Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Методические подходы
в обследовании объектов автоматизации


В предыдущем номере ╚КИ╩ ╧15/2001, стр. 4-5 мы начали рассказ о построении корпоративной информационной системы для военных медиков России силами специалистов петербургской компании Эврика. Понятно, что при проектировании КИС такого масштаба особенно важно, чтобы в ее основе лежали математические модели, адекватно описывающие действительность и выстраиваемые бизнес-процессы. Специалисты компании Эврика разработали собственные методики обследования объектов и описания постановок задач. В рамках газетной статьи изложить методики в деталях сложно, поэтому все, кого заинтересуют эти вопросы, могут обратиться к авторам разработки в компанию Эврика по тел. 118-6181 или .

А. Фомин,
А. Бржезовский,

Этой осенью компания Эврика отметила 11-летие своей деятельности. И не менее 10-ти лет из них специалисты компании занимаются системной интеграцией, комплексным решением проблем Заказчика ≈ от сборки рабочих станций и серверов до проектирования и реализации локальных вычислительных сетей и информационных систем. Составляющими системной интеграции является разработка и реализация проектов информационных систем предприятий и организаций. Успех проекта существенно зависит от наличия продуманной и эффективной технологии создания информационных систем, во многом определяемой методическим обеспечением, которым обладает компания-разработчик.

Основываясь на общепринятых международных стандартах, описывающих жизненные циклы разработки и создания информационных систем, системные аналитики ЗАО Эврика, наряду с использованием общепринятых методик проектирования и создания ИС, разработали комплекс методических материалов, регламентирующих проведение работ на этапах обследования, проектирования и реализации КИС. В основном эти материалы ╚прикрывают╩ те этапы жизненного цикла программного обеспечения, которые не регламентированы какими-либо методиками, или где традиционные методики недостаточны либо избыточны для решаемых задач (табл. 1).

Этапы разработки Этапы разработки
Стандартные Разработанные
в ЗАО Эврика
Стратегическое планирование - -
Анализ Сбор данных об объектах автоматизации - - Методика обследования объектов автоматизации (анкетирование)
- Методика обработки анкет
- Методика обработки анкет - Методика графического описания деловых процессов
- Методика концептуального моделирования баз данных
- Дополни-тельные требования
по заполнению диаграмм потоков данных
Анализ требований - - Методика разработки постановок задач
Проектирование - Используются принципы, изложенные в Rational Unified Process - Методика использования информации этапа обследования
- Методика проектирования
Реализация - Централизо-ванное ведение проекта - Правила оформления
и документирования текстов программ

В данной статье рассмотрены методические подходы, применяемые специалистами компании при обследовании объектов автоматизации.

Несмотря на существование развитых методологий разработки информационных систем, этапы сбора и обработки первичной информации остаются слабо формализованными и проработанными. Особенно это относится к разработке КИС, которая должна объединить несколько крупных организаций и предприятий. Примером такой системы является корпоративная информационная система военных лечебных и медицинских учреждений. Концептуальные положения, являющиеся основой системы, изложены в статье ╚Комплексная автоматизация военной медицины╩ (╚КИ╩═╧ 16/2001). Необходимость всестороннего обследования для такого рода систем диктуется, прежде всего, новизной предметной области, отсутствием, как правило, формализованного описания технологических процессов, структур и функций объектов автоматизации, а также единой нормативно-справочной информации и документооборота. Особое место при проведении обследования занимает этап сбора данных об объектах автоматизации. Полная и доброкачественная информация об автоматизируемых объектах уже сама по себе является коммерческим продуктом, не говоря уже о том, что без адекватного информационного описания объектов невозможно вообще создать полезную информационную систему. Но обследование крупной организации ≈ это не простая задача. Множество подразделений, множество сотрудников, множество информационных связей, наличие информационных систем сторонних производителей, бесчисленное количество нормативных документов, стандартных бланков, книг, журналов создают такой информационный ╚девятый вал╩, в котором может захлебнуться любая организация-разработчик.

Рис. 1. Общая схема обследования объектов автоматизации

С целью формализации процесса сбора информации об объектах автоматизации и осуществляемых видах деятельности специалистами ЗАО Эврика была разработана ╚Методика проведения обследования╩ (далее ╚Методика╩). Она ориентирована на обследование крупных учреждений с разветвленной структурой и большим числом сотрудников. Методика четко определяет порядок обследования и регламентирует действия всех участников обследования, что позволяет достаточно быстро провести сбор необходимых данных.

Первым этапом работ по данной методике является описание организационной структуры. Организационная структура описывается графически в виде дерева. Дерево отражает подчинение и структуру подразделений. На основе описания организационной структуры осуществляется выбор подразделений, подлежащих обследованию. К их числу относятся подразделения, непосредственно задействованные в технологических процессах, подлежащих автоматизации. После определения состава обследуемых подразделений проводится собственно обследование.

Основными методами проведения обследования по данной методике являются анкетирование и/или интервьюирование должностных лиц. Разработаны формы анкет для описания подразделений объектов автоматизации, входящих и исходящих документов, функций должностных лиц, существующих информационных систем. Методика снабжена примерами заполнения анкет, подробными инструкциями по их обработке.

Анкеты заполняются по результатам собеседования с должностными лицами (интервьюирование). Заполненные анкеты подвергаются первичной обработке системными аналитиками. Цель обработки ≈ выявление противоречий, неполноты данных, унификация терминологии. Результатом обработки анкет является формирование словаря проекта, включающего словари-справочники, словари данных, словари функций, формы отчетности и многое другое.

Словари создаются с целью однозначного определения подсистем, компонентов, параметров, терминов, функций, документов и других информационных объектов, присутствующих в системе, подлежащей автоматизации. В целом, словари представляют собой структурированное описание предметной области.

Полученные словари используются в дальнейшем на этапах проектирования и реализации как основной источник информации о параметрах системы. Использование словарей позволяет выявить ошибки в отражении структуры объектов системы, исключить дублирование и неоднозначность.

Таким образом, применение данной методики позволяет получить исчерпывающую информацию об объектах автоматизации и закладывает основу для успешной реализации всего проекта. Методика проста и удобна для использования, снабжена подробными указаниями по заполнению анкет и их обработке. Одним из основных достоинств данной методики является ее инвариантность по отношению к обследуемым объектам. Данная методика, в частности, с успехом применялась при обследовании военных лечебных и медицинских учреждений.

Дальнейшая обработка информации, полученной на этапе обследования, связана с разработкой диаграмм потоков данных (ДПД), являющихся графическим языком для описания технологических процессов. При этом используется методика графического описания деловых процессов.

Методика применяется для поддержки ранних этапов проектирования автоматизированных систем, а также для анализа интеграции и сопровождения существующих информационных систем. Методика позволяет организовать решение следующих задач:

"═собственно описание технологических процессов организации;
"═анализ полноты описания информационных потоков;
"═генерация отчетов, описывающих технологические процессы.

Диаграммы потоков данных позволяют описать такие аспекты деятельности организации, как:

"═внешние информационные связи системы;
"═иерархия решаемых задач (выполняемых функций);
" информационные потоки: входные данные, необходимые для решения каждой из задач (выполнения функции) и выходные данные (результаты);
"═массивы хранимой информации (накопители данных).

От стандартной методологии диаграмм потоков данных данная методика отличается дополнительными требованиями по заполнению диаграмм:

"═имена процессов выбираются из справочника функций, созданного на этапе обследования объектов в соответствии с методикой обследования;
"═названия потоков данных выбираются из справочника документов.

На основании анализа технологических процессов, представленных в виде диаграмм потоков данных, для объектов автоматизации формируется словарь задач, подлежащих реализации, и выделяются функциональные подсистемы. Задачи, работающие с одной информацией, объединяются в комплексы программ. Комплекс программ, реализующий автоматизацию технологического процесса, состоит из набора задач (автоматизированных действий), выполняющихся в одном или нескольких подразделениях на одном или нескольких рабочих местах.

Рис. 2. Схема формирования постановки задачи

Для выявления всех нюансов предметной области, связанных с автоматизируемыми задачами, определения требований пользователя проводится разработка постановок задач. При этом используется ╚Методика разработки постановок задач и описания алгоритмов их решения╩, являющаяся расширением ГОСТ РД 50-34.698-90.

Разработка постановок задач и алгоритмов их решения является продолжением работ по обследованию объектов автоматизации и формализации описаний предметной области. При разработке постановок задач используются словари документов, реквизитов, функций, созданные в рамках обследования объектов автоматизации. В случае отсутствия необходимых понятий в словарях производится их дополнение. Основными целями разработки постановок задач и описаний алгоритмов их решения являются:

"═спецификация входной и справочной информации, используемой при решении задачи, определение формы ее представления на мониторе ПЭВМ;
"═спецификация выходной информации, формируемой в ходе решения задачи, определение формы ее представления на мониторе ПЭВМ и при получении твердой копии;
"═исчерпывающее описание правил, математических методов (если есть) решения задачи, действий оператора, достаточное для последующей программной реализации;
"═место задачи в комплексе задач объекта автоматизации и персонал, задействованный в ее решении;
"═уточнение словарей и справочников, разработанных на этапе обследования.

Общая схема формирования постановки задачи приведена на рис. 2. Для каждой задачи в описании ее постановки должны быть указаны:

"═наименование и назначение;
"═функциональная подсистема, к которой относится данная задача;
"═событие, инициирующее решение задачи или периодичность;
"═продолжительность решения задачи: минимальная, максимальная, средняя;
"═должностное лицо, осуществляющее решение задачи, подразделение;
"═входная информация, ее источники;
"═справочная информация;
"═выходная информация;
"═связь с другими задачами.

Наименование задачи и функциональная подсистема выбирается из словаря задач, разработанного на стадии обследования. В качестве событий, приводящих к решению задачи, указываются, например, поступление больного, приход на прием к врачу, выполнение врачебных назначений. Должностное лицо, осуществляющее решение задачи и подразделение, в котором она решается, выбираются из соответствующих справочников, созданных на этапе обследования.

Для входной информации должны указываться ее источники (документ, снимок, база данных и т.═д.). Наименование документа, реквизита выбирается из словаря документов, созданного на стадии обследования. Для каждого реквизита приводится правило проверки, определяющее корректность вводимого значения. Для взаимосвязанных реквизитов должны быть разработаны правила совместной проверки корректности значений. Для входной информации разрабатывается форма (совокупность форм) ее представления на экране (форма для ввода), при разработке формы используется стандартный набор диалоговых элементов GUI.

Перечень используемой справочной информации приводится в соответствии со словарями документов и реквизитов, созданными в ходе обследования объекта автоматизации.
Для представления справочной информации, имеющей сложную организацию (например, международный классификатор болезней), разрабатывается форма (совокупность форм) ее представления по тем же правилам, что и для входной информации.

Перечень формируемой выходной информации приводится в соответствии со словарями документов и реквизитов, созданными в ходе обследования. Для выходной информации разрабатываются две формы представления:

"═форма (совокупность форм) представления на мониторе ПЭВМ;
" форма представления на твердой копии (при необходимости).

Форма представления на твердой копии может определяться ссылкой на унифицированные формы документов, из числа приведенных в материалах обследования.
Для каждой из описываемых задач должно приводиться описание алгоритма ее решения:

"═последовательность действий, выполняемых должностным лицом в ходе решения задачи;
"═условия, при которых задача не может быть решена;
"═возможные альтернативные пути решения задачи;
"═математические формулы, расчеты, выполняемые при решении задачи;
"═нормативные значения, используемые при выполнении расчетов;
"═требования к точности вычислений;
"═соотношения, определяющие достоверность получаемых результатов.

При описании алгоритма должны использоваться реквизиты, приведенные в таблицах входной, выходной и справочной информации.

Последовательность действий, выполняемых при разработке постановки задачи, определяется набором таблиц, представленных в методике: основные сведения о задаче, входная информация, справочная информация, выходная информация. Методикой регламентированы правила заполнения таблиц, а также правила проверки корректности постановки задачи.

Результатом работ по данной методике является набор постановок задач, которые можно рассматривать как частные технические задания на разработку программных модулей системы. Постановки задач содержат всю необходимую информацию для создания детального проекта системы.

Рассмотренные в данной статье методики являются далеко не полным перечнем разработанного методического обеспечения, используемого ЗАО Эврика при автоматизации крупных организаций. О ряде методик, связанных с проектированием и реализацией КИС, будет рассказано в следующей статье, посвященной программной архитектуре системы.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 17'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей