Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Астрософт:
Все, что вы хотели узнать о ведении проекта, но не знали у кого спросить


Основная тема нашей газеты ≈ это создание корпоративных информационных систем (КИС), и все, что может для этого потребоваться руководству и специалистам отделов АСУ. Общеизвестно, что далеко не все проекты внедрения КИС заканчиваются удачно. Поэтому, не забывая совет И.В.Гете: ╚Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет╩, мы также регулярно предлагаем описания случаев успешного завершения проектов.
Как правило, автоматизация любого производства начинается с бухгалтерии. В России неоспоримый лидер в этой области ≈ фирма ╚1С╩. Поэтому мы обратились к компании ╚СПУТНИК 101╩ группы ╚АстроСофт╩, которая уже 9 лет работает с продуктами 1С, и более 3 лет занимается разработкой заказных систем на платформе этих программ. На наши вопросы ответил Андрей Самсонов, руководитель отдела разработки автоматизированных систем (компания ╚СПУТНИК 101╩ группы ╚АстроСофт╩).  

В. Как известно, автоматизировать беспорядок нельзя. С чего начинаете вы?

О. Конечно, с устранения этого самого беспорядка! Наши специалисты обладают необходимыми знаниями и квалификацией, чтобы внести свои предложения и совместно с аудитором заказчика провести постановку автоматизированного учета. Хочу заметить, что мы не автоматизируем существующий ╚бумажный╩ учет, а СОЗДАЕМ систему АВТОМАТИЗИРОВАННОГО учета.
А еще надо отметить, что изрядную долю беспорядка в проект могут вносить бесконечное желание заказчика улучшать систему уже после создания модели системы и не менее бесконечное желание разработчика потакать во всем клиенту. У профессионалов это называется ╚не держать╩ цель. Итогом такого, извините, ╚недержания╩ становятся, как минимум, затянутые сроки и переплаты, как максимум, заваленный проект и необходимость начинать все с начала.

В. Какие условия успешного завершения проекта вы можете назвать?

О. Проект √ это всегда испытание как для разработчика, который взялся за его реализацию, так и для заказчика в первую очередь. Поскольку любой исполнитель предъявит ему немало условий, дабы гарантировать и себе, и заказчику успешное завершение проекта. К необходимым условиям успешного завершения проекта относятся: наличие квалифицированных специалистов, знающих предметную область; слаженная работа команды проекта; наличие у разработчика методологии ведения проекта, позволяющей управлять соответствием требований заказчика выполненным работам и контролировать сроки и качество их выполнения на любом временном отрезке проекта; и наличие цели проекта, которая разделяется всеми участниками проекта.
Важно соблюдать следующий порядок ведения работ:

В. Насколько успех зависит от вас, и насколько ≈ от заказчика? Как вы распределяете усилия и ответственность?

О. Каждый успешный проект для нас √ это результат совместной работы Команды проекта, которая состоит из сотрудников фирмы ╚Исполнителя╩ и из сотрудников фирмы ╚Заказчика╩, которыми руководят менеджеры проекта с обеих сторон. Руководитель проекта со стороны исполнителя отвечает за успех проекта. Менеджер проекта со стороны заказчика отвечает за организацию процессов на своем предприятии: сбор требований и замечаний, обучение сотрудников, отработка тестовых примеров. В конечном итоге, именно он принимает решение о готовности системы к эксплуатации.

В. Что должен знать заказчик, решаясь на автоматизацию?

О. Как минимум, заказчик должен четко знать, что он хочет, т. е. иметь согласованные требования к функциональности будущей АС. Зачастую представитель заказчика говорит: ╚Нам нужно бюджетирование по GAAP╩. И все. Конечно, мы и нужны для того, чтобы формализовать требования заказчика, определить предметную область автоматизации, но иногда хочется большей детализации.
После принятия решения об автоматизации перед заказчиком встает выбор: приобрести готовое решение или разработать заказную систему? Первый путь относительно дешев, возможности готового решения кажутся огромными, и возникает соблазн просто купить ╚коробку╩ без предварительной консультации с квалифицированным специалистом. Однако, раскрыв коробку и установив приложение на рабочих местах, вскоре заказчик столкнется с тем, что все работает не так, как хотелось бы. Автоматизацию ряда необходимых для ведения успешного бизнеса процессов приложение поддерживает не так, как нужно заказчику. Имеющиеся отчеты выдают не все данные и не в тех разрезах, многих необходимых отчетов нет и т. п. Приложение не учитывает специфику процессов и методологии учета конкретного предприятия.
В нашей компании принято ВСЕГДА сопровождать продажу ПО консультацией специалиста, чтобы обеспечить клиенту оптимальное решение стоящих перед ним задач. Мы не стремимся продать клиенту как можно больше и дороже. Мы вместе с ним анализируем его требования и пожелания, и вместе с ним находим решение его проблемы. Такой подход позволяет заказчику избежать неоправданных затрат.
Покупка же коробки подешевле, ╚со скидкой╩, приводит к 2 вариантам развития событий: предприятие либо вынуждено перестроить бизнес-процессы и методологию учета согласно реализованным в приложении, либо использует только малую часть функциональных возможностей приобретенного таким образом продукта. В нашей практике есть примеры, когда, купив очень недешевое ПО, фирма в результате использует только возможности по выписке счетов и ведет кассу и банк.
Чтобы избежать подобного развития событий, необходима разработка заказной системы, которая в полной мере будет поддерживать специфику бизнес-процессов и учетных схем предприятия. Несмотря на то, что одной из целей при создании заказной системы является максимальная адаптация к специфике предприятия, тем не менее процесс создания системы включает в себя формализацию и структуризацию бизнес-процессов, поскольку, во-первых, идеология автоматизированного учета отличается от ╚учета на бумаге╩, а, во-вторых, неструктурированные бизнес-процессы, как правило, не всегда экономны и эффективны.

После того, как решение принято, надо ответить на вопрос: ╚Кто будет проводить разработку и внедрение заказной системы?╩. И здесь есть соблазн в очередной раз сэкономить средства, поручив постановку задачи и разработку собственному отделу IT. Мы не сомневаемся в профессионализме сотрудников IT-отдела предприятия, однако, задачи, решаемые этим отделом, отличны от создания АС, и было бы нецелесообразно навязывать специалистам несвойственные им функции. При создании сложных систем зачастую приходится доказывать экономическую целесообразность того или иного решения, тогда как IT-специалисты предприятия вынуждены удовлетворять любые запросы пользователей, поскольку находятся под большим внутренним давлением, являясь, скорее, обслуживающим подразделением. В результате, внутренняя разработка занимает много времени, требует больших трудозатрат и не всегда приводит к успеху.
На наш взгляд, создание заказной системы целесообразно поручить сторонней организации, поскольку специалисты такой фирмы обладают необходимыми знаниями, имеют большой опыт создания и внедрения систем и заинтересованы в успехе внедрения системы.
Когда выбор сделан, заказчик должен быть готов еще и к тому, что проект √ это кропотливая работа квалифицированных специалистов, и сделать сложную систему ╚завтра и бесплатно╩, к сожалению, может только джин из сказки, да и то, сначала надо лампу найти и потереть. Нецелесообразно также требовать от разработчика: ╚Ну, вы сначала быстро сделайте учет товаров, а потом мы решим╩. Минусы ╚кусочной автоматизации╩ всем известны, однако не могу не привести пример одной организации, которая, сделав последовательно 7 подобного рода ╚кусочков╩, выяснила, что система настолько не согласована и громоздка, что работать на ней нельзя.

В. Что вы можете посоветовать заказчику для успешного ведения проекта?

О. В первую очередь, заказчик должен контролировать процесс разработки АС. Для этого надо сначала убедиться в том, что у разработчика есть четко поставленный процесс ее создания, определены этапы работ и разработан комплект отчетной документации, описывающий состояние работ по проекту и понятный специалистам заказчика, а затем, в ходе проекта, требовать от своих сотрудников внимательного изучения представленных документов. Иначе можно на шестой месяц разработки системы, спросив у разработчиков: ╚Когда же, наконец, мы сможем начать работать?╩, получить в ответ: ╚Работаем! Не мешайте!╩.

Необходимо требовать от разработчиков обучение и учиться работать с системой самим. Самые ценные инвестиции √ это инвестиции в людей. Пока еще никто не смог сделать систему, которая все делает сама: и данные вводит, и отчеты формирует. Подготовленные, квалифицированные специалисты заказчика способны сэкономить для предприятия солидные средства, хотя бы потому, что не будут тратить деньги фирмы на постоянные вызовы специалиста для сопровождения АС.
Обязательно необходимо принимать участие в создании системы. Например, на одном из последних проектов у нас сложилась отличная команда, состоящая из наших специалистов, заместителя финансового директора предприятия, IT-специалиста. Если бы эти специалисты не принимали участия в проекте, то, вероятно, разработка и внедрение системы прошли бы вдвое дольше и стоили бы вдвое дороже.  


  КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
    Главная страница || Статьи ╧ 19 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей