие наиболее важные задачи ОАО ╚Питер-Лада╩ подлежат автоматизации?

Н.═М. В первую очередь ≈ это автосервис и торговля автомобилями (наши основные направления производственной деятельности). И, как следствие, ≈ это бухгалтерия (без бухгалтерии тоже проблематично что-нибудь сделать в производстве).
В 1998 г. мы решили сделать новую разработку, интегрирующую торговлю автомобилями, производство, бухгалтерию, генерацию отчетов и др. В первую очередь необходимо было автоматизировать полный цикл продажи автомобилей и работу бухгалтерии. Надо было решать задачу и автоматизации расчета зарплаты. Все эти задачи мы, конечно, тогда решали, но на базе локальных не связанных между собой программ (причем, как собственной разработки, так и приобретенной). Естественно, что у нас возникла необходимость организации своей работы в едином информационном пространстве. Именно поэтому в конце 1998 г. мы и объявили тендер на предложения по автоматизации цикла продажи автомобилей.
В течение месяца поступило порядка 25 предложений. Предложения были совершенно разнообразные (начиная от эксклюзивной разработки под MS SQL и Delphi и заканчивая адаптацией готовых пакетов ПО). Стоимость разработки/внедрения колебалась от $5000 до $350000.
После анализа всех предложений в качестве платформы мы решили выбрать пакет ПО ╚1С╩. Почему именно ╚1С╩? Во-первых, в ПО ╚1С╩ дружественный интерфейс, а также достаточно гибкий и удобный (в плане оперативных корректировок и обслуживания) внутренний язык (что обеспечивает открытость, удобство, оперативность и наглядность работы). Этот встроенный язык, близкий к объектно-ориентированным, позволяет эффективно реализовать широкий круг учетных алгоритмов. Система открыта, т.═е. поставляется с типовыми конфигурациями с открытыми исходными текстами, создавая, таким образом, не только возможность типовой конфигурации, но и настройки под требования пользователей. Широкое распространение к тому времени ПО ╚1С:Бухгалтерия╩ и ее поддержка еще больше склонили нас к выбору ПО ╚1С╩. Рассчитывая на долговременное и ответственное сотрудничество, мы сузили круг претендентов до фирм, являющихся франчайзи ╚1С╩. Этот узкий круг прошел собеседование и отбор. Перед тендером было составлено краткое ТЗ. По этому ТЗ мы и беседовали с фирмами-претендентами. Когда все эти фирмы сказали, что наше ТЗ вполне реально выполнить на базе ПО ╚1С╩ (в частности, за счет единой платформы бухгалтерии и оперативного учета возможно исключение повторного ввода информации в различных частях вычислительной системы), то именно тогда мы поверили в эту платформу и решили остановиться на ней.

А. Г. Кем принималось окончательное решение о внедрении ПО ╚1С╩?

Н. М. Конечно, в первую очередь, нашим генеральным директором Рыдаевым Владиславом Борисовичем, но коллегиально с нами. Хочу сказать, что все наши достижения в области автоматизации в немалой степени состоялись именно благодаря поддержке руководства (здесь в полной мере соблюдается принцип ╚первого лица╩). Директор понимал необходимость автоматизации производства и пошел на соответствующие затраты.

А.═Г. Каковы Ваши основные критерии выбора фирм-поставщиков ИТ решений?

Н.М. Главное ≈ это человеческий фактор. В фирме, с которой мы собираемся работать, обязательно должны быть квалифицированные специалисты, имеющие соответствующий опыт. Они должны грамотно просчитать все нюансы и предложить нам решение, оптимальное как по выполняемым функциям, так и по цене (исходя из нашей специфики и того, что мы хотим получить на выходе). Именно исходя из этого критерия в качестве поставщика ИТ-решения мы выбрали фирму СофтБаланс и не ошиблись в ней.

А.═Г. А в чем заключается специфика работы бухгалтерии ОАО ╚Питер-Лада╩?

Н. М. Главное, что у нас большие требования к отчетам, т. к. нам необходимо, чтобы формировался не просто баланс, а смета затрат (ни одна типовая ╚Бухгалтерия╩ не умеет этого делать). Фирма-поставщик ПО должна была обязательно учесть наши требования. В связи с этим хочу отметить, что в достаточно жесткие сроки (неделя-полторы) фирма СофтБаланс сделала нам очень хорошую настройку ╚Бухгалтерии╩ (общую настройку она сделала за месяц). Безусловно, в СофтБалансе работают грамотные специалисты. Все их настройки до сих пор работают безукоризненно (правда, за прошедшее время наши программисты добавили многие компоненты в настройки). Все эти дополнения связаны, в первую очередь, с изменением нашей политики торговли. Например, сейчас мы торгуем не только автомобилями, находящимися на нашей площадке, но и автомобилями, которые еще только перевозятся по железной дороге. Файлы отгрузки автомобилей с АвтоВАЗа нам присылают каждое утро, и мы видим эти автомобили воочию (цвет, номера кузова и двигателя и др.). Именно поэтому мы и можем продавать (резервировать) эти автомобили оптом и в розницу.

А.═Г. Занимается ли предприятие онлайновыми продажами автомобилей?

Н.═М. Да, занимается. Но у нас реализовано, скорее всего, онлайновое резервирование автомобилей. На нашем сайте www.piterlada.ru существуют две возможности онлайнового резервирования. Дилерам, с которыми заключен официальный договор, предоставлен авторизованный доступ к информации о наличии автомобилей. Дилеры видят цвет, цену, комплектацию автомобилей и имеют возможность заказать их (автомобили, находящиеся как в пути, так и на оптовом складе). Кроме того, на сайте реализована возможность резервирования автомобилей и розничными клиентами (физическими лицами). Мы получаем заказ и подтверждаем его по электронной почте. По приходу автомобилей они вносятся в справочник ожидаемых товаров. Как только автомобили появляются на складе, то автоматически формируется резервная накладная на дилера, заказавшего автомобили (то же относится и к розничным клиентам). Дилерская база данных обновляется 1 раз в день, а база данных розничных клиентов ≈ 3 раза в день. При оформлении через сайт клиент получает автомобиль либо через 2 дня (если он находится на площадке), либо через 2 недели (если он находится еще в пути). Хочу сказать, что информация о наличии автомобилей также берется из баз данных ╚1С╩.

А.═Г. Вы считаете направление онлайнового резервирования автомобилей перспективным для предприятия?

Н.═ М. Да, безусловно. Сейчас у нас всего 12 официальных дилеров(Петрозаводск, Мурманск и т. д.), а покупают автомобили оптом у нас значительно больше фирм. Возможность резервирования автомобилей в он-лайне у нас работает со второго полугодия 2000 г. За это время объем онлайновых заказов автомобилей дилерами повысился на 12-15%. Однако вряд ли уместно говорить только о конкретном повышении объема продаж. Главное здесь все же ≈ это улучшение удобства работы дилеров и повышение оперативности их работы (многие пользователи пишут нам, что мы сделали неплохую систему). Розничная часть у нас работает 2 месяца. Уже есть определенные результаты. Считаем, что объемы онлайновых заказов в последующем будут расти.

А.═Г. А кто сопровождает на предприятии установленное прикладное ПО?

Н. М. Первоначальную разработку и настройку делают фирмы-поставщики. Наши прикладные программисты затем сопровождают данное ПО и изменяют его настройки (в зависимости от возникающих требований). Если возникает какой-либо сложный вопрос, с которым мы не можем справиться самостоятельно, то тогда мы обращаемся в фирму СофтБаланс, с помощью которой мы коллегиально решаем проблему.

А.═Г. Расскажите об истории взаимоотношений ОАО ╚Питер-Лада╩ с фирмой СофтБаланс.

Н.═М. После победы на тендере в апреле 1999 г. компания СофтБаланс внедрила у нас ╚1С: Бухгалтерию╩ (причем, не типовой конфигурации, а максимально адаптированной к нам). В мае специалисты СофтБаланса также внедрили настройку учета продаж автомобилей на базе ПО ╚1C:Торговля и Склад╩.
В дальнейшем мы продолжили взаимовыгодное сотрудничество по развитию систем на базе ╚1С: Предприятие╩. Из специфических разработок СофтБаланса хочу отметить следующее оригинальное решение. На базе ПК специалисты СофтБаланса создали фискальный аппаратный комплекс по кредитованию питания в столовой наших сотрудников. В настоящее время каждый сотрудник ОАО ╚Питер-Лада╩ пользуется пластиковой карточкой Cirrus-Мaestro. В кассе столовой установлено специальное устройство. Cотрудник расплачивается за обед пластиковой карточкой (без снятия денег, т.═к. в столовой терминала нет). У каждого сотрудника есть авторизованный доступ. Он вводит карточку, свой пароль, и только после ввода пароля фиксируется потраченная сумма. Вся информация по ежемесячным расходам сотрудника на питание сохраняется в базе данных. В конце каждого месяца осуществляется автоматическая выгрузка программы ╚1С:Зарплата╩, в которой происходит удержание суммы, потраченной каждым сотрудником предприятия на питание (после удержания всех налогов). Это решение достаточно удобно и работает уже больше года.
В связи с вводом второй части налогового кодекса осенью 2000═г. у нас появилась проблема ≈ налоги и единая Книга продаж по сквозной нумерации. Решением этой проблемы мы занялись, естественно, совместно с СофтБалансом.

А. Г. Почему предприятие не стало внедрять у себя готовую КИС (зарубежную или отечественной разработки)?

Н.═М. Мое личное мнение ≈ приобретать какую-либо КИС и адаптировать ее к нам ≈ это неблагодарное дело, т. к. предприятие всегда будет зависеть от разработчика. Любая стандартная КИС не отвечает всем потребностям предприятия. Нам нужно ПО, которое можно недорого, легко и оперативно настроить под наши потребности. В таком случае, его всегда можно оперативно изменить самим (в первую очередь, адаптировать к любому катаклизму, которые постоянно нас сотрясают, будь то изменение налоговой политики или новые требования вышестоящих организаций по изменению форм отчетности). А такие оперативные изменения вполне позволяет осуществить пакет ╚1С╩. Кроме того, все готовые КИС очень дороги. Здесь также возникает вопрос соотношения ╚цена/качество╩ (или ╚цена/производительность╩). Мы не хотим тратить лишние деньги на ненужные предприятию функции КИС, не помогающие решить его основные производственные задачи. Мы считаем, что ПО ╚1С╩ вполне достаточно для решения задач автоматизации наших оптово-розничных продаж и технического обслуживания. Вкусив ╚1С╩, мы убедились, что это гибко, удобно и оперативно.

А. Г. А как вам помогло в работе ПО ╚1С╩? Вы как-нибудь оценивали это количественно?

Н.═М. ПО ╚1С╩ полностью обеспечило работу нашей бухгалтерии, автосервиса, склада автомобилей и торговлю автомобилями. По субъективным впечатлениям пользователей бухгалтерии работа облегчилась на порядок. То же относится и к торговле автомобилями. Сейчас мы на каждую машину оформляем по 5-6 документов (справку-счет, извещение в налоговую инспекцию, заявление на регистрацию и др.). Если в предыдущей программе на оформление продажи одного автомобиля тратилось около 15 минут, то сейчас, оформив товарный чек и введя только реквизиты клиента, все документы формируются и распечатываются автоматически за 3-4 минуты. То есть, значительно повысилась оперативность работы и гибкость отчетов. У нас нет клиентов, недовольных длительностью оформления документов. Фактически, это помогает привлечению новых клиентов. C внедрением ПО ╚1С╩ мы повысили качество обслуживания клиентов и повысили их количество в несколько раз. Можно утверждать, что платформа ╚1С╩ хорошо подходит для автоматизации деятельности предприятий, занимающимися оптово-розничной торговлей автомобилями и автосервисом (при соответствующих объемах).

А.═Г. Будете ли вы внедрять систему электронного документооборота?

Н. М. Да, будем. Сейчас как раз обсуждаем этот вопрос. Cкорее всего, будем делать систему электронного документооборота сами на базе ПО ╚1С╩. Мы смотрели множество пакетов управления электронным документооборотом, однако ПО ╚1С╩ вполне подходит для этого, т. к. в нем хорошо отлажена система импорта-экспорта. Систему электронного документооборота будем делать для всего предприятия (с учетом филиалов).

А. Г. Каковы планы развития ИТ на предприятии?

Н. М. Планов у нас много. Вот сейчас вместе с СофтБалансом планируем в ближайшее время переходить на новый план счетов. Это ≈ жизненная необходимость. Будем также заниматься вопросами консолидации баланса с нашими филиалами (это по части бухгалтерии). Что касается перспектив торговли, то она одна ≈ повышать объемы обрабатываемой информации. Это значит ≈ делать более удобные интерфейсы, а также интегрировать данные между программами.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 11'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей