Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Реклама: права и обязанности


С тех пор, как наша страна начала повторно строить капитализм, появилась вездесущая реклама. И,═в отличие от старых вариантов, вроде ╚Слава труду╩ или ╚Пятилетку в три года╩, эта реально влияет на жизнь практически каждого гражданина. Покупаем, лечимся, учимся, отдыхаем┘ Читатели нашей газеты также общаются с рекламой═≈ как покупатели или продавцы продуктов и услуг в области информационных технологий. А═как ее производить, понимать и пользоваться ею без ущерба? Тем более что недавно, в связи с введением нового Административного кодекса, была ужесточена ответственность за нарушение закона о рекламе. Главный редактор ╚КИ╩ Ольга Андронова обратилась с рядом вопросов к начальнику отдела по контролю за соблюдением законодательства о рекламе Территориального управления МАП РФ Наталии═Сергеевне═Плошкиной.

О.═А. Что такое реклама для потенциального покупателя?

Н.═П. Статья 2 Федерального Закона о рекламе говорит о том, что реклама═≈ это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям, начинаниям, и способствовать их реализации. Надо сказать, что в принципе по этому определению можно буквально все отнести к рекламе. На Западе рекламу определяют как коммерческие коммуникации. Так что у них определение даже несколько шире.

Мы сталкиваемся постоянно с проблемой разграничения рекламы и информации, особенно в периодических печатных изданиях. Относительно рекламного модуля понятно═≈ это реклама. А═является ли статья рекламой или она является информацией? Скажем, рассказывается о каком-то предприятии, производителе, о выпускаемой им продукции, и достаточно сложно определить в данном конкретном случае, является ли это рекламой или информацией. Что говорят юристы-теоретики и непосредственно наша практика? Если в публикации содержится призыв, даже косвенный, приобрести тот или иной товар, что вы можете найти этот товар в том или ином магазине, по конкретным адресам, и, паче чаяния, дается еще и номер телефона для контактов, то данную публикацию можно считать рекламной.

Приведу такой пример. Очень много печатается публикаций об отдыхе, предположим, в Болгарии, Турции и прочих странах, без названия конкретных фирм. И═рядом же расположен рекламный модуль, в котором сообщается, что та или иная фирма оказывает услуги по предоставлению туров в Болгарию и═т.═п. В═таком случае всю эту публикацию в целом мы считаем рекламной. Почему? Потому что, если в газете реклама фирм, оказывающих аналогичные услуги, печатается под отдельной рубрикой, то названный рекламный модуль намеренно размещен под статьей.

О.═А. Что подразумевается под термином ╚публичная оферта╩?

Н.═П.═Понятия═╚публичная оферта╩ и ╚приглашение делать оферту╩ изложены в ч.═1 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст.═437, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. В═приглашении делать оферту, как правило, присутствует предмет договора. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой). Так, в договоре купли-продажи существенными условиями договора являются предмет договора и цена. Согласно ст.═25 ФЗ ╚О рекламе╩, в рекламе, выступающей как в качестве приглашения делать оферты, так и публичной оферты, должен быть указан срок ее действия.

Например, магазин в своей рекламе указывает цены на конкретные товары. Потребитель, сориентированный на данные цены, приходит в магазин, чтобы приобрести необходимый товар. И═слышит в ответ от продавца, что цены уже изменились, они действовали только на момент публикации рекламы. В═этом случае требования покупателя приобрести товар по указанной в рекламе цене будут совершенно справедливы, поскольку не был указан срок действия предложения, выступающего в качестве публичной оферты. Вместе с тем, многие торговые организации пытаются обойти требования закона.

Большие трудности в правоприменении вызывают рекламируемые скидки на товары и услуги. Особенно, если в рекламе указано ╚скидки до┘╩. Как правило, скидки распространяются только на единичные товары, которые не пользуются спросом у покупателей, и российским законодательством данный вопрос не урегулирован. Между тем, в ряде европейских стран разрешается объявлять ╚скидки до┘╩, если больше половины товаров реализуются по указанным скидкам.

О.═А. Правильно ли я вас поняла, что если в рекламе не указан срок, в течение которого действует выраженное в рекламе предложение, то оно действует на момент обращения покупателя за покупкой по этой рекламе?

Н.═П. Совершенно верно.

О.═А. А это как-то связано с датой распространения печатного издания, если реклама размещена в печатном издании?

Н.═П. Все дело в том, что тогда надо указывать в самом рекламном объявлении ╚на момент публикации рекламного объявления╩.

О.═А. Что означают в рекламе термины ╚самый ┘лучший, быстрый, производительный и═т.═п.╩?

Н.═П. Использование терминов превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально, официально запрещено статьей 7 ФЗ ╚О рекламе╩. Раньше был просто бум на использование в рекламе терминов ╚самый╩, ╚лучший╩, ╚очень╩ и тому подобное. В═качестве примера приведу распространявшуюся два года назад рекламу колготок ╚AZIRA═≈ лучшие колготки мира╩. Сейчас мы с этим сталкиваемся гораздо реже. Потому что потребитель уже понял, что этого ╚самого╩ быть не может. Мы также рассматривали дело в отношении одного хозяйствующего субъекта, который торгует мебелью, и в рекламе написал, что у них цены ниже, чем у отечественного производителя. И═он не смог нам на комиссии доказать, что его утверждение соответствует действительности. И═ни в одном из случаев об использовании в рекламе превосходной степени, которые мы рассматривали на комиссии, ни один из хозяйствующих субъектов нам не доказал свою правоту.

О.═А. Каким образом можно заставить продавца выполнить публичную оферту?

Н.═П. Заставить продавца выполнить условия, указанные в рекламе, можно следующим образом. Написать заявление на имя руководителя торговой организации в двух экземплярах, сославшись на требования ФЗ ╚О═рекламе╩, и вручить один экземпляр продавцу, а на своем втором экземпляре потребовать поставить подпись продавца и дату вручения. В═случае отказа═≈ направить заявление по почте с уведомлением. Если ваши требования были по каким-то причинам не удовлетворены в месячный срок, обратитесь в наше управление. Как правило, такие конфликты решаются в пользу потребителя, и дело не доходит до рассмотрения его на комиссии. Главное в данном вопросе═≈ показать свою юридическую грамотность, которая, к сожалению, у простого потребителя находится на довольно низком уровне.

О.═А. Не могли бы вы уточнить ситуацию с прайс-листами, публикуемыми в различных изданиях. Является ли это рекламой, и, соответственно, публичной офертой?

Н.═П. Это очень сложный и спорный вопрос. Я═не готова пока ответить однозначно. Надо смотреть в каждом конкретном случае. Если эти прайс-листы собирает сама редакция от фирм, не заключая договоры с фирмами на распространение этих прайс-листов, то это расценивается как информация. Если же есть оплата за их размещение, то это можно рассматривать как рекламу. Моя точка зрения, с учетом всей законодательной практики, что если непосредственно сам рекламодатель заинтересован, и он заключает договор и платит деньги, сам предоставляет эту информацию═≈ то в данном случае можно рассматривать ее как рекламу. А═если само издание собирает эти данные о ценах, то это будет информация.

О.═А. Как соблюдается авторское право в рекламе?

Н.═П. Согласно ст.═4 ФЗ ╚О рекламе╩, авторские права подлежат защите в соответствии с законодательством РФ, т.═е. регулируются ФЗ ╚Об авторских и смежных правах╩.

О.═А. Какие наиболее характерные нарушения в рекламе вы видите?

Н.═П. В ст.═23 ФЗ ╚О рекламе╩ установлено, что производитель рекламы обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению закона. Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование к рекламе, либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, то рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать поного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

Наша превентивная работа заключается в том, что, если мы видим массовые нарушения законодательства, то работаем не только с рекламодателями, которые согласно ФЗ ╚О рекламе╩ несут ответственность за информацию, предоставляемую для создания рекламы, но и со СМИ, направляем предупредительные письма в наиболее крупные издания с просьбой обратить внимание на возникшую проблему. В═частности, такие письма были разосланы при проверке рекламы услуг коммерческих медицинских учреждений в области оказания помощи при наркомании.

К наиболее типичным нарушениям законодательства о рекламе относятся нарушения, связанные с несоблюдением общих требований, установленных в ст.═5 ФЗ ╚О рекламе╩: если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой ╚подлежит обязательной сертификации╩. В═целях экономии эфирного времени допускается на радио в конце каждого рекламного блока указывать, что рекламируемые товары и услуги имеют необходимые сертификаты и лицензии. Однако в этом случае ответственность за указанную информацию несет радиостанция.

Достаточно серьезные нарушения, такие, как распространение заведомо ложной рекламы, за которую предусмотрена в том числе и уголовная ответственность, наблюдаются в рекламе некоторых биологически активных добавок, распространяемых на телевидении═≈ в телемагазинах. В═управление поступают многочисленные обращения граждан. В═настоящее время данным вопросом занимаются органы МВД и территориальное управление по Москве и Московской области, так как рекламодателями выступают московские фирмы.

Наиболее острой является проблема ведения конкурентной борьбы средствами рекламы.
В═такой рекламе, как правило, рекламных публикациях, часто содержатся некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических лиц, а также высказывания, порочащие деловую репутацию конкурента. Напомню известную рекламу, распространяемую на телеканалах: ╚от этих равиолек желудочные колики╩. В═соответствии со ст.═6 ФЗ ╚О рекламе╩, такая реклама квалифицируется как недобросовестная. Подобная ситуация наблюдается на многих сегментах рекламного рынка: на рынке замороженных продуктов, автомобилей, мебели и═др., и связано это со стремлением предпринимателей захватить рынок своего конкурента. Указанные случаи рассматривались на комиссии. Много проблем вызывает распространение недостоверной информации с помощью рекламы.

Следует отметить, что в связи с введением нового Кодекса РФ об административных правонарушениях во многом изменилась процедура назначения административных наказаний. При распространении ненадлежащей рекламы уполномоченные должностные лица составляют протокол и дело рассматривается в течение 15 дней с момента составления протокола. В═случае установления состава административного правонарушения, т.═е. распространения ненадлежащей рекламы или отказа от контррекламы, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц═≈ от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц═≈ от 400 до 500 МРОТ. При повторном нарушении законодательства РФ о рекламе сумма штрафа для юридических лиц не должна превышать 5000 МРОТ, для физических лиц═≈ 200 МРОТ.

Конечно, хотелось бы сказать о наших трудностях в связи с введением нового Административного кодекса, потому что штат отдела по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе невелик. И═если посыплются протоколы от различных должностных лиц, включая органы милиции, в чьей компетенции находится составление таких протоколов, то не знаю, как мы будем справляться. Мы относимся к федеральным служащим, и уровень заработной платы сотрудников очень низкий, а требования═≈ высокие, ощущается острая нехватка специалистов. Наиболее эффективным способом отслеживания ненадлежащей рекламы является проведение выборочных проверок. С═периодичностью в три месяца мы проверяем рекламу на всех сегментах рекламного рынка, помимо работы с заявлениями, жалобами, обращениями.

О.═А. Спасибо за подробные ответы.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 15'2002 (9 - 22 сентября) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей