Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

SOS 2001: высшее образование России


О.═Андронова,


Мы решили еще раз вернуться на страницах нашей газеты к недавно закончившемуся первому международному Форуму по оффшорному программированию. Оценить его экономическую эффективность для фирм-участниц сейчас вряд ли возможно. Безусловно, полезным были советы тех, кто уже достиг успеха на рынке аутсорсинга и разработки ПО на заказ. Хотя часть выданных во время его проведения советов можно отнести к серии ╚лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным╩. Но вот одна тема ≈ воспитание и образование подрастающего поколения программистов ≈ показалась мне наиболее важной. Во многих выступлениях высказывалась мысль, что на рынке оффшорного программирования существует конкуренция, и чуть ли не единственное преимущество России заключается в наличии вузов, готовящих основательно образованных программистов. Все остальное ≈ система налогообложения, уровень законопослушности общества, привычка отрабатывать зарплату, телекоммуникационная инфраструктура, готовность и возможность сделать первоначальные инвестиции в маркетинг ≈ к сожалению, зачастую хуже, чем у конкурентов. В общем, как в известном анекдоте про японца, который на вопрос: ╚Что вам понравилось в СССР?╩, ответил: ╚У вас прекрасные дети. А то, что вы делаете руками┘╩.

Тема высшего образования была затронута в докладах профессора ИТМО декана факультета информационных технологий и программирования В.═Г. Парфенова, сотрудника компании Motorola А.═Б. Артамонова и сотрудника компании Microsoft И.═Р. Агамирзяна.

Наиболее полно тема была раскрыта в докладе профессора В.══Г. Парфенова ╚Состояние, проблемы и пути организации подготовки высококвалифицированных программистов в России╩. Что естественно, потому что он, кроме преподавания в ИТМО на кафедре компьютерных технологий, уже не первый год является директором Северо-Восточного европейского региона студенческого чемпионата мира по программированию, включающего все страны бывшего СССР. Под руководством В.═Г. Парфенова сформировалась мощная команда юных россиян, регулярно занимающая первые места в мировом первенстве. По его мнению, значение оффшорного программирования даже не в деньгах, которые поступят в страну. Главная цель ≈ сохранение для будущего страны способных людей. Он считает, что сейчас это чуть ли не единственный шанс, и эту идею нужно довести до высшего руководства страны и общественности. В последние два года в этом направлении достигнуты некоторые успехи, и оффшорное программирование перестали воспринимать в связи с отмыванием незаконных денег в оффшорах стран Карибского региона. Но это только первый шаг, надо вести разъяснительную компанию и дальше, используя, в частности, и студенческий чемпионат мира по программированию. Формирование интеллектуального потенциала России в области ИТ требует создания единой организационной структуры. Одной из важнейших мотивировок для объединения является решение проблемы подготовки кадров. Тем более что в современных условиях только локальная адресная поддержка высшей школы способна дать результат.

Подготовка программистов: положение дел

По мнению В.═Г. Парфенова, стратегия развития оффшорного программирования в России ориентируется на выполнение заказов, требующих привлечения высококвалифицированных программистских кадров для выполнения проектов с ╚нечеткими техническими заданиями╩, в которых российские разработчики имеют, по-видимому, наилучшие перспективы.

Проблема подготовки программистов высокого класса является одной из ключевых в области разработки ПО, поскольку именно здесь стоимость фирмы практически полностью определяется интеллектом и опытом ее сотрудников. В настоящее время эта проблема имеет следующие особенности, характерные как для большинства развитых стран, так и для России:

1.═Численность молодых людей в развитых странах, интересующихся точными науками и программированием, уменьшается.
2.═Квалификация и численность преподавателей компьютерных дисциплин в средних школах и университетах постоянно снижается в связи с их уходом в коммерческие фирмы из-за большой разницы в зарплате. В наибольшей степени дефицит преподавателей ощущается в программистских дисциплинах.
3.═Большой спрос на рабочую силу снижает уровень мотивации у разработчиков для повышения своей квалификации и резко увеличивает текучесть кадров в фирмах соответствующего профиля.
4.═Быстрая смена технологий привела к резкому снижению возраста разработчиков. Невозможно представить себе, чтобы студенты 4-го курса разрабатывали автомобиль Merсedes или подводную лодку. Однако в области ИТ участие студентов в разработках ведущих фирм является достаточно обычным делом. Более того, в настоящее время все перспективные студенты оказываются ╚разобранными╩ фирмами максимум после 4-х лет обучения в университете. Например, в Санкт-Петеpбуpге в последние год-два работодатели активно интересуются студентами чуть ли не первых курсов.
5.═Эффективность работы кадровых служб в настоящее время снизилась. Многие менеджеры этих служб недостаточно ясно представляют себе специфику работы с программистами, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между кадровиками и руководителями проектов и потерям перспективных сотрудников.
6.═Организация обучения молодых сотрудников непосредственно в группах, ведущих разработки, часто наталкивается на противодействие (в лучшем случае, безразличие) опытных сотрудников группы.

И.═Р. Агамирзян в докладе ╚Место России на мировом рынке ИТ╩ привел обобщенные данные по российскому рынку квалифицированного программистского труда. Он выделил следующие этапы формирования отечественной отрасли ИТ:

" ═50-60-е гг. ≈ разработки, ориентированные на военные приложения. Появились квалифицированные специалисты, но не было реального спроса на рынке, т.═к. промышленность работала малыми тиражами и малыми группами разработчиков. Вершина инженерной и программистской мысли этого периода, ЭВМ БЭСМ-6, была выпущена тиражом 300 штук почти за 20 лет производства.
" 70-80-е гг. ≈ стагнация в области создания оригинальных разработок, внедрение ИТ в экономику на основе клонов западных образцов ВТ и ПО (ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ). В результате не удалось сформировать индустриальные традиции в ИТ. Попытка провести индустриализацию отрасли административными методами, а для ╚удешевления╩ использовать западные технологии дала в итоге отставание России на 5-6 лет в области современной компьютерной базы (что соответствует 2-м поколениям), а также практическое отсутствие индустрии ПО.
" ═90-е гг. ≈ началось быстрое развитие негосударственного сектора ИТ и компьютерного бизнеса на базе ПК западных технологий. Формируется частный бизнес, ориентированный на импорт компьютеров и комплектующих, а также сбытовая модель ╚дистрибьютор-дилеры╩. В стране началась так называемая ╚красная сборка╩ ПК. В это десятилетие на российский рынок вышли транснациональные корпорации-производители, происходит интеграция информационных и коммуникационных технологий, развивается сегмент системной интеграции, формируется независимая сеть поставщиков решений на основе стандартных платформ, появляются лидеры в разработке прикладного ПО для местного рынка в специфически российских нишах.

В результате за счет унификации и использования международных стандартов к концу 90-х═гг. в России было ликвидировано отставание от Запада в области технологий и технологических решений. Сформировался рынок ИТ, появились локальные поставщики продуктов, решений и услуг, и все это без какого-либо значительного внимания со стороны государства.

Место России по использованию ИТ можно оценить, исходя из статистических данных. Парк компьютеров (в пересчете на 100 человек населения) составляет в России 5 штук, в Японии ≈ 48, а в США ≈ 62. Доступ в Интернет в России имеют 2,7% жителей страны, в Японии ≈ 48%, в США ≈ 56%. Доля сектора ИТ в ВВП страны составляет в России 0,61%, в Японии ≈ 2,72%, в США ≈ 4,38%. В абсолютных цифрах объем рынка ИТ в России составляет не более 2% от рынка ИТ в США. При этом:

" ═производительность труда в отрасли ИТ составляет 38% от уровня США (это абсолютный рекорд для российской промышленности, в среднем этот показатель составляет 18%);
" темпы роста составляют за 10 лет в среднем не менее 20% в год;
" ═в России есть около 1,3 млн программистов (т.═е. лиц, когда-либо получивших образование в области, связанной с ИТ, начиная со времен СССР);
" ═за последнее время уже сформировалось некоторое количество ╚историй успеха╩ на внутреннем рынке (1С, Promt, ABBYY Software и др.) и на внешних рынках (Cybiko, Newspaper Direct, Parallel Graphics, Kaspersky Lab).

Подготовка программистов: что делать

В.═Г. Парфенов считает необходимым для обеспечения расширенного ╚производства╩ высококвалифицированных программистских кадров решение следующих задач:

1.═Реализация механизмов интегрированного многоканального целевого финансирования со стороны федерального центра, региональных администраций, фирм-разработчиков и соответствующих фондов поддержки научно-технического развития.

2.═Разработка эффективной методики селективного отбора, использующая автоматические системы проверки программных решений и обеспечивающая сравнительно недорогой и быстрый способ просмотра большого контингента кандидатов на участие в интенсивном, ограниченном во времени тренинге.

3.═Разработка сквозной школьно-вузовской системы выявления и дополнительной подготовки способных к работе в области программирования и информатики молодых людей.

4.═Концентрация материально-технических ресурсов и наиболее квалифицированных педагогических кадров в региональных центрах интенсивной целевой подготовки программистов для компаний оффшорного программирования.

5.═Разработка учебных курсов, использующих современные компьютерные образовательные технологии. В настоящее время в стране сложилась критическая ситуация с учебной литературой, поскольку не хватает сил и людей не только для написания, но и для рецензирования книг.

6.═Построение общих для университетов и фирм образовательных организационных структур, обеспечивающих плавный ввод студентов в реальную практику разработок, и сочетание практической работы в фирмах при обучении студента на старших курсах или в аспирантуре с продолжением процесса обучения и профессионального роста молодого специалиста. В качестве подобных структур могут выступать, например, совместные базовые кафедры участвующих в проекте фирм-разработчиков.

Описанная схема экономически эффективна, поскольку конкуренты при ╚переманивании╩ сотрудника, которое может произойти после окончания молодым человеком вуза или аспирантуры, должны будут понести финансовые затраты для значительного увеличения его зарплаты, превышающие в российских условиях затраты на предварительный тренинг такого сотрудника. Такая структура фирмам-участницам сможет обеспечить работу у них молодого программиста в течение хотя бы 2-3 лет.

Необходимые условия для построения указанных структур:

1.═Правильный выбор базового города для реализации проекта.
2.═Правильный выбор базовых университетов для реализации проекта.
3.═Наличие специальных баз данных для поиска способных студентов и школьников.
4.═Использование оптимального сочетания обучения и практической работы студентов.
5.═Создание специальной общей для фирм и университетов образовательной структуры.
6.═Наличие эффективного совместного менеджмента проекта со стороны университета и фирмы.
7.═Учет экономических интересов всех участников проекта, опирающийся на реальные хозрасчетные отношения, существующие в современных российских вузах.

В России есть хорошие условия для создания подобных структур, поскольку исторически со времен СССР университеты и исследовательские институты сконцентрированы в небольшом числе крупных городов, что совершенно необычно для стран Западной Европы и США.

В настоящее время развитие компаний оффшорного программирования в России достигло стадии, при которой началось создание подобных структур (например, в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и т.═д.). Это неизбежно приведет в ближайшие 1-2 года к полному ╚разделу российского рынка╩ способных молодых программистов между небольшим числом компаний, которые ╚стартуют первыми╩ и проявят энергию и волю для достижения поставленной цели.

От себя (О.═А.) могу добавить, что подобрать программиста на работу в коммерческую структуру уже сейчас ≈ задача нелегкая. Опыт питерских фирм по их найму для себя показывает, что при объявлении вакансии КПД отбора составляет от 0,75 до 2%. То есть из 100 приславших резюме и пришедших на собеседование проходят его в лучшем случае 2 человека, а иногда ≈ и ни одного. Наилучший результат был достигнут при подборе студентов на обучение по специальной программе, спонсируемой западными производителями. Студенты отбирались не из общей массы, а среди учеников спецшкол, по рекомендации вузов и т.═п. Результат составил 3%.

Мнение И.═Р. Агамирзяна совпадает с мнением В.═Г. Парфенова. Одной из основных проблем современного рынка ИТ в России является кадровая: при наличии в стране около 1,3 млн программистов (т.═е. лиц, когда-либо получивших образование в области, связанной с ИТ) не более 50-80 тысяч сегодня реально работают в отрасли по специальности. В 1990 г. российскими вузами было выпущено 100 тысяч специалистов, а в 2000 г. ≈ всего 7 тысяч (впрочем, набор на ИТ-специальности в последние годы составляет около 25 тыс.). Это при том, что в ближайшие годы спрос на рынке может составить порядка 100-150 тысяч специалистов. Понятно, что необходимо увеличение набора и выпуска в вузах и развитие системы переподготовки специалистов по ИТ. Необходимо также повысить качество подготовки специалистов по ИТ и переход к международным стандартам образования в российских вузах.

И.═Р. Агамирзян также отметил наличие культурных проблем, стоящих перед российскими программистами, желающими влиться в международное разделение труда в ИТ. Это недостаточное знание английского языка, которое снижает конкурентоспособность российских специалистов на мировом рынке; культурные традиции, которые часто входят в противоречие с информационной открытостью и глобализацией современного промышленно развитого мирового сообщества; отечественные традиции организации труда и бизнес-процессов.

Сегодня в мире существует следующие, по мнению г-на Агамирзяна, модели развития программирования:

" ═Национально-замкнутая, при которой национальная индустрия ИТ работает на внутренний рынок.
" ═Индийская, при которой ведется промышленная разработка программных продуктов по заказам западных компаний.
" ═Израильско-скандинавская, характеризующаяся экспансией продуктов на мировом рынке под национальным брендом.

В России, по его мнению, должны равноправно развиваться все три одновременно. И если рынок открыт для конкуренции, то в национально-замкнутой модели формируется ограниченная по объему, но жизнеспособная отрасль. Именно это произошло в России в 90-е гг.

Сегодня мировой рынок ИТ составляет более $1 трлн в год. Из них объем только рынка ПО оценивается в $150 млрд. Поэтому развитие в индийской и израильско-скандинавской моделях может стать для страны важным источником экспортных доходов. Как необходимое условие для вхождения в мировой рынок программистских услуг г-н Агамирзян назвал реформу образования в области ИТ.

Определенный сдвиг, как считает г-н Агамирзян, наметился после вхождения России в G8 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) и, особенно, после подписания Президентом России в июле 2000 г. ╚Окинавской хартии╩ информационного общества. В ней отмечена важность процесса информатизации для социальных процессов и глобализации, возникновение ╚информационного общества╩. Лидеры стран восьмерки договорились об организации международного экспертного совета по проблемам информационного неравенства и новых возможностей ИТ, получившего название DOT Force.

В состав DOT Force вошли по 1 представителю от каждой страны G8 (от государства, бизнеса и общественных организаций); по 1 представителю от государственных органов развивающихся стран (Боливия, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Сенегал, ЮАР, Танзания); представитель Европейского Союза; представители основных международных организаций в области экономики, культуры и ИТ (ITU, OECD, UNCTAD, UNDP, UN-ECOSOC, UNESCO, WORLD BANK, WEF и др.).

Частный бизнес не может без государства решить проблемы высшей школы

Опыт работы компании Motorola с российскими образовательными и исследовательскими учреждениями был изложен в докладе А.═Б. Артамонова, руководителя университетской программы СПб Центра группы Global Software Group (GSG) компании Motorola. Петербургский центр разработки ПО группы GSG был открыт в 1997 г. на базе научно-исследовательской лаборатории, первые проекты которой начались еще в 1995 г. С 1999 г. Центр входит в подразделение Motorola GSG, которая создает программные продукты для глобальных решений Motorola. Каждый из Центров GSG специализируется в своей области, а вместе они формируют интегрированную глобальную сеть ресурсов по разработке и сопровождению программных продуктов Motorola. Питерский Центр разрабатывает ПО для базовых приемо-передающих станций сети сотовой связи, а также системное ПО для встроенных приложений реального времени на базе микропроцессоров Motorola. Разработана и успешно развивается технология оптимизации программ на языке Java, которая используется при программировании встроенных приложений. Эти программные разработки используются в автомобильной технике и индустриальных приложениях. Значительная часть проектов посвящены разработке и тестированию моделей различных микропроцессоров и микроконтроллеров компании Motorola и разработке соответствующих инструментальных средств.

Основная цель политики, определяющей отношения предприятий компании Motorola с университетами, является стремление уделять особое внимание росту и развитию локальных университетов, что позволяет обеспечивать GSG притоком талантливой молодежи. В СПб сотрудничество развивается с 1995 г. с ГТУ (Политех), ЭТУ (ЛЭТИ) и ГУ (Гос. университетом). В общей сложности оттуда для прохождения летней практики в Центр ежегодно направляется от 30 до 50 студентов. В 2000 г. во время студенческой практики 35 студентов из ГТУ и ЭТУ, подготовленных по специальной программе, участвовали в выполнении реальных проектов Центра.

Первые дотации поступили в ГТУ и ЭТУ в Центр Politechnic-Motorola и учебную лабораторию в 1995 г. Они оборудованы переданными компьютерами и отладочными платами. В 1999 г. начат проект UPROG по разработке модифицированных учебных планов в ЭТУ. Программа специализации ╚Разработка ПО для встроенных систем╩ включает 17 профилирующих дисциплин. В преподавании 10 учебных курсов принимают участие сотрудники Центра Motorola. Аналогичные проекты теперь выполняются в ГТУ и ГУ. Через Учебные центры на базе лабораторий Motorola в ГТУ и ЭТУ ежегодно до 250-300 студентов изучают новые разработки компании Motorola; лаборатория ЭТУ также осуществляет повышение квалификации инженеров СПб центра и специалистов Северо-Западного региона России по процессорам обработки сигналов и микроконтроллерам Motorola. Гранты и стипендии распределены: в ГТУ между 15 лекторами и 40 студентами; в ЭТУ между 12 лекторами и 50 студентами. 80 выпускников 3-х ведущих университетов СПб стали сотрудниками компании Motorola за последние 4 года (рис. 3).

Опыт столь тесного сотрудничества СПб Центра компании Motorola с государственными вузами (эта тройка, безусловно, относится к числу лидеров СПб и России) показывает следующую неутешительную статистику, подтверждающую мнение профессора В.═Г. Парфенова. Численность профессорско-преподавательского состава и его участие в учебном процессе заметно падает и причины ≈ те же, что перечислены в докладе г-на Парфенова (рис. 1).

Снижение численности и участия преподавателей университетов в учебном процессе является серьезной проблемой дальнейшего совершенствования высшего образования. Отсутствие притока молодых преподавателей приводит к старению коллективов кафедр и снижению их потенциала (рис. 2).


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 12'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей