Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Web Services √ второе дыхание электронного бизнеса?


Анатолий Гудков,
системный аналитик компании Портал
(http://www.pdg.ru)

Kотировки акций высокотехнологичных компаний продолжают оставаться на весьма низком уровне, снижаются прогнозы их будущих прибылей. По мнению аналитиков, 2-я половина 2001 г. скорее всего не оправдает надежд инвесторов, связанных с ростом экономической активности.

Основная причина охлаждения интереса к информационным технологиям в том, что они не обеспечили увеличения эффективности традиционного сектора экономики, роста в нем производительности труда и нормы прибыли. А ведь именно продукция этого сектора составляет львиную долю в общем объеме потребления. При этом речь не идет об отсутствии соответствующих технологий, они просто не внедряются. Это происходит по следующим двум важнейшим причинам:

1.═Внедрение новых информационных технологий окупается в достаточной степени только в случае существенного увеличения объемов производства и продаж и/или существенном снижении себестоимости продукции.

2.═Практически любая попытка перестроить производство с использованием достижений новых технологий морально устаревает уже на этапе проектирования информационной системы в силу стремительного изменения средств программного и аппаратного обеспечения, т.═е. существует необходимость повышения стабильности инфраструктуры информационных систем (ИС) предприятий.

Поэтому внедрение новых технологических достижений связано с рисками, чрезмерными по понятиям как менеджеров предприятий, так и, что еще важнее, финансовых институтов.
Для преодоления барьера на пути разработки и внедрения ИС, а значит и повышения на них спроса, необходимо пересмотреть модель использования информационных технологий в традиционном бизнесе так, чтобы уменьшить влияние указанных причин. И помощь здесь может оказать недавно появившаяся архитектурная концепция Web-служб (Web Services), основанная на новых стандартах электронного бизнеса. В рамках этой концепции основные принципы разработки и эксплуатации ╚классического╩ ПО═≈ модульность и устойчивая стандартизация ≈ переносятся на архитектуру и средства реализации Интернет/интранет/экстранет приложений со всеми вытекающими отсюда организационными и экономическими преимуществами (рис. 1).

Рис. 1

С архитектурной точки зрения, Web-службы представляют собой серверы приложений (рис. 2), которые могут реализовываться на сегодняшний день с использованием различных языков программирования и на различных платформах. Практически все ведущие игроки на рынке распределенных вычислительных систем, среди которых такие имена как Sun, IBM, Microsoft, Borland и Lotus, предлагают полный спектр необходимых средств разработки, базирующихся на различных языках программирования: Java, VisualBasic, С#, Object Pascal (Delphi 6), Ada, Perl, PHP и некоторых других.

Рис. 2

После того как непосредственное программирование и тестирования Web-службы с использованием выбранных средств завершается, разработчик составляет описание службы с использованием языка спецификаций WSDL (Web Services Description Language). Это язык, на котором описывается Web-служба для опубликования в реестре UDDI. С его помощью отражаются особенности интерфейса и реализации Web-служб и их владельцев. Он использует XML для представления информации об интерфейсе, протоколах, связях, деталях развертывания, типах данных и местонахождении службы.

Описание Web-службы сохраняется в реестре UDDI (Universal Description, Discovery, and Integration), который предоставляет поставщикам возможность сохранять описания своих Web-служб, а потребителям находить требуемые службы. Доступ к реестру UDDI осуществляется с использованием протокола SOAP (Simple Object Access Protocol). Этот протокол, основанный на XML, служит для обмена информацией в распределенных средах и описывает содержание сообщений (запросов/ответов), типы данных, требования к обработке, а также вызовы удаленных процедур и реакцию на них. В качестве транспортного протокола текущая версия спецификации SOAP/1.2 позволяет использовать HTTP. Кроме того, существуют реализации SOAP для SMTP/POP3 и ожидаются для FTP. Связь с использованием протокола SOAP может быть синхронной или асинхронной. В настоящее время на сайтах Microsoft и IBM можно найти тестовые версии реестров UDDI и попробовать с ними поработать.

Кроме взаимодействия с реестром UDDI протокол SOAP используется для работы непосредственно с Web-службами. Когда клиентское приложение, в качестве которого может выступать, например, ╚standalone╩-приложение, ПО банкомата или другая Web-служба, хочет использовать сервисные возможности созданной и зарегистрированной нами Web-службы, оно сначала осуществляет ее поиск в реестре UDDI, а потом посылает по указанному в описателе службы адресу прикладной запрос. В синхронном или асинхронном режиме клиентскому приложению возвращается ответ с результатами обработки запроса или сообщением об ошибке.

Описанный выше набор стандартов является достаточным для разработки Web-служб и активно поддерживается ведущими разработчиками. Но существует еще несколько стандартов в области e-Business, которые можно рассматривать как дополнение или альтернативу имеющимся. Так, корпорация IBM разработала стандарт для описания базовых взаимодействий Web-служб WSFL (Web Services Flow Language). С его помощью описывается распределение функций между Web-службами, позволяющее добиться стоящих перед потребителями целей. И он ориентирован на создание бизнес-приложений путем объединения повторно используемых компонентов.

Центром UN/CEFACT и Организацией по совершенствованию стандартов структурированной информации (Organization for the Advancement of Structured Information Standards ≈ OASIS) был предложен стандарт ebXML (E-Business Extensible Markup Language), который можно рассматривать как альтернативу UDDI, WSDL и WSFL. Он представляет собой спецификацию частной модели реестра на базе XML и описания служб. Так же, как и UDDI, работает на базе средств обмена сообщениями SOAP. Позволяет организациям формулировать взаимные интересы, уровни обслуживания и требования к QoS (Quality of Service) с помощью Collaboration Protocol Profile. Помогает определить позицию в модели транзакций в зависимости от роли организации с помощью схемы спецификации Business Process. К сожалению, этот перспективный стандарт является на сегодняшний день ╚бумажным тигром╩, что объясняется его сложностью (спецификация ebXML содержит порядка шести основных документов, объем которых составляет около пятисот страниц) и, следовательно, трудоемкостью практической реализации.

В свою очередь корпорация Hewlett-Packard предложила собственную альтернативную платформу для Web-служб под названием e-Speak, которая определяет универсальный интерфейс служб (API▓s) и универсальный порядок взаимодействия служб (e-Speak engine), что позволяет службам динамически взаимодействовать в целях поиска друг друга, определения условий посредничества и кооперации при обслуживании запросов в системах B2B и B2C.

Как видно из рис.2, при обработке поступившего запроса Web-служба может использовать как внутренние данные системы (БД, файловую систему и пр.), так и внешние, получаемые от других Web-служб. Таким образом, в сети формируется бизнес-ориентированная распределенная вычислительная система с динамической структурой (рис. 3).

Рис. 3

Использование принципов модульности и стандартизации при построении сетевых решений действительно может способствовать повышению эффективности ИС предприятий. Идея дешевой и гибкой информационной интеграции открывает новые горизонты. В первую очередь технологии Web-служб должны найти свое место в реализации систем управления логистическими цепочками ≈ SCM (Supply Chain Management), мировой рынок которых, по прогнозам AMR Research (www.amrresearch.com), должен вырасти к концу 2001 г. до $7,8 млрд.

Так же перспективно их использование для поддержки процессов управления взаимоотношениями с клиентом ≈ CRM (Customer═Relationship Management) и построения конфиденциальных торговых сетей ≈ PTN (Private Trading Networks), которые, по данным Jupiter Media Metrix (http://www.jmm.com), все чаще используются не только для непосредственных продаж, но и для организации сотрудничества между покупателями, поставщиками и дистрибьюторами. И уже сейчас можно говорить, что стабильность архитектуры достаточна для инвестирования средств в проекты со сроком окупаемости до 3-4 лет.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 18'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей