Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Microsoft Special Interest Group "Neva"

Управление рабочими местами пользователей √
желаемое и действительное, или
╚А не проще ли все бросить и уйти в монастырь?╩


Сергей Полехин, MCSE, MCT


Небезызвестно то, что управление рабочими местами пользователей является одной из самых сильных ╚головных болей╩ любого сетевого администратора. По оценкам IDC, расходы на поддержку рабочих мест пользователей по состоянию на начало 2000 г. могут составлять до 47% среднегодового бюджета отделов ИТ, направленного на сопровождение и развитие информационных систем предприятия. По мнению той же IDC, данная тенденция будет сохраняться еще на протяжении как минимум 5-7 лет. Столь существенная статья расходов по материалам данного исследования обусловлена, прежде всего, разнородностью используемого программного и аппаратного обеспечения, требующего от пользователя овладения индивидуальными навыками корректной работы с каждым из приложений. А такой индивидуальный подход увеличивает количество ошибок пользователей и приводит к неработоспособности приложений и потере данных.

Материалы проведенных исследований демонстрируют возможность снижения накладных расходов на поддержку рабочих мест несколькими способами, среди которых главные места занимают:

"═╚Снижение количества ошибок в разрабатываемом ПО, приводящих к непроизвольной порче приложений и обрабатываемых данных вследствие некорректной работы пользователей╩. На языке обыкновенного человека это означает буквально следующее: а) в идеале все ПО должно обладать единым, тривиальным интерфейсом, не изменяющимся в процессе доработки и выпуска новых версий ПО; б) должна осуществляться доскональная проработка механизмов ╚защиты от дурака╩, сводящих к минимуму вероятность потери работоспособности приложений и/или уничтожения данных при некорректных действиях пользователя.

"═╚Разработка средств автоматизации восстановления данных и рабочих мест пользователей╩.

Если подойти к этим выводам с точки зрения здравого смысла и оценки уровня развития современных технологий, то становится очевидным то, что:

"═первый из предложенных способов не станет достоянием действительности не только в ближайшие несколько лет, но, в принципе, почти недостижим при существующей конкуренции в сфере разработки ПО и необходимости его постоянного усовершенствования;
"═второй способ реален в настоящее время, что демонстрируется существованием и продолжающейся разработкой большого количества ПО в этой области различными производителями.

В данной статье я осознанно не буду приводить сравнительных характеристик различного ПО, т.═к. дело это не всегда благодарное, а предложу читателю ознакомиться с теми средствами автоматизированной установки и поддержки рабочих мест пользователей, которые реализованы в составе ОС Windows 2000.

Все средства автоматизации установки и поддержки рабочих мест пользователей в Windows 2000 можно разделить на две основные категории: ориентированные на операционные системы и ориентированные на прикладное ПО.

Первая категория средств, обеспечивающих различные способы автоматизированной установки и поддержки ОС, включает:

"═сервис автоматизированной инсталляции (Unattend Installation);
"═сервис удаленной инсталляции (Remote Installation Services);
"═механизмы клонирования ОС;
"═инструменты управления параметрами ОС и поддержки ее работоспособности, базирующиеся на механизмах ╚групповых политик╩.

Вторая категория средств, обеспечивающих различные способы автоматизированной установки и поддержки прикладного ПО, содержит:

"═сервис удаленной инсталляции (Remote Installation Services);
"═механизмы клонирования;
"═инструментарий управления приложениями, базирующийся на механизмах ╚групповых политик╩.

Исходя из приведенного списка, очевидно, что некоторые средства могут использоваться для управления ОС и для сопровождения ПО, поэтому ниже мы рассмотрим каждый из этих механизмов с оценкой применимости его возможностей и для ОС, и для приложений.

Сервис автоматизированной инсталляции (Unattend Installation)

Этот сервис не является новым для ОС семейства Windows, хотя и претерпел существенные улучшения в Windows 2000 в сравнении с его реализациями в предыдущих версиях ОС. Сервис автоматизированной инсталляции ориентирован, прежде всего, на установку ОС, но благодаря некоторым доработкам, может быть применен и для установки приложений. Общий смысл автоматизации сводится к устранению необходимости ручного ввода информации о параметрах инсталлируемой ОС. Реализация этого подхода является тривиально простой: все необходимые параметры инсталлируемой ОС заранее сохраняются в текстовом файле определенного формата (╚файл ответов╩). А при выполнении процедуры установки этот файл анализируется программой инсталляции и используется ей для ответа на все свои вопросы.

Улучшения, введенные в этот способ установки в Windows 2000:

"═упрощенная структура ╚файла ответов╩;
" наличие штатно поставляемой в составе дистрибутива Windows 2000 утилиты Setup Manager, обеспечивающей создание ╚файла ответов╩ в удобном графическом режиме. Эту утилиту можно взять из следующего архива на дистрибутивном компакт-диске Windows 2000: \Support\Tools\Deploy.Cab. Использование этой утилиты позволяет достичь почти полной автоматизации процесса установки любой ОС семейства Windows 2000. В частности, Setup Manager позволяет быстро создать ╚файл ответов╩ как с нуля, так и обеспечивая дублирование конфигурации того компьютера, на котором был запущен;
"═наличие файла Unattend.doc (находится в вышеуказанном архиве), содержащего описание почти всех параметров установки, используемых для формирования ╚файла ответов╩.

Из положительных эмоций, вызванных использованием этого способа установки ОС, администраторы смогут вынести возможность быстрого создания ╚файла ответов╩ с использованием Setup Manager. Более того, благодаря встроенным возможностям Windows 2000, существует возможность автоматизированной установки большей части дополнительных сервисов, устанавливающихся после завершения инсталляции самой ОС. А при должном уровне квалификации и обладании навыками в создании сценариев на языках Command Shell, VBScript или JScript, администратор может не только обеспечить базовую инсталляцию ОС и ее встроенных компонентов, но и приобретает возможность управления дальнейшим процессом автоматизированной настройки ОС, а также установки большинства прикладного ПО.

Однако тем, кто всерьез задумается о необходимости полной автоматизации процесса установки ОС, следует запастись некоторым терпением и пролить несколько капель пота на создаваемый ╚файл ответов╩. Первой не очень существенной неприятностью является то, что Setup Manager работает только под Windows 2000, т.═е. первая машина вами уже должна быть установлена. Вторая неприятность существеннее: к сожалению, базовый ╚файл ответов╩, создаваемый утилитой Setup Manager, хоть и позволяет достичь фактически полной автоматизации ОС, но все-таки требует от администратора участия в процессе установки: не выполнив ручной коррективы ╚файла ответов╩, вам все-таки придется пару-тройку раз нажать на появляющуюся кнопочку ╚Next╩. Причем обидно то, что никаких параметров в большинстве случаев вводить не надо ≈ все взято из ╚файла ответов╩, надо лишь ╚подтолкнуть╩ инсталлятор. Но при небольшом усердии вас ожидает действительно приятная процедура установки ≈ за чашечной хорошего кофе или кружечкой пива ≈ кому что нравится. Все, что от вас потребуется ≈ это познакомиться с содержимым описанного выше файла Unattend.doc, где весьма подробно описаны почти все возможные параметры ╚файла ответов╩. Для особо пытливых привожу ссылку, по которой можно найти дополнительную информацию по автоматизации процесса инсталляции, а также дополнительные (их количество воистину безгранично) параметры для ╚файла ответов╩: http://support.microsoft.com/support/kb/articles/Q155/1/97.asp. Если кого-то заинтересуют дополнительные тонкости установки конкретных сервисов, добро пожаловать просто в библиотеку Microsoft TechNet: http://www.microsoft.com/TechNet/.

Продолжение статьи см. в следующем номере


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 12'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей