Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Кому на Руси жить хорошо


Как и было обещано нашим читателям, мы обратились к руководителю ╚Лаборатории непрерывного математического образования╩ Илье Александровичу Чистякову с просьбой рассказать о том, как им удалось вырастить ребят, стабильно получающих высшие награды мира за научную деятельность. Нас заинтересовал феномен детей, каждодневно наряду со школьной работой═≈ изучением всех положенных по программе предметов═≈ выполняющих настоящую научную работу, причем в различных отраслях знаний. Эти работы выполняются столь серьезно, что результатами интересуются взрослые ученые. И═вся эта педагогика осуществляется в тех же условиях, что и у всех═≈ без каких-либо особых финансовых вливаний или иностранных влияний. Поэтому мы═≈ главный редактор ╚КИ╩ О.═Андронова и научный редактор Н.═Каранина═≈ приехали в школу ╧═332 Невского района, при которой сейчас и существуют два класса одаренных детей. В═первую очередь мы были поражены внутренним порядком, чистотой, домашним уютом. На стенах═≈ яркие декоративные росписи хорошего уровня. Директор школы Марина Николаевна Хабибулина на наши удивленные вопросы, как ей удается сохранять в школе такую обстановку, ответила: ╚Полагаю, человек вряд ли будет портить то, что сделал сам. А═здесь многое сделано детскими руками. И═эти картины тоже рисовали наши ученики═≈ из классов с профильным преподаванием архитектуры╩.

В═школе ╧═332 есть и другие классы ╚с уклоном╩. Два психологических класса работают на основе дружбы с психологическим факультетом РГПУ. Партнерство с ЛЭТИ позволяет выпускникам по результатам рейтинговых контрольных работ поступать на радиотехнический факультет. Есть даже классы с ╚железнодорожным╩ уклоном. Так что опыт раннего профилирования детей в школе есть, и, по мнению М.═Н.═Хабибулиной, все в этом плане начинается с преподавателя. Поэтому, когда в декабре 2001═г. городской методист по математике Л.═А.═Жигулев попросил ее приютить талантливый коллектив ╚Лаборатории╩, она нашла ему место, хоть и пришлось потесниться. Ответ на вопрос ╚Почему пришлось уходить из Академической гимназии СПб при СПбГУ?╩═≈ за рамками статьи.

 

В.═Илья Александрович, расскажите, пожалуйста, c какого момента началось обучение по программе ╚Лаборатории╩?

О.═С 1992 года.

В.═Как давно вы работаете в школе?

О. С 1982 года. Базовое образование я получил на математическом факультете РГПУ им.═Герцена. В═те годы там был необычайно сильный состав профессиональных кафедр. Это было вызвано трудностями ЛГУ, который как раз тогда переводился в Петергоф. Не все профессора были этому рады, и некоторые из них взяли группы в Герценовском институте. В═институте я был председателем Студенческого научного общества и имел индивидуальный план обучения, что давало мне возможность беспрепятственно посещать аспирантские семинары. А═вообще у меня несколько профильных математических образований, что мне в дальнейшем здорово помогло вести занятия с детьми. И═сейчас мы серьезно сотрудничаем с ведущими учеными Герценовского института.

Работа в школе велась с перерывами, поскольку из-за карьерных соображений мне приходилось уезжать на работу за рубеж. Но больше года я не отсутствовал. А═с 1989 года я фактически работаю в школах, но часто═≈ по совместительству.

В. Методика═≈ это результат труда коллектива единомышленников?

О. Да. Коллектив формировался по-разному. Мы приглашали, люди приходили с рекомендациями от знакомых.

Нас отличает от других сильных школ в СПб то, что мы стараемся создать условия для воспитания и образования молодых ученых в области естествознания и математики. Это нам удается, потому что нами написана, на наш взгляд, уникальная концепция такого образования. Она в свое время прошла городской экспертный совет регионального развития, получила одобрение РАН, Московского математического общества, Университета педагогического мастерства, Петровской Академии наук и многих авторитетных ученых, в том числе и профессоров математико-механического факультета СпбГУ═≈ О.═А.═Иванова и Г.═А.═Леонова (декана факультета).

В программе, по которой мы работаем, участвует большой коллектив математиков и представителей других научных профессий═≈ историков, лингвистов, филологов, физиков, химиков, биологов. Это не выдумка одного человека. И═все они заинтересованы в том, чтобы создать условия для развития одаренных в научной работе ребят. Не случайно дети к нам поступают из кружков математики, программирования, биологии, химии.

В. Но вы называетесь ╚Лаборатория непрерывного математического образования╩.

О. Все у нас серьезно изучают математику. Ведь недаром многие факультеты СПбГУ в качестве профильного экзамена ставят математику. И═уровень факультета определяется уровнем экзамена по математике. Например, биофак═≈ казалось бы, зачем биологу математика, но абитуриенты сдают математику как профильный экзамен. То же самое у химиков и физиков. Нельзя сказать, что наши классы готовят своих выпускников исключительно для учебы на матмехе. Наши выпускники есть на филфаке, юрфаке, на восточном факультете. Например, наш выпускник Андрей Маслов═≈ помощник декана восточного факультета, и это═≈ несмотря на то, что ему всего 22 года. У═нас много ребят, которые занимаются в аспирантуре Математического института. И═фактически эту непрерывность образования, которую мы в качестве основной идеи положили во главу концепции, нам удалось реализовать, потому что у ребят появляется руководитель, как в школе, так и затем в вузе и далее в аспирантуре. Среди наших выпускников есть уже защитившиеся ребята. Это и есть с нашей точки зрения непрерывность в образовании.

В. Где вы берете учителей?

О. У меня нет проблем с приглашением на работу ученых самой высокой квалификации. Они сейчас сами заинтересованы, чтобы к ним шли учиться одаренные ребята. Могу напомнить слова петербуржца академика А.═Александрова, сказанные им ряду профессоров: ╚Если вы не хотите, чтобы ваше дело исчезло вместе с вами, вы будете заниматься с одаренными школьниками и студентами╩. И═представители академических кругов и университетской профессуры Питера, в отличие от Москвы, это хорошо понимают. Поэтому проблем с приглашением руководителей не возникает. Проблема здесь в другом. Надо делать так, чтобы ученик был готов к восприятию информации, которую ученый будет до него доносить.

В. Работа по созданию программы непрерывного обучения фактически велась на общественных началах?

О. Она и не может финансироваться в нужных объемах государством. Сейчас со стороны государственных чиновников создаются всяческие препятствия работе профессоров и высококвалифицированных учителей. Их разряд даже по общей ставке сразу ╚опускает╩ до уровня учителя самой низкой квалификации в школе.

В. Как формировались коллективы детей, с которыми вы работаете?

О. Сначала═≈ очень просто. Ребята приходили в кружки Дворца творчества юных, где с ними работали мы или наши же выпускники. Поэтому ребята приходили к нам, начиная с 5-6-го классов. Кого-то мамы приводили, кто-то приходил сам. Мы развешивали объявления, открывали кружки при школах. Да и просто занимались в помещениях разных институтов, которые по вечерам были свободными. С═1995 года мы не пропустили ни одного учебного года, и наша деятельность была хорошо известна. Мы получали премии на престижных международных конференциях молодых ученых в Голландии, Польше, Венгрии. Дети и их родители стали приходить уже целенаправленно.

В. Когда вы отбирали детей для занятий в ╚Лаборатории╩, в основном вы ориентировались на способных заниматься математикой? Как вы отбираете школьников, не прошедших через математические кружки и олимпиады?

О. Ребенок может прийти и сдать вступительный экзамен. И═это не только экзамен по математике. Это четыре больших экзамена. Про математику я говорить не буду, это естественно. Хотя и экзамен по математике мы проводим не очень традиционно. Затем у нас большой гуманитарный экзамен. Это задание, может быть, шуточного плана в области гуманитарных наук. Тем не менее, решения и ответы на вопросы свидетельствуют об интересе, эрудиции и желании разбираться в поставленных задачах. Это могут быть вопросы, касающиеся биологии, истории, языков. Я═вам эти варианты могу предоставить, и вы напечатаете избранное.

В. А почему не все?

О. Иначе это приведет к тому, что дети, к нам поступающие, начнут готовиться. А═нам это не надо. Мы хотим получить ребенка на экзамен таким, какой он есть. Мы проверяем на этом экзамене не выученность его в школе, а его потенциальные способности заниматься у нас.

В. Распознать в столь юном возрасте способность ребенка заниматься наукой, работать на результат, весьма сложно. Как вы это делаете?

О. Я считаю, что школы должны быть разные, и хороших школ должно быть много. Если у ребенка есть только один профиль═≈ математический, он быстро решает задачи и ему это нравится, я рекомендую ему пойти в олимпиадный кружок и школу ╧═239. Если он хочет заниматься только прикладным , а не теоретическим программированием═≈ пусть идет в школу ╧═30. Там он будет заниматься компьютерной графикой, потом поступит в ЛЭТИ или в Политех, его научат, и он станет хорошим прикладным программистом. А═вот если ребенок хочет стать программистом-разработчиком новых систем, то ему прямой путь на матмех СПбГУ, и ему надо учиться в нашей ╚Лаборатории╩.

В. И что, школьник в 5-6-м классе способен разобраться, чего ему хочется?

О. Нет, мы в 9-й принимаем. Ребенок должен походить в кружки 5-8-й классы. Поэтому для нас каждый ученик в 9-м классе уже не является откровением═≈ мы про него уже много знаем. И═более того, мы длительное время не приглашали на свободный конкурс из города никого; мы приглашали только тех, кого знали. По той причине, что нам нужен был не просто сильный ребенок, нам нужен ребенок мотивированный. То═есть, другими словами, важно, чтобы он к этому возрасту уже сделал выбор.

Повторюсь: школы должны быть разными. Одна школа работает с сильным ребенком, но еще не сделавшим выбор дальнейшей мотивировки его карьеры и судьбы. И═эта школа должна давать, на мой взгляд, полноценное общее среднее образование в хорошем смысле этого слова. Если ученик уже сделал выбор, у него есть явное желание заниматься чем-то, он должен учиться в специализированной школе того или иного профиля. Причем общеобразовательные предметы должны преподаваться тоже на очень высоком уровне. Потребность в познании у этих детей очень высока, поэтому и преподаватели должны соответствовать.

В. Но ведь наличие призвания к кропотливой научной работе не определяется успешным решением олимпиадной задачи.

О. А я отбираю интуитивно. И═когда я вижу ребенка, у которого светятся глаза┘ Бывает, что я ставлю плюс, хотя ребенок решил всего одну задачу из всего варианта. Но эта задача решена так, что вот чувствуется, что он═≈ наш ребенок. И═я принимаю положительное решение о принятии. И═ни разу не ошибался.

В. Сколько детей за эти годы прошло через ваши руки?

О. Более 200. Иногда, когда нам чиновники не разрешали открывать класс═≈ а такое было, т.═к. нам разрешали открывать класс раз в три года, то те ребята, которые хотели у нас учиться, ╚прыгали╩═≈ сдавали экзамены экстерном, чтобы попасть в наш класс.

В. Что у вас понимается под термином ╚естественнонаучный экзамен╩?

О. Физика, биология, медицина, техника.

В. Ребенок выбирает, что он будет вам сдавать или вы?

О. Все в одном задании, а задание на общую эрудицию. Плюс к этому сдается устный экзамен типа физико-математического конкурса, когда ребенок должен проявить свою коммуникативную культуру, показать свою способность общаться и держать удар. Если ребенок приходит к преподавателю и ощущает, что у него полный провал в решении, он выслушивает возражения, и у него рушится все. Тогда он должен пойти на место, разобраться, и, несмотря на неудачу, снова проанализировать ситуацию и снова пойти ее рассказывать. И═если он после первой неудачи замыкается, к сожалению, это не наш человек. Он может быть очень способным, но не наш. А═абсолютного критерия набора не существует. Я═еще раз возвращаюсь к своему тезису: школы должны быть разные, и хороших школ должно быть много. И═для каждого ребенка нужно найти свою хорошую школу. Это и есть демократизация образования.

В. Правильно ли мы поняли, что общие предметы тоже преподаются в авторском изложении? И═как утверждались для них программы?

О. Первым делом всегда приходит чиновник и говорит ╚Программу на стол╩. А═я всегда говорю, что программа═≈ это конечный этап. Когда учитель уже понимает задачи, проанализировал возможности учеников, возможности педагогического коллектива, потребности и общественный социальный заказ. На основании этого пишется программа, т.═е. когда уже есть опыт работы. А═у нас программы, как правило, спускаются сверху, полностью не отвечают вышеперечисленным принципам, и получается, что опыт работы совершенно не важен для составления программы. Мы решили этот процесс исправить, и исходить из интересов ребенка, его родителей и учителей. И═составить программу так, чтобы она увязывалась с целями нашего обучения. Но базовый стандарт у нас дети получают по всем предметам в любом случае.

В. Сколько подростков обучается в ваших классах и в ╚Лаборатории╩?

О. В двух классах═≈ 26 и 23.

В. В классе учатся одни мальчики, не мешает ли это?

О. Иногда мешает, иногда═≈ нет. По-разному. Я═бы так сказал, что хорошая девочка в этом классе была бы┘. А═плохая═≈ мы бы просто не знали, что делать.

В. Опыт ╚хороших╩ девочек за 10 лет был?

О. Да. Одна из них теперь работает профессором в Кембридже. Эта девочка пришла к нам из кружка биологии Дворца творчества юных. Там она занималась три года, потом у нас три года. Шесть лет она была под наблюдением наших преподавателей. Потом училась параллельно в двух университетах, но осталась в Англии.

В. Как организовано обучение в ваших классах по всем предметам?

О. Утром дети занимаются с 10:30 до 13:30. Потом часовой обед. После этого идут другие занятия═≈ факультативы, семинары, работа с научными руководителями. А═один день в неделю у них посвящен научной работе,═≈ они ездят на семинары в ПОМИ, Университет. Это все фиксируется, и каждые полгода они должны либо защитить курсовую работу, либо представить научную работу, либо сдать экзамен по профилю. То═есть, у них шестидневка с одним днем для научной работы═≈ среда или четверг.

В. С родителями вы насколько тесно контактируете?

О. С родителями просто═≈ они очень болеют за своих детей. Но существует другая проблема═≈ некоторые чиновники от образования говорят, с моей точки зрения, совершенно дикие вещи о перегрузке учащихся. Так вот, перегрузка никогда не бывает от количества часов. Она бывает от неправильной методики, от рутины, от плохих преподавателей. А═если ребенок учится с увлечением, то перегрузки не случается. Если ребенок учится музыке, то у него болят пальцы. Если спортсмен тренируется, то у него болит тело. А═почему у того, кто занимается наукой, стоит вопрос перегрузки?

В. Какие темы, кроме математики, занимают ваших учеников?

О. Физика, химия, биология, математическое моделирование в биологии, политология, конфликтология. А.═Маслов занимается с ними этнографией стран, и не только СНГ, но и других регионов═≈ Африки, Латинской Америки. Занимаются биофизикой, многие═≈ системным и прикладным программированием, реализацией новых алгоритмов. Например, наш ученик Слава Лисин придумал алгоритм и программу, которая позволяет обсчитывать 3D- и 4D-графику до 40000 раз быстрее по сравнению со стандартными математическими пакетами. У═него стандартная процедура выполнения рисования графика поверхности занимает 24 миллисекунды. В═то время как в ПО Maple═7 это занимает около минуты. Им заинтересовались разработчики программного продукта Maple и пригласили уже сейчас работать.

В. Вот эти алгоритмы и программы дети разрабатывают под конкретные задачи или в плане изучения математики?

О. Мы сотрудничаем с программистской лабораторией, которая создает очень интересные и оригинальные программы. Возглавляет ее С.═И.═Кублановский. Я═≈ руководитель педагогической структуры, а он═≈ программистской. Мы работаем вместе. Он ставит программистские задачи, и его коллектив складывается из наших учеников. Это оформлено как фирма, потому что мы вынуждены задумываться о том, как заработать деньги, раз уж чиновники нас не поддерживают. Иначе бы мы не могли решить многие наши вопросы═≈ командировки, поездки,═приобретение учебников. Поэтому программистские задачи ставятся исходя из конкретных задач заказчиков. Славе была поставлена задача написать алгоритм и программу, чтобы повысить надежность нашего ПО. Вот он этот алгоритм и придумал.

В. А как выбирают темы для исследований конкретному ребенку?

О. Они не назначаются. Это процесс трудный, и решение находится тоже интуитивно. Я═чувствую, что один ребенок больше тяготеет к абстрактной алгебре, другой к анализу, третий к геометрии.

В. А в биологии?

О. Все-таки основное направление нашей ╚Лаборатории╩═≈ математика. Но если он заинтересуется, то мы помогаем реализовать желание. А═если нет═≈ силой заставлять не будем.
Проблема в том, что у любого ребенка бывают трудности с переводом из системы, в которой преподается информация, в систему, удобную для его восприятия. Так вот это и есть задача обучения═≈ как материал подать, чтобы научить ребенка переводить. Это мы и понимаем как гуманизацию обучения. Тогда ребенок сможет учиться самостоятельно.

Мы хотели бы в своей деятельности учить ученика учиться═≈ переводить и усваивать информацию. Поэтому мы смотрим, чему же он научился и насколько хорошо переводит. Исходя из этого, мы подбираем руководителя, который мыслит так же как он.

В. Дети из других школ могут участвовать в ваших факультативах?

О. Могут. У═нас много лет не было класса как такового, и дети просто приходили на вечерние семинары. Но статья в вашей газете может сделать так, что завтра у меня будут 10000 детей проситься на семинары. А═где я их размещу? Поэтому мы сами приглашаем. А═если то, что детям предлагается в качестве материала, не устроит их, да если у них еще есть характер, они найдут нас. А═с остальными я сторонник слов, приписываемых академику Павлову: сильная личность пробьется. О, эта несбыточная мечта человечества═≈ помочь слабому.

В. Есть ли планы сотрудничества с другими научными и учебными организациями города?

О. Планы есть разные. Иногда некоторых представителей научных организаций города я готов спускать с лестницы, потому что они занимаются пиратством.

В═спорте есть такое явление: два тренера конкурируют и переманивают друг у друга учеников. Нам такого очень не хочется. У═нас нет сейчас юридической базы, и школа не может получить со своих учеников денег за достойное обучение и свою деятельность. Поэтому, раз мы денег за этого ребенка не получаем, мы хотим, чтобы этот ребенок учился дальше у порядочных и достойных людей. Поэтому мы пускаем к себе только тех преподавателей, которые не занимаются недостойным переманиванием учеников. Если учреждения не хотят участвовать в подготовке и самой хлопотной части воспитания стоящего ученика, а хотят прийти на готовое и забрать результат═≈ абитуриента, мы с ними не сотрудничаем.

В. А если есть такие вузы, которые готовы вместе с вами возиться три года?

О. А мы уже нашли тех, с кем сотрудничаем. Нас устраивает матмех СПбГУ. Школа должна быть маленькой, камерной. Не более, чем из 5-6 классов.

В. Для 5-миллионного города?

О. Да. А талантливых детей в нашем городе каждый год порядка 100 человек, не более. 50 проходят через олимпиады и их разбирают спецшколы. А═остальные 50═≈ у меня.

В. Где и как опубликована ваша методика?

О. Издана брошюра с концепцией нашего обучения. Я═выступал на семинаре по президентской программе ╚Одаренные дети╩ в Москве. На нашей базе проводился министерский семинар ╚Одаренные дети╩. Результаты выставлены на сайтах в Интернет. Ряд научно-педагогических конференций публикуют наши тезисы и взгляды на проблемы преподавания. И═мы публикуем свои разработки═≈ около 20 книжек и брошюр с работами наших детей. Тиражом порядка 1000 экземпляров на ризографе.

Нам нужны непериодические сборники с работами наших учеников и аспирантов по всем направлениям научных работ, за исключением гуманитарных. Потому что я думаю, что ребенок должен созреть на два порядка больше для работы в области гуманитарных наук, чем в естественных. Потому что самые абстрактные науки═≈ это гуманитарные. Они чужды пока этому возрасту. И═диссертации в гуманитарных науках должны защищаться и публиковаться много позже.

В. Как используются результаты научных работ подростков?

О. Они являются основой для курсовых и дипломных работ в дальнейшем обучении. Мы отказались от многих привилегий, например, не стали хлопотать об освобождении от выпускных экзаменов. Хотя министр образования Белоруссии освободил всю сборную команду от выпускных экзаменов, считая, что дальнейшие нагрузки вредно отразятся на их здоровье. Они работали с апреля, защищали честь страны на крупнейшем форуме мира. И═фактически подготовиться к экзаменам они могли только в ущерб своему здоровью. Мы решили, что дети наши сильные и все экзамены смогут сдать. И═они их прекрасно сдают. Наши чиновники не любят, чтобы их лишний раз беспокоили.

У нас есть возможность засчитать выпускные экзамены как вступительные на матмех СПбГУ. А═на следующий год решением Министерства образования это право хотят у нас забрать. Мы не против общего конкурса. Но фундаментальная наука очень от этого пострадает по причине того, что у молодых людей, а мы учим преимущественно мальчиков, встает проблема с армией. И═рисковать такой перспективой родители не захотят. Поэтому мы можем потерять потенциально сильных детей, которые пойдут в другие вузы, там, где не только экзамены проще, а просто они грамотнее будут устраивать прием, заранее объявят результаты. И═ребенок уже будет знать, что у него есть шанс.

В. ┘не служить в армии.

О. Вот это очень важная проблема. Вторая важная проблема заключается в том, что у меня большие сомнения по поводу нынешних тестов, и даже не в смысле их справедливой организации. Дело в том, что весь мир отказывается от тестирования как такового в высшем образовании. Тест показывает не степень одаренности, а степень выученности. В═лучшем случае. Тест проверяет так называемое ╚черное╩ подсознание: человек может и не владеть материалом, а иметь представление и набор сформулированных алгоритмов и шаблонов. И═этим воспользуются опять-таки репетиторы, которые не вымрут даже после введения тестов. К═тому же я считаю, что способный ребенок пробьется везде и всюду. Другой вопрос, что не все дети достигают успехов, даже имея природную одаренность. Но дело в том, что грамотное общество не ставит целью, чтобы каждый одаренный ребенок достигал успехов в науке. Важно, чтобы он мог переключить свое дарование в другую область. А═вот это опять-таки тестом не решается. Все крупные прогрессивные иностранные университеты имеют собственное право проводить прием, и государственные тесты для них не указ.

В общем, мы в сильном беспокойстве за будущее наших учеников. И═по мере сил будем сопротивляться чиновничьему произволу на любом уровне.

В. Как вы общаетесь с педагогическим сообществом Петербурга, делитесь опытом?

О. У нас всего два класса, и понятно, что ни один преподаватель не может здесь быть постоянным сотрудником. Многие наши преподаватели работают в других школах, в том числе и в самых известных в Питере. Это наши физики, биолог, химик и гуманитарные преподаватели. И═когда меня просят взять математику в том или ином классе (когда складывается класс такого же ранга или уровня), я с удовольствием это делаю.

В. В любом коллективе, состоящем из личностей, естественно возникают какие-то проблемы, может быть даже до конфликтов доходит. Они решаются учителями?

О. Они решаются и учителями, и учениками. Любая деятельность, по сути, все равно конфликтна, потому что учесть все параметры невозможно. Но я хочу сказать вот о чем: ряд школ неправильно понимают проблему специализации. Есть такое понятие ╚педагогический маршрут школьника╩: априори заданные параметры и сформулированные цели. Если нам удается добиться неконфликтности, т.═е. неантагонистических противоречий при построении этих педагогических маршрутов каждого школьника, то этих проблем удается избежать.

В. То═есть, они не конкурируют за ресурсы и за место около педагога?

О. Да, они сотрудничают. Каждый из них рад, что кто-то интересуется его проблемами, хочет понять и помочь ему в его деятельности. Отсев бывает крайне редко, и если ребенок понял, что то, что мы делаем, не подходит ему, он, как правило, переходит в другую хорошую школу, держит при этом все мыслимые и немыслимые конкурсы. У═нас ученики переходили в школу ╧═239, один остался в интернате ╧═45, и неплохо там учится.

В. Есть такое понятие, как внеклассная работа. Как вы воспитываете ваших детей?

О. Воспитывать можно через предмет. Дело в том, что хорошая учеба приобщает к трудолюбию, воспитывает уважительное отношение к старшим, к одноклассникам, ребенок учится ценить время, достижения своего труда и других людей, уважать своих одноклассников и вообще понимать, что интеллектуальная деятельность═≈ одна из самых трудных. Если же одаренность у ребят временная, а такое тоже бывает, (в психологии есть даже понятие ╚юношеская одаренность╩), то задача педагога═≈ привить ему культуру. Ребенок должен испытывать доверие к передаваемой системе знаний и культурных ценностей. Это уроки литературы, истории, естествознания. Мы ходим всем классом в филармонию. Так, как воспитывает чистый звук, по-моему, ничто не воспитывает.

В. Я их спросила, что они слушают, ответили═≈ рок.

О. Рок═≈ это ладно, молодежь должна этим переболеть. Мы один раз поэкспериментировали: послушали избранные вещи из ╚Иисус Христос═≈ суперзвезда╩ и Иоганна Себастьяна Баха. Потом мы сделали вывод, что это одно и то же.

В. Как можно Вебера сравнивать с Бахом?

О. Это то же самое стремление к возвышенному, но одно крылатое, а другое═≈ приземленное и утяжеленное. В═сущности, душа человеческая стремится к тому же. Важно понять молодежную субкультуру.

В. Зачем нам субкультура?

О. А ее надо принимать. Она существует помимо нас с вами.

В. Есть субкультура, а есть культура, и задача═≈ научить человека плавать в море, а не в бассейне.

О. Дело в том, что молодежная субкультура═≈ это то же самое, как в неполной системе: существует формула, а истинна она или ложна, нам с вами видеть не дано.

В. Из каких семей ваши дети?

О. Черная интеллигенция: инженеры, научные работники, врачи.

В. Благополучные семьи?

О. С моей точки зрения═≈ да. Белой интеллигенции практически нет═≈ поэты, писатели, художники отсутствуют.

В. Каково материальное положение?

О. Сейчас ничего, а когда мы начинали═≈ было страшное.

В. Что же получается: на своей шкуре испытав, насколько тяжело в нашей стране инженерам и ученым, эти родители с детьми бегают за вами из школы в школу?

О. Все гораздо сложнее и счастливее. Человек, который получает удовольствие от такого труда, от такой деятельности, волей-неволей сам к ней придет. Конечно, замечательно, если этот труд хорошо оплачивается, но в каждой здравой семье каждое новое поколение должно быть лучше и лучше. Какие бы трудности ни испытывали родители, они должны стараться не перенести тяжесть этого груза на детей.

В. Вы говорили об одаренном ребенке, который рано или поздно все равно пробьется, и будет заниматься тем, что ему определила природа. Среди тех детей, которых учили вы, были ли самородки? Когда социальное положение родителей не определяло то, что дети будут работать у вас?

О. Были. Но иногда происходит то, что мне не нравится. Мы их дотягиваем до очень высоких вершин, а потом они возвращаются на круги своя. Напомню, что идеальная среда, которую изобрел когда-то Царскосельский лицей, привела к тому, что дети, его закончившие, были обществом не востребованы. Посмотрите, какие у них трагические судьбы. Среди них либо пьяницы, либо бунтари (с точки зрения нормального государственного устройства). А═цель у Царскосельского лицея была═≈ создание цивилизованных чиновников, которые сделают Россию процветающей, некоррумпированной, со справедливым социальным устройством. Мы ведь тоже это замышляем, чтобы эти дети изменили Россию. Но я хочу привести такой пример: оксфордская интеллигенция проиграла битву с американскими денежными мешками за политическое влияние в мире. Поэтому надо еще задуматься, стоит ли этим детям желать такой карьеры.

Он вышел из гаража, он помнит, что он вышел из гаража и будет возвращаться в этот гараж, бросив поступательное интеллектуальное движение. Не всегда, но такое бывает. Иногда возвращаются в свой гараж не монтером, не техником, а, допустим, владельцем гаража. Но гараж═≈ это тот же самый гараж. Вопрос: можно ли считать карьеру бизнесмена успешной после такого образования?

В. Единственно достойной карьерой своих детей вы считаете научную работу?

О. Бедность угнетает. Иногда возможность ребенка прорваться в интеллектуальную элиту приземляется необходимостью, желанием получить что-то сегодня, а не ждать ╚прекрасного далека╩.

В. Вы обсуждаете с ребятами такие вопросы?

О. Да. Они задают такие вопросы.

В. Есть у них конфликты внутри класса и снаружи?

О. Внутри класса═≈ нет, а снаружи═≈ по-разному. Социального опыта у некоторых из них мало.

В. Какие планы на будущее (образовательные и профессиональные) у ваших учеников? На пресс-конференции, посвященной результатам выступления в США на Intel ISEF 2002, нас поразило то, что все они отказались остаться для обучения в университетах США.

О. У тех ребят, которые все-таки уехали за рубеж, их собственное желание никогда не являлось главным,═≈ это были семейные обстоятельства. Когда вся семья уезжает, 16-17-летний ребенок не может решать собственную будущность. У═нас уехало всего 4 человека. Все остальные ребята учатся, и будут работать здесь. Мы подготовили наш научный потенциал. И═они этот долг России еще отдадут. Они сами будут преподавателями, будут возиться с такой же одаренной молодежью, что уже и происходит с нашими выпускниками.

В. Как мне кажется, в 16-17 лет человек еще не имеет этого чувства долга, не потому что он плох, а потому что задолжать никому, кроме родителей и учителей, не успел. А═материальные условия здесь и там разные.

О. Не все только материальными условиями определяется. Если наши выпускники хотят улучшить свое благосостояние, у них есть такая возможность. Среди наших мальчишек-программистов, уже в студенческом возрасте я не знаю тех, кто зарабатывает меньше $300-400, что является нормальным подспорьем. А у═тех, кто оканчивают университет и не хотят продолжать образование в аспирантуре, а идут работать, по моим данным, средняя заработная плата $1500 в месяц.

А в духовном плане их связывает дружба в классе, отношения с преподавателями, с профессорами, с которыми они занимаются. Здесь у них среда, в которой им комфортно.

В. Значит, вы сумели создать им здесь, в России, среду, в которой им хорошо и интересно жить.

О. Безусловно. Кроме того, они уже часто бывали за рубежом, и, честно говоря, уже устали от заграницы.

 

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

 


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 12'2002 (29 июня - 14 июля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей