Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Опыт выбора и внедрения системы ╚Босс-Кадровик╩
в Петербургском метрополитене


Андрей Бочкарев,
маркетолог по направлению ╚БОСС-Кадровик╩, АйТи-Москва

Основные сведения об объекте внедрения

Cанкт-Петербургский метрополитен ≈ это крупная и сложная по своему внутреннему устройству организация, в состав которой в настоящее время входят около 30 территориально разбросанных подразделений (служба пути, электродепо, эскалаторная служба, вычислительный центр и др.). В каждом из подразделений работают от 400 до 3500 человек, а всего на СПб метрополитене сейчас трудится около 12000 рабочих и служащих.

Сложность задач, решаемых СПб метрополитеном, потребовала создания мощной ИТ-службы. Всего в метрополитене сейчас около 1500 компьютеров, 1000 из которых работают в составе корпоративной ЛВС. По степени автоматизации основных технологических процессов (управление движением поездов, скоростной контроль, поддержка работоспособности систем вентиляции и освещения и др.) СПб метрополитен находится на общемировом уровне. Следует сказать, что наиболее важные учетные процессы (бухгалтерские и кадровые) были, в целом, автоматизированы на предприятии еще в начале 90-х гг. (как собственными силами, так и с помощью тиражируемого ПО).

В настоящее время в ИВЦ метрополитена трудится более 140 высококвалифицированных ИТ-специалистов. При этом 35 сотрудников ИВЦ разрабатывают различные программные средства для нужд метрополитена, а примерно 100 ≈ сопровождают немалое число различных автоматизированных систем метрополитена (в том числе и АСУ ТП).

Рисунок. Схема подразделений метрополитена, автоматизированных системой БОСС-Кадровик

Автоматизация управления персоналом: история проблемы

Учитывая большое число рабочих и служащих метрополитена, понятна важность решения проблемы автоматизации управления персоналом предприятия для повышения эффективности его работы. Комплексное и масштабное решение этой проблемы началось в 1998 г., когда руководители кадровых служб всех подразделений метрополитена (вместе со специалистами ИВЦ) осознали ограничения программных средств, применяемых для управления персоналом.

Владимир Клочков (начальник отдела кадров СПб метрополитена):
С 1990 г. у нас неплохо работала кадровая система собственной разработки. Конечно, подразделения тогда еще не были завязаны в корпоративную ЛВС, поэтому для получения сводных отчетов информацию привозили из локальных систем в центральный офис на дискетах. К 1998 г. стало понятно, что работе нашей кадровой службы сильно мешают серьезные функциональные ограничения применяемой технологии. Особенно болезненным для нас было отсутствие возможностей работы в корпоративной ЛВС. Кроме того, очень сложно было решать проблему соответствия новым законодательным актам, формам статистической отчетности и другим необходимым требованиям государственных органов (пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и др.). Нужно было искать новую кадровую систему, где эти задачи были решены в полном объеме. Комплексным решением этой проблемы мы и занялись в 1998 г.

Специфика выбора ПО управления персоналом

Игорь Чистяков (начальник отдела АСУ ИВЦ СПб метрополитена):
Выбирали мы систему довольно тщательно, смотрели разные продукты, как тиражные, так и специализированные (для железных дорог, для Водоканала и др.), но остановились все же на системе учета кадров и расчета заработной платы ╚БОСС-Кадровик╩ разработки компании АйТи (подробную информацию о ПО ╚БОСС-Кадровик╩ можно найти в ╚КИ╩ ╧ 11/2001, стр. 8-9. √ Прим. ред.). Оказалось, что в то время довольно малое число подобных систем обеспечивали работу крупных предприятий и организаций (многие разработчики ПО считали, что будущего у таких организаций нет). А нам нужно было поддерживать масштабную многоуровневую иерархическую оргструктуру, причем территориально-распределенную. У метрополитена был ряд специфических требований. Например, нам была необходима возможность хранения цифровых фотографий сотрудников и считывания их в нужный момент (как раз тогда метрополитен собирался переходить на специальные карточки). Большинству наших требований как раз соответствовало ПО ╚БОСС-Кадровик╩, на базе которого мы и начали создавать систему управления персоналом метрополитена.

Особенности внедрения ПО ╚БОСС-Кадровик╩

Внедрение программного комплекса осуществлялось силами ИТ-специалистов метрополитена (практически без участия разработчика ≈ фирмы АйТи). Доработкой внедренных программ специалисты ИВЦ метрополитена также занимались (и занимаются) самостоятельно, лишь в редких случаях консультируясь у специалистов петербургского или московского офисов АйТи.

Игорь Чистяков:
При приобретении готового ПО руководство всегда ставит нам задачу следующим образом: если поставщик ПО, не дай бог, прекратит свое существование или откажется с нами продолжать сотрудничество, то ИВЦ должен быть в состоянии сам развивать и поддерживать установленную систему.

Кроме того, привлечение к доработкам сотрудников фирмы-поставщика всегда стоит денег и надо объяснять начальству, почему им надо еще платить (считается, вероятно, что свои специалисты сделают это бесплатно). А т.═к. своих уникальных ╚заморочек╩ у метрополитена хватает, то кто же будет под них дорабатывать систему без оплаты?

Например, нам нужно планировать и отслеживать результаты медицинских осмотров, которые в зависимости от должностной категории наши сотрудники проходят один или два раза в год (ведь большинство людей у нас работают во вредных условиях, под землей, поэтому согласно приказу ╧ 90 Минздрава РФ они должны проходить регулярное медицинское освидетельствование). Есть еще и ежедневный предрейсовый контроль машинистов, результаты которого должны фиксироваться в системе управления персоналом (на базе этих результатов в другой программе принимается решение о допуске машинистов к работе). Понятно, что изначально в системе ╚БОСС-Кадровик╩ эта медицинская специфика заложена не была. Нам пришлось ее добавлять самим. После обучения, проведенного сотрудниками АйТи на нашей территории, мы эти доработки сделали самостоятельно силами двоих наших специалистов (помощь специалистов АйТи потребовалась только на начальном этапе). В ╚БОСС-Кадровике╩ есть такое инструментальное средство, как ╚Дизайнер╩ (мы также используем стандартные инструменты MS SQL 7.0), с помощью которого была создана вся программа. Поэтому проводить доработки с его помощью было совсем не сложно.

Ввод в эксплуатацию системы занял у нас несколько недель. Правда подготовка к формированию достоверной и полной базы данных (в соответствии с заложенной в систему структурой) потребовала существенно больше времени, т.═к. некоторые данные пришлось вводить заново (это было дешевле, чем приводить в порядок разношерстные куски информации).

Польза от внедрения системы ╚БОСС-Кадровик╩ была еще и в том, что в процессе его проведения у нас во многом упорядочилась оргструктура. Например, в ходе внедрения выяснилось, что в метрополитене не было ни одного подразделения, где формальная штатная структура соответствовала бы реальной. Сейчас же во всех службах, где установлен ╚БОСС-Кадровик╩, эти несоответствия устранены.

Первые итоги внедрения

В настоящее время версия ╚БОСС-Кадровика╩ на базе MS SQL Server установлена в 26 подразделениях СПб метрополитена (всего закуплено 33 лицензии на систему учета кадров без модуля ╚Расчет зарплаты╩). В каждом из этих подразделений установлено по 2 рабочих места ≈ рабочее место отдела кадров и рабочее место финансовой службы (см. схему). Подразделения работают в системе по принципу конкурентного подключения (поэтому рабочих мест всего ≈ около 50, а лицензий ≈ 33). В системе управления персоналом хранится информация об 11000 сотрудников предприятия. Вся оргструктура подразделений, где внедрен ╚БОСС-Кадровик╩, и ее изменения в режиме реального времени отображаются в системе.

Владимир Клочков:
Для эффективного управления кадровыми ресурсами нам необходимо оперативно отслеживать такие показатели, как текучесть кадров, нарушения дисциплины, динамика приема на работу новых сотрудников и др. Поэтому нам очень важно иметь актуальную информацию о персонале метрополитена, а также возможность ее оперативного анализа. Все данные для такого анализа мы и получаем из системы ╚БОСС-Кадровик╩.

Развитие ╚БОСС-Кадровика╩ в СПб метрополитене

К концу 2001 г. планируется ввести в базу данных системы информацию о всех сотрудниках СПб метрополитена, сверить ее и запустить систему в работу в полном объеме. После этого появится возможность получать оперативные консолидированные отчеты по разным формам, подготовленным в Генераторе отчетов, встроенном в ╚БОСС-Кадровик╩. В 2002 г. предполагается стыковать кадровую и бухгалтерскую (╚1С:Бухгалтерия╩) системы. Это позволит рассчитывать расходы на зарплату в соответствии с изменением штатного состава метрополитена. Кроме того, кадровая служба метрополитена планирует хранить в ╚БОСС-Кадровике╩ информацию, отражающую процесс подготовки кадров и повышения квалификации. Это позволит повысить эффективность процессов управления служебным ростом персонала и планирования ежегодных программ обучения для специалистов разных профессий.

В настоящее время руководством метрополитена решается вопрос о внедрении модуля ╚Расчет зарплаты╩ в 2002 г. В ближайшем будущем СПб метрополитен также планирует дополнительно закупить необходимое количество лицензий ╚БОСС-Кадровика╩, которыми будет оснащены остальные его подразделения. Заключительным этапом всего проекта внедрения ПО ╚БОСС-Кадровик╩ станет объединение в единое информационное пространство всех служб СПб метрополитена. Это позволит сформировать единую базу кадровой отчетности и создать возможности для эффективного анализа всех управленческих решений в области персонала.

АйТи

198097, С.-Петербург, ул. Возрождения, 4 Бизнес-центр ╚Прин╩, офис 904
Тел (812) 324-4988, факс 184-4297
E-mail: , http://www.it.spb.ru


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 16'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей