Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Математика, логика, игры


Знаете ли вы, как правильно рассчитать траекторию прыжков блохи, или как найти код, с помощью которого можно открыть сейф? Школьники, участвующие в международном Чемпионате математических и логических игр, вынуждены искать ответы на эти и другие подобные вопросы. От участников не требуется знаний теорем и формул, достаточно элементарной способности логически мыслить и желания поломать голову над всевозможными занимательными комбинациями монеток, клеточек, кубиков┘ Подсмотрите за детьми, когда они раздумывают над очередной комбинацией, и вы поймете, что такие игры═≈ очень серьезное дело.

 

Мелихова═Л.═Г., методист СПб ЦИТТ
Литвин═Ф.═Д., зам. директора по УМР (учебно-методической работе)

Этот ежегодный международный чемпионат проводится уже в шестнадцатый раз, но только в нынешнем году среди стран-участниц числится Россия. Причем вначале получилось так, что российские участники заочного тура чемпионата посылали свои работы на Украину. Дело в том, что украинские дети уже несколько лет играют в математические игры, в очном туре на Украине участвовало семь команд. Для России же шестнадцатый чемпионат был первым, причем наша страна оказалась представлена только двумя городами═≈ Санкт-Петербургом и Красноярском. То есть, в заочном туре участвовали дети из разных мест, но только в этих городах удалось организовать очные туры═≈ полуфинал и национальный финал конкурса. В═Петербурге это стало возможно благодаря поддержке Комитета по образованию, Санкт-Петербургского центра информационных технологий и телекоммуникаций (СПб ЦИТТ) и помощи школы ╧═640 (директор Бернацкая═В.═А.), дважды предоставившей помещение для проведения очных туров конкурса.

Хочется коротко рассказать о том, как проходит чемпионат. Очный тур проводится одновременно во всех странах, участвующих в мероприятии. Помимо Франции, являющейся организатором чемпионата, это Бельгия, Италия, Канада, Украина. Незадолго до начала соревнования координатор по электронной почте получает задания разного уровня сложности: в конкурсе могут участвовать школьники с первого по 11-й класс, а в самом высшем по сложности уровне═≈ и студенты. Все задачи составлены как игры, но, конечно, для первоклашек на первом месте═≈ зайчики и кубики, в то время как старшим школьникам предлагается уже повозиться с числами и геометрическими фигурами (но только═≈ никаких формул, все основано на логике и пространственном воображении). Что нужно для участия? Ручка, бумага под черновики, желательно линейка. Калькуляторы запрещены, да никаких сложных расчетов и не предполагается.

В Санкт-Петербурге в полуфинал прошло 19 школьников из трех возрастных групп: 6-7-й, 8-9-й и 10-11-й классы, так что в школе ╧═640 было выделено два класса для проведения соревнования. Ядро участников составили члены математического кружка при Израильском культурном центре (ИКЦ СПб)═≈ это ребята из разных школ города и области (несколько человек учатся в лицее г.═Всеволожска). Кроме того, играли (или работали?) ребята из самой школы ╧═640, из школы ╧═344, из лицеев ╧═419 и ╧═488. К═финалу число участников сократилось до семи человек, для проведения конкурса хватило уже одного класса. По окончании соревнования координатор проверяет решения задач и затем отправляет результаты во Францию для получения подтверждения от организаторов чемпионата.

Наконец, о победителях. Все семь участников национального финала получат грамоты. Кроме того, определились и самые главные победители: по одному в каждой возрастной категории. Поскольку таких категорий к финалу осталось две, победителей тоже оказалось двое: ученик 7-го класса лицея ╧═419 Дима Ведерников и девятиклассница Катя Найденышева, лицей г.═Всеволожска (математический кружок при ИКЦ СПб). Наконец, из этих победителей только один (Катя Найденышева) получит приглашение приехать в Париж для участия в международном соревновании. Еще один российский школьник будет приглашен на международный финал из Красноярска.

Говорят, ╚первый блин комом╩. На самом деле все прошло хорошо, но все же это был первый опыт, в котором Россия участвовала на ╚полулегальном╩ положении в одной связке с Украиной (поэтому такая жесткая квота на участие в международном финале, ведь вообще-то в Париж должны приглашаться по одному победителю от каждой возрастной категории, то есть семь человек). Хочется надеяться, что в следующем году российская сторона станет полноправным членом соревнования, будут учтены все ошибки и недоработки, а главное═≈ появятся новые участники.

Примеры задач (региональные финалы 2002, категория СЕ)

Концы бечевки (коэффициент 1)

Матье перерезает бечевку (см. рисунок). Сколько будет у него кусков бечевки после удара ножниц? Все концы бечевок видны на рисунке.

Прямоугольники (коэффициент 4)

На рисунке с левой стороны можно видеть три прямоугольника, нарисованных полностью. Сколько прямоугольников, нарисованных полностью на рисунке с правой стороны?

Квадрат кролика (коэффициент 5)

Заполните пустые клеточки числами 1, 2, 3 и 4 таким образом, чтобы в каждой строке и каждой колонке каждая цифра встречалась только по одному разу.

Прямоугольник (коэффициент 10)

Прямоугольник расчерчен на квадратики. Диагональ прямоугольника не пересекает ни одного узла, кроме двух крайних, и пересекает ровно 12 квадратиков. Ширина прямоугольника измеряется в шесть единиц. Сколько единиц в длине прямоугольника?

Пентагон (коэффициент 7)

Заполните круги с помощью чисел от 2 до 6 так, чтобы каждое число, записанное в треугольник, равнялось сумме чисел, записанных в круги, расположенные в вершинах этого треугольника.

Три числа (коэффициент 14)

Матье записал три простых числа. Он заметил, что произведение этих трех чисел в 7 раз больше их суммы. Какими являются эти три числа?

Примечание: напоминают, что простое число является числом натуральным, допускающим только два делителя: 1 и само себя.

Блоха (коэффициент 9)

Вначале блоха находится в клеточке А. Каждую секунду она перепрыгивает на соседнюю клеточку. При этом она может поворачиваться, но не может разворачиваться задом наперед. Отметьте все клеточки, на которых блоха может находиться через 15 секунд.

Турнир (коэффициент 18)

Выступления 18 спортсменов по фигурному катанию судят 9 арбитров. После соревнования каждый арбитр выставляет каждому участнику место (от 1 до 18 и всем разные). Оказалось, что ни для одного из участников соревнований разница между местами, выставленными арбитрами, не отличалась более чем на три. Для каждого участника находят сумму 9 мест. Какая может быть максимальная общая сумма, полученная спортсменом, имеющим наименьшую общую сумму?

Орех (коэффициент 15)

Матильда и Матье играют в следующую игру. Каждый игрок, в свой ход, разделяет 20 орехов, находящихся на столе, на несколько равных кучек.

Количество орехов в каждой кучке должно быть равным либо 1, либо простому числу. Затем он забирает себе одну из кучек и смешивает оставшиеся орехи. За каждый ход игрок должен собрать по крайней мере две кучки, за исключением ситуации, когда остается только один-единственный орех. В таком случае игрок берет этот орех себе. Цель игры═≈ набрать как можно больше орехов. Матильда начинает. Сколько орехов она наверняка наберет, вне зависимости от игры Матье?

 

Остальные задачи и ответы на них можно найти по адресу http://nit.spb.ru/school/projects/jeux/index.html

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 11'2002 (17 - 28 июня) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей