Женщины в Глобальной Сети: настоящее и будущее.
(Женоненавистников и феминистов просим не беспокоиться)


Надежда Максимович
по материалам Интернет-публикаций


Что обычно приходит на ум, когда упоминают о присутствии женщин в Глобальной Сети? Каждому свое, скажите вы, в большинстве случаев - это несерьезные вещи, типа моды, сплетен, здорового образа жизни. Но, как нередко случается по отношению к женщинам, выводы опрометчивы.

Результаты последних исследований Интернет дают возможность утверждать, что скоро слабая половина человечества будет присутствовать в Сети на паритетных началах. Сейчас женщины составляют 40% "населения" Интернет, а согласно NetSmart Research к 2005 году их популяция вырастет до 60%. Это уже серьезно, и позволяет предположить, что женщины при желании смогут менять Интернет.


Каковы же тенденции?
За десятилетия существования компьютера в обществе многое изменилось. Динамика изменений со временем все нарастает, и это касается не только технологий, "железа", программного обеспечения, но и места, которое занимает компьютер в обществе людей. Давно ли ПК был священным предметом, на который многие взирали с изумлением, а работать мог только специалист? Прошло время, и информационные технологии проникали в широкие слои общества. Мужчины, заканчивая трудовую неделю за кружкой пива, рассуждают о них так же, как об автомобилях, мотоциклах и женщинах. (Движок - сколько литров? = Ну, а "винч" какого объема?).

За последнее десятилетие, а если говорить о России - за более короткий срок, многие вещи, в их числе ПК, перестали быть чисто мужскими атрибутами. Производители поняли, что женщины - не менее важные потребители компьютерной техники. В 1997-1998 годах, согласно результатам обзоров, количество женщин - пользователей ПК, увеличилось на 10% и этот рост будет продолжаться. Web-сайты, ориентированные на женщин, появляются в Сети повсеместно. Некоторые из них нацелены на какую-либо часть женского сообщества - для совсем юных девушек и не очень, для домохозяек и бизнес-леди. Торговые, туристические, издательские сайты утверждают, что 80% их аудитории - женщины. А, например, Greenhouse от America Online обещает вскоре открыть страницу для женщин, где будут затрагиваться вопросы финансов, карьеры, здоровья, взаимоотношений с другими людьми.

Само по себе выделение тематики "для женщин" произошло не сейчас. Все эти темы уже давно обосновались на страницах изданий типа "Cosmopolitan". Существенно, что способ представления и получения информации изменился. Теперь дамы предпочитают взять в руки мышь, а не блестящий силиконом журнал. И еще одно - эти женские сайты пытаются быть не только интересными. На первый план они выдвигают полезность своего существования.

Один из авторов ZD Internet Magazine, г-жа Alexandra Penney, полагает, что в лице Интернет многие женщины фактически нашли помощника по хозяйству. Сеть дает возможность сэкономить время в поисках необходимой информации, а зачастую, и решить саму проблему.

Но это не единственная точка зрения и не единственный способ использовать возможности Сети. Многие женщины хотят получить возможность лучше контролировать некоторые стороны своей жизнедеятельности. Согласно результатам обзора Women.com, 48% из 1300 опрошенных женщин не отказались бы получить инструмент для контроля финансов. Результат не заставил себя ждать. На женском сайте Women's Wire появилась страница MoneyMode - первое средство управления личными финансами специально для женщин.

Женщины "попали в сети". Они общаются виртуально, как никогда прежде. На уже упомянутом сайте Women's Wire кнопка Chat now находится на самом видном месте.


Какую же роль могут сыграть женщины в развитии Интернет?
Современное общество на пороге нового глобально информационного века. Об этом слышишь повсюду, и голоса обычно полны энтузиазма. Но широкое внедрение Интернет по всему миру позволило понять, что Интернет, как телефон, радио и телевидение - инструмент для связи и передачи информации, а не непосредственно сама связь и информация. Он несет публике то, что в него "положат"

. Реальные возможности, которые Интернет может предоставить, неизвестны, т.к. среда еще формируется. Так кто же ее формирует? Определились ли те, кто строит эту виртуальную конструкцию с тем, что же они хотят получить в итоге?

Что же в первую очередь мы видим, когда попадаем в Интернет? Немалая доля - это реклама всевозможных товаров народного потребления и статьи, написанные специалистами и разъясняющие публике достоинства и преимущества, которые привносят в нашу жизнь технические новшества.

Поскольку во всем христианском мире - реальном, а не виртуальном, - основную долю покупок (до 70%) совершают женщины, немудрено, что разработчикам Web-сайтов для электронной торговли придется ориентироваться на женщин. Однако киберпространство - это не только будущее коммерции, развлечений, образования. Здесь будут складываться новые сообщества, которые станут формировать эти сферы человеческой деятельности. Социально-активные дамы собираются повлиять на этот процесс. Как преобразится Интернет в ближайшие три - пять лет? В нескольких публикациях бытует мнение, что в некотором смысле Интернет станет больше похож на телевидение. Он станет более зрелищным, с анимацией и звуком, вероятно, будет больше сегментирован по интересам (спорт, искусство, новости). Но останется кардинальное отличие: Сеть - интерактивная среда, а не источник информации, воспринимаемый пассивно. Каждый может войти в Сеть и поучаствовать в формировании этого виртуального пространства. Так что от женщин во многом зависит, сколько пространства Интернет будет посвящено обсуждению проблем героев телесериалов, озеленению садовых участков или ...

Или все-таки женщины будут активно использовать глобальную сеть для своего развития и продвижения? Существует зависимость между возможностями получить знания и способностью продвинуться в бизнесе. Вышедшая недавно книга Dale Spender "Nattering on the Net, Women, Power and Cyberspace" обращается к тем женщинам, для которых равноправие в Интернет - путь к равноправию в мировом сообществе. Здесь прослеживаются исторические препятствия, преграждающие путь женщин к знаниям, что, естественно, мешает профессиональному росту.

Педагоги из Государственного университета им. Sam Houston в г. Huntsville организовали первый профессиональный международный женский on-line журнал, который стремится объединить женщин в их желании занять лидирующие позиции во всех областях. В Интернет встречаются публикации с еще ярче выраженной феминистической окраской: "Женщинам уже не нужно спрашивать у мужчин разрешения, чтобы вступить в игру", "Примем ли мы этот исторический вызов?". Это крайние проявления, и нам кажется, что в европейском мире вряд ли существуют мужчины, запрещающие своим женам работать в Интернет. За что в этом контексте опять борются феминистки, не совсем понятно, но если есть симптом, то есть и причина, его породившая.

Все вышесказанное подтверждает, что содержание Интернет изменится под влиянием женщин, а в каком направлении и насколько радикально - покажет время.


КОМПЬЮТЕР ИНФОРМ