Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта
Материал любезно предоставлен сайтом www.ixbt.com
Продолжение. Начало ≈ ╚КИ╩ ╧═12/2002
Не первый раз мы наблюдаем рождение чипа на стыке версий API═≈ ╚железо╩ развивается практически вдвое интенсивнее работающего с ним программного обеспечения. Будем надеяться, что еще одна цель разработки этого чипа═≈ создание и обкатка ядра, которое послужит основой для будущих mainstream-продуктов Matrox, вполне возможно, уже полностью совместимых с DX9, с соответствующим второй версии, ╚плавающим╩ блоком пиксельных шейдеров.
Кроме широкой шины и повышенной точности обработки данных, чипы нового поколения просто обязаны отличаться качественными и ╚недорогими╩ с точки зрения производительности антиалиасингом (АА) и анизотропной фильтрацией. У═Parhelia-512 тут все в норме, если не считать маркетингового заскока с цифрой 64. На практике═≈ в наличии по четыре блока выборки билинейных значений, и гибко конфигурируемый интерполятор на каждом пиксельном конвейере (вернее было бы сказать═≈ один гибко конфигурируемый текстурный блок, способный выбирать 4 билинейных сэмпла, в том числе из различных текстур, за такт). Каждый такой блок может выбрать и интерполировать 16 дискретных отсчетов за такт (а всего, для четырех пиксельных конвейеров═≈ 64). Вот пример реального использования наложения четырех текстур за один проход.
В зависимости от используемой фильтрации мы получим 4═билинейно фильтрованных, 2═трилинейно или анизотропно (8 отсчетов) или одну анизотропно (16 отсчетов) текстуры за такт. Соответственно, для старых, ╚двутекстурных╩ приложений анизотропная фильтрация на базе 8 отсчетов будет проходить без потери скорости. Но технология анизотропной фильтрации близка к реализации от NVIDIA, а вот практически бесплатной анизотропки (на основе RIP-маппинга), свойственной ATI, мы у Parhelia-512 не увидим. Приведем скриншот из Quake═III c максимальной анизотропией.
Отметим, что падение производительности будет слегка сглажено вдвое большим числом выбираемых за такт текстурных данных. Но только на старых, не использующих за один проход 4═текстуры, приложениях.
Технология полноэкранного сглаживания, реализованная в Parhelia-512, сегодня аналогов не имеет. По своей сути, это суперсэмплинг, до 16 отсчетов на одну точку экрана. Но выполняется он ТОЛЬКО(!) для точек, принадлежащих к краям полигонов (всего 3-5═% типичной сцены).
Сравним с распространенными методами полноэкранного сглаживания.
Основное преимущество очевидно: в отличие от мултисэмплинга, избыточные данные не хранятся в памяти и не пересылаются по шине. Суммарный размер буфера кадра возрастает лишь незначительно, не более чем вдвое, даже при максимальной 16x установке. Для определения граничных пикселей используется специальный быстрый проход рендеринга, когда ускоритель в отдельном буфере помечает только граничные пиксели полигонов, не вычисляя значения текстур и не закрашивая промежуточных точек. Кроме того, т.═к. обрабатываются только края полигонов, не возникает свойственной FSAA и некоторым гибридным MSAA техникам потери четкости текстур.
Давайте сравним полученные с применением этой технологии сглаживания скриншоты.
Однако столь интеллектуальный метод AA способен вызывать артефакты в некоторых случаях. Кроме того, он не может корректно обрабатывать сглаживание границ, перемешанных с полупрозрачными полигонами (например, облака, туман, стекла, огонь в играх). Пользователь может переключиться на хорошо знакомый классический 4х (2х2) MSAA, также поддерживаемый чипом.
Несомненный плюс чипа═≈ богатство интерфейсов. В═наличии два полноценных, традиционно высококачественных 400═МГц RAMDAC, два TDMS-трансмиттера, интегрированный TV-Out и два контроллера (CRTC), обеспечивающие возможность вывода различных изображений на два приемника одновременно.
Поддерживается полный набор ╚двухголовых╩ возможностей.
А также новая возможность вывода одного изображения по частям на 3(!) приемника сигналов одновременно. Например, на 3 монитора, при использовании внешнего, третьего, RAMDAC.
Ожидается, что на выставке E3 в этом году будет демонстрироваться много разных игр в широком (180 градусов охвата зрения) исполнении, сразу на трех мониторах. Как вы уже догадались═≈ на карте на базе Parhelia-512.
В═комплекте программного обеспечения идет специальная утилита, позволяющая играть во многие популярные игры в широком двух- или трехэкранном режиме.
Как говорится, почувствуем разницу (см. рис. а, в═≈ обычный режим, б, г ≈ режим Surround Gaming).
Осталось разрешить только один бытовой вопрос: где обычному игроку взять три монитора? И═где их потом поставить┘
a)
б)
в)
г)
К слову о качестве RAMDAC. Matrox всегда славилась высококачественным 2D═≈ компания даже приводит результаты испытаний частотной характеристики своих RAMDAC в сравнении с основными конкурентами. Первичный (рис. 1) и вторичный RAMDAC (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
На карте присутствует высококачественный выходной фильтр пятого порядка (рис. 3).
Рис. 3
Кроме всего прочего, чип Parhelia-512 содержит аппаратное ╚вспоможение╩ для DVD- и HDTV-декодера. Теперь можно будет посмотреть DVD в 10-битном качестве, вопрос только в целесообразности такой точности представления для сигнала, исходно хранимого и сжатого с учетом 8 бит.
Приведем также сравнительную таблицу.
Чип | Parhelia-512 | 3Dlabs P10 | GeForce4 Ti | RADEON 8500 |
Шина памяти, бит | 256 DDR | 256 DDR | 128 DDR | 128 DDR |
Частота памяти, МГц | 325(?) | 250(?) | 325 | 275 |
Частота ядра, МГц | 250(?) | 250 | 300 | 275 |
Полоса пропускания | ~20 Гб | ~20 Гб | 10.4 Гб | 9.6 Гб |
Макс. доступный объем локальной памяти | 256 Мб | 256 Мб | 128 Мб | 128 Мб |
Вершинные шейдеры, версия | 2,0 (4 блока) | 2,0 (4 блока) | 1,1 (2 блока) | 1,1 |
Пиксельные шейдеры, версия | 1,3 | 1,3 (2,0?) | 1,3 | 1,4 |
Текстур за проход, до | 4 | 8 (до 16 выборок) | 4 | 6 |
Текстурных блоков | 4 | 2 | 2 | 2 |
Пиксельных конвейеров | 4 | 4 | 4 | 4 |
Анизотропия | 8, 16 | ? | 8, 16, 32 | RIP-маппинг |
Встроенные RAMDAC | 2 (10 бит!) | 2 (10 бит?) | 2 | 2 |
Встроенный TV-Out | 1 (10 бит!) | нет | нет | нет |
Число CRTC | 2 (+ режим растяжения на 3 экрана) | 2 | 2 | 2 |
FSAA | 16x FAA (фрагментный) | 8x MSAA | 4x MSAA | 6x pattern MSAA |
N-Patches | DX9 (адаптивные) | Нет | Нет | DX8 |
Kарты смещения | Да | Нет | Нет | Нет |
К сожалению, данная таблица относительно бесполезна, потому что нет смысла делать выводы о технологическом лидерстве Parhelia-512 раньше времени═≈ подождем анонсов и образцов игровых чипов нового поколения от конкурентов, а именно, ориентированных на DX9 чипов NVIDIA NV30 и ATi R300.
Интересно, не повторится ли история с пиксельными шейдерами GF2 и Radeon═≈ по сути ╚перечеркнутыми╩ Microsoft, в результате долгого развития и утряски ключевых параметров шейдеров DX8, в том числе и после завершения разработки чипов. Будут ли эти два основных конкурента полностью совместимыми с DX9? Их создатели утверждают что да, но только осенью мы сможем проверить их слова.
Не стоит забывать и анонсированный 3Dlabs профессиональный чип P10. Он является физическим воплощением еще не принятого стандарта OpenGL═2.0 (в понимании 3Dlabs), стандарта, развивающегося по сходному с DX9 пути. Пусть медленнее, но более последовательно и продуманно. Необходимая для реализации OpenGL═2.0 архитектура потенциально (с большой вероятностью) сможет соответствовать и требованиям DX9. Но не наоборот.
Итак, в скором времени будут анонсированы 64, 128 и 256═МБ карты на базе Parhelia-512, старшая в линейке плата будет стоить порядка $500, за плату со 128═МБ памяти вы заплатите уже около $400. Реально доступны первые карты будут в июле. Все карты снабжены полноценной 256═бит шиной памяти═≈ разница только в скорости работы памяти и ее объеме. Карты на базе Parhelia-512 будут выпускатьcя только самой Matrox, по словам представителей компании опыт сотрудничества с Gigabyte был большой ошибкой.
Ожидается и отдельная профессиональная линейка карт на базе Parhelia-512. В═продаже карты появятся в самом конце лета, приблизительно в то же время, что и карты на базе NV30/R300. И═конкурировать, разумеется, продукт Matrox будет именно с ними, а не с предыдущим поколением ускорителей в лице GeForce═4 Ti4600 и, тем более, RADEON═8500, что, согласитесь, несколько меняет картину.
Parhelia (в переводе означает ╚ложное солнце╩) начинает светить нам 14 мая. Сможет ли оно согреть нас?
Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка
Главная страница
Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.
Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей