БОСС и Со


Беседа с Александром Мироновым вице-президентом компании АйТи,
директором департамента разработки программных систем гл. редактора "КИ" Ольги Андроновой.

В.: Полгода тому назад мы уже рассказывали нашим читателям про систему БОСС. В тот момент она находилась на завершающей стадии разработки. В какой стадии готовности находится сейчас БОСС?


О.: Система БОСС возникла как результат работы над более, чем двумя десятками крупных заказных проектов. Естественно, поскольку каждая автоматизированная система является уникальной и индивидуальной для каждого заказчика, она не может считаться универсальным продуктом, типовым решением и предлагаться для тиражирования. В ходе выполнения заказных проектов, создания специализированных рабочих мест, по мере приобретения необходимого опыта, мы пришли к необходимости создания отраслевых решений и типовых модулей. Типовые модули - это перечень подсистем, которые закрывают основные направления автоматизации управления. Большинство пакетов, которые предлагаются на рынке, это системы для автоматизации бухгалтерского учета. Раньше никто и не собирался эффективно управлять и подсчитывать не только доходы, но и расходы. Главной задачей было правильно отчитаться перед контролирующими органами. Мы же изначально сделали упор именно на управление. В составе системы БОСС есть модули по управлению финансами, производством, снабжением, сбытом (т.е. логистические модули) и есть модули финансовой бухгалтерии, управления персоналом и так далее. Практически, все функциональные модули системы БОСС-Компания в той или иной конфигурации внедрены у заказчиков. На выставке "Бухучет и аудит" в январе 1997 г. в Москве все модули были продемонстрированы, и АйТи может их предлагать как типовые решения для дальнейшего развития в каждом конкретном случае. При этом мы прекрасно понимаем, что система БОСС-Компания является основой для создания комплексного законченного решения. Поэтому все модули предлагаются с инструментальными средствами, и их можно модифицировать, развивать. Хотя система БОСС-Компания разработана на базе Scalable SQL Server, в ее состав входит модуль БОСС-Референт, выполненный на основе Lotes Notes, который позволяет автоматизировать неструктурированный документооборот. На той же выставке "Бухучет и аудит" мы планируем показать законченные подсистемы управления персоналом и финансовой бухгалтерии системы БОСС-Корпорация, разработанные с помощью CASE- и TOOLS-средств Oracle.
В.: Ваши решения предлагаются для фирм каких размеров?
О.: БОСС-Компания - это решения масштаба отдела и небольшого предприятия. Используются workgroup-серверы, что и определяет масштаб. Хотя иногда заказчик ориентируется на стоимость, в первую очередь, и тогда БОСС-Компания используется для управления всем предприятием. В этом случае приходится усиливать аппаратную часть проекта или применять организационные методы. Решения на базе Oracle исходят из возможностей серверной платформы. Это, в первую очередь, распределенная обработка, неограниченная масштабируемость, возможность использования различных аппаратных и программных платформ.
В.: Что является аппаратной и программной платформой БОСС-Компания?
О.: Это серверная платформа Intel и сервер реляционных БД Scalable SQL. Они работают в среде Novell и Windows NT. На нижнем уровне для хранения записей используется Btrieve Record Manager. Все запросы на обработку записей пишутся на стандарте, подчиняющемся ANSI 92 (стандарте SQL), и процедурном расширении к нему, который специалисты АйТи разработали самостоятельно. Инструментальные программные средства для настройки, модификации и развития системы БОСС-КОМПАНИЯ представляют из себя три программы: ADMIN (средство администрирования Словаря БД), DESIGNER (средство разработки программ) и Runtime (средство запуска программ).
В.: Как выглядит пользовательский интерфейс БОСС-Компания?
О.: Пользовательский интерфейс - это DOS-клиент, который выполнен в стандарте Turbo Vision. Все приложения для БОСС-Компания пишутся с помощью специального инструмента визуального программирования, которым может пользоваться традиционный программист, т.е. ему не нужно знать классов, объектов и т.п. Программисту необходимо только задать тип элементов отображения, тип данных и написать SQL-запрос к БД. Т.е. надо понимать, что когда мы говорим об инструменте, мы все-таки говорим об инструменте для программиста.
В.: Где можно посмотреть БОСС-Компания в работе?
О.: Более двух лет система БОСС-Компания функционирует на девятнадцати предприятиях. Среди наших клиентов крупнейший завод по производству лекарственных препаратов "Акрихин", муниципальное предприятие "Водоканал" в Люберцах, Костромская ГРЭС, нефтегазодобывающие предприятия НГДУ "Талинскнефть", АО "Кондпетролеум", "Ноябрьскторгнефть", торгово-производящие фирмы в Москве. Нашими заказчиками являются госбюджетные организации и силовые структуры. Это финансово-экономическое управление УВД Пензенской области и московское внешнеторговое предприятие. Модификации всех внедренных систем были связаны со спецификой отраслей, т.к. оперативный и бухгалтерский учет, технология управления сбытом, снабжением в них сильно отличаются. Что касается типовых модулей, то все они имеют документацию пользователя и программиста. Есть инструкции запуска и инсталляции. Желающие могут получить деморолики подсистем.
В.: У нас в регионе не так много крупных заказчиков. А что может быть предложено небольшим предприятиям, накопившим парк разнообразной техники и какие-то бухгалтерские системы?
О.: Система БОСС-Компания очень нетребовательна к ресурсам клиентской части, т.к. основная обработка ведется на сервере. Клиентская часть может идти на 386-х машинах. Гораздо более серьезные требования предъявляются к серверу (процессор начиная от 486 66 MГц, память от 16 MБ). Что касается работы с другими программными средствами, то открытость архитектуры, использование стандартных представлений данных и шлюзов позволяет это. У нас были примеры сотрудничества с западными фирмами, которые применяют свои бухгалтерские пакеты, а в управлении персоналом с учетом отечественной специфики применяют наши модули. Нам приходилось обеспечивать стыковку с различными банковскими системами для того, чтобы избежать ручного ввода при работе с системой клиент-банк. Так что опыт есть.
В.: Какие усилия придется приложить заказчику для внедрения системы БОСС-Компания и какую помощь может оказать петербургское представительство АйТи?
О.: Действительно, внедрение любой системы управления требует выполнения целого комплекса работ, в том числе проведения обследования, возможно реинжиниринга некоторых бизнес-процессов, обучения пользователей и специалистов заказчиков. В этом плане мы рассчитываем на свое представительство и на организации, которые являются партнерами по разработке и внедрению и именуются VAR-ами. Эти организации территориально находятся ближе к клиенту и занимаются техническим и информационным обслуживанием заказчика. У нас есть уже ряд таких организаций в России. К сожалению, такого партнера в Северо-Западном регионе у нас пока нет. Но мы постоянно занимаемся поиском партнеров. К рекламно-маркетинговым мероприятиям по привлечению региональных партнеров относится и регулярное проведение семинаров для VAR-ов в учебном центре АйТи. Мы предлагаем партнеру типовой набор модулей, инструментальные средства для настройки и развития системы, технологию работы с заказчиком, и после получения лицензии эта фирма может заниматься внедрением, обучением и сопровождением, что составляет значительно большую долю от стоимости проекта. Услуги в информационном бизнесе во всем мире стоят дорого, и в США такие фирмы имеют многомиллиардный оборот. Мы приглашаем к контакту всех заинтересованных лиц.

Дополнительную информацию можно получить в петербургском представительстве АйТи по тел. 185-4988.


КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ