Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ в промышленности

Как мы внедряли MS SMS Server


Ю. В. Корельский, зам. нач. ОАСПУ ФГУП ╚Адмиралтейские верфи╩

Комплекс автоматизированных информационных систем ФГУП ╚Адмиралтейские верфи╩ является одним из крупнейших не только среди петербургских предприятий, но и среди российских. И не только по числу автоматизированных рабочих мест, но и по сложности решаемых ими задач на производстве и в проектировании. На страницах ╚КИ╩ неоднократно описывались как отдельные подсистемы, так и работа всего комплекса. В этот раз мы хотим предложить нашим читателям рассказ о процессе выбора и установки программного обеспечения для решения важной задачи для любой крупной сети ≈ установки и поддержки стандартного ПО на рабочих местах в соответствии с требованиями служебного регламента. На вопросы гл. редактора ╚КИ╩ О. Андроновой любезно согласился ответить зам. начальника ОАСПУ ФГУП ╚Адмиралтейские верфи╩ Юрий Владимирович Корельский.

В. Чем определялась необходимость выбора нового ПО?
О. Ростом корпоративной сети и увеличением количества компьютеров. Для сравнения приведу такие данные. В компьютерной сети нашего предприятия в 1997 году использовалось 300 компьютеров, их количество удвоилось в 2000 году. А сегодня, в 2004 году, наша сеть насчитывает уже более 1000 компьютеров. С═ростом сети и при том же количестве специалистов, сопровождающих систему, встал в полный рост вопрос стандартизации настроек используемого в ней ПО. При этом процесс обновления ПО был огромной проблемой (может быть, только исключая обновление антивирусного ПО, да и то ≈ только начиная с 2003 года, когда мы закупили и установили корпоративные версии ПО Trend Micro Server Protect и Office Scan). Обновления ODBC, Oracle Client, изменения стандартных настроек стали длительной процедурой, с поэтапным вводом и графиками работ на несколько месяцев.
Дополнительным доводом стал профессиональный ╚несчастный случай╩, после которого мы окончательно поняли, что надо покупать и внедрять соответствующее ПО. В нашу сетку попал-таки червь msblast.a, он ломал RPC DCOM-службу переполнением буфера. Используемый нами корпоративный антивирусник его, конечно, лечил, но только после заражения. Поэтому у пользователей постоянно (иногда с периодичностью один раз за 20√30 секунд) возникала проблема заражения и мгновенного лечения. При этом сбои в службе RPC DCOM фактически не давали сотрудникам нормально работать. Пришлось специалистам нашей службы бросить всю плановую работу и срочно ставить ╚заплатки╩ от Microsoft. Таким образом, было потеряно много рабочего времени, как системной группы, так и пользователей.

В. Как вы выбирали подходящее решение?
О. В 2001 году я был в Москве на семинаре, посвященном Microsoft Platform. Там мне очень понравилось выступление Ирины Бочаевой из компании ╚АстроСофт╩. В кулуарах я поймал Ирину, и мы практически весь обед проговорили о наших проблемах и путях их решения с использованием MS SMS Server. Особенно подкупало то, что SMS Server написан специалистами Microsoft, поэтому неприятных вопросов по совместимости с версиями MS Windows, как на тот момент, так и в будущем, не было и не предвиделось. По возвращении я, вдохновленный увиденным решением проблем, стал ╚пробивать╩ вопрос по закупке и внедрению SMS Server. Это продолжалось почти год, и только на 2003 год удалось заложить необходимую сумму в план закупок. При этом сама закупка состоялась уже в конце 2003 ≈ начале 2004 года. За это время я успел побывать в компании ╚АстроСофт╩, познакомиться с ее сотрудниками и даже узнать о продукте самой компании ≈ ╚АстроСофт╩ Help Desk, который, возможно, мы закупим в следующем году═≈ тестирование продукта уже ведется.

В. Как проходило внедрение MS SMS Server?
О. В этом году мы провели большую работу по пилотному внедрению SMS Server. В течение всего периода
пилотного внедрения наши специалисты вместе с Ириной Бочаевой, ко-
торая больше чем на месяц ╚поселилась╩ у нас, провели всестороннее тестирование системы, мы обучили наших специалистов и сейчас прорабатываем план промышленного внедрения системы.
В настоящее время наиболее востребованы два компонента сервера ≈ распространение ПО и сбор статистики по установленному ПО. По нашему заказу специалисты ╚АстроСофт╩ также разработали дополнительные модули к серверу, касающиеся безопасности.

В. Каков размер сети, нужды которой теперь обслуживает MS SMS Server?
О. В данный момент это около 100 компьютеров, но уже к концу этого года мы планируем довести их количество примерно до 500.

В. Какие задачи позволяют сейчас решать получаемые с помощью MS SMS Server данные по статистике?
О. Во-первых, теперь мы можем оперативно проводить анализ установленного и используемого программного обеспечения. И, во-вторых, данные от MS SMS Server позволяют выявлять несанкционированные установки ПО.

В. Какой объем работы сейчас лежит ╚на плечах╩ MS SMS Server?
О. Мы устанавливаем сейчас порядка 3√4 критических ╚заплаток╩ в месяц и один раз в месяц устанавливаем некритичные исправления. То есть, в настоящее время обновляется ПО на 100 компьютерах. Думаю, что к концу года в автоматическом режиме будет обновляться ПО уже на 500 машинах, что, конечно, позволит сильно сэкономить время наших работников.

В. Как будет развиваться работа с MS SMS Server?
О. В ближайшем будущем мы надеемся запустить остальные компоненты, такие, например, как сбор статистики по загрузке пользовательских компьютеров. Возможно, мы также закупим продукт ╚АстроСофт╩ Help Desk. И обязательно будем его внедрять вместе со специалистами компании ╚АстроСофт╩. Ведь недостаточно купить хорошее ПО, надо еще и суметь внедрить его. А со специалистами ╚Астрософт╩ мы сразу нашли общий язык и у нас это получается.

 

Ирина Бочаева, ведущий инженер компании ╚АстроСофт╩
Стоит отметить, что как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и каждое внедрение имеет свою специфику, причем и с технической, и с организационной точки зрения. В случае внедрения SMS в информационной системе ФГУП ╚Адмиралтейские верфи╩ в фокусе внимания оказалась автоматизированная установка программного обеспечения, причем наибольшее внимание представители заказчика уделяли возможности централизованного распространения обновлений и исправлений ПО в области безопасности.
Вот здесь и появилась возможность опробовать и сравнить два способа решения поставленной задачи: стандартный механизм распространения ПО на основе пакетов SMS, заявленный заказчиком к реализации на этапе подготовки проекта, и автоматизированное распространение обновлений безопасности с помощью специального модуля Software Update Services Feature Pack, предложенное ╚АстроСофт╩ уже в ходе пилотного внедрения.
Как и следовало ожидать, специализированное решение через SUS Feature Pack оказалось эффективным, и указанное расширение функциональности SMS было включено в состав внедряемой системы.
Одной из специфических особенностей внедрения явилось обязательное требование локализации в клиентской части системы. Дружественность по отношению к конечным пользователям является важным показателем для любой системы; в инфраструктуре ╚Адмиралтейских верфей╩ наличие русскоязычного интерфейса на клиентских компьютерах было выдвинуто в качестве критического условия. Для решения задачи был установлен локализованный клиент SMS из состава SMS Client Pack 5. Это позволило обеспечить максимальный комфорт пользователей при обработке информационных сообщений об установке пакетов программного обеспечения на рабочие станции.
В очередной раз была продемонстрирована эффективность техники ╚глубокого погружения╩, когда львиная доля работ выполнялась на территории заказчика. Такой подход позволил контролировать все этапы внедрения системы на базе SMS и оперативно реагировать на возникающие нестандартные ситуации. Кроме того, работа в совместной команде позволила представителям заказчика уже на этапе внедрения системы активно, в ╚боевых╩ условиях, осваивать тонкости ее администрирования и сопровождения.
Существенное значение для успешного внедрения SMS имели изначальная организованность заказчика и предельно четкое понимание задач, стоящих перед отделом ИТ вообще и перед группой внедрения в частности. Это позволило определить трудоемкость и сроки проведения работ, а также спланировать этапы проекта, без чего немыслимо внедрение такого сложного и многофункционального продукта как SMS.



       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 1'2003 (20 января - 2 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей