⌠Теперь мы будем называться ⌠МариКом■...


На своих страницах ╚КИ╩ регулярно знакомит читателей с мнением людей, определяющих состояние сферы информационных технологий в Петербурге. Это рассказы, если так можно выразиться, ╚с обеих сторон╩ - как потребителей, так и поставщиков. Сегодня мы предоставляем слово человеку, очень хорошо известному всему городу - Марине Вячеславовне Отвагиной, организатору и бессменному директору фирмы Аскод-Эврика. С лета этого года фирма стала называться МариКом. Г-жа Отвагина в полном соответствии со своей фамилией отважно формировала петербургский компьютерный рынок, и это все ее - первый торговый зал в Питере, первая ассоциация компьютерных фирм города, первые продажи компьютерной техники в кредит, самый большой перечень точек розничной торговли.


О. А.: Каков состав ваших клиентов в этом году? Как он изменился за прошедшие три года?
М.О.: Мы работаем с розницей и корпоративными заказчиками. Первый покупатель в торговый зал на Фонтанке пришел 1 декабря 1991 г. И самое радостное для нас, что он до сих пор сюда приходит. Этот зал был организован с помощью ряда петербургских фирм. Со всеми этими людьми и фирмами мы сотрудничаем до сих пор, и не один раз они показали свою профпригодность.

База наших клиентов сегодня составляет порядка 6.5 тысяч организаций и еще большее количество частных лиц, она охватывает практически все области человеческой деятельности - музеи, крупные государственные предприятия, школы, детские сады, почты, больницы. Это свидетельствует о качественных изменениях, происходящих вокруг нас в быту. Компьютер стал необходимым орудием труда.

Наши основные клиенты - конечные пользователи. Сейчас количество фирм,работающих с end user, уменьшается, т.к. это требует тяжелых каждодневных усилий. Мы стараемся удовлетворить запросы пользователей самой разной квалификации и не жалеем на это ни сил, ни времени.

За прошедшие шесть лет изменился не только состав покупателей, но главное, качественно изменилась сама покупка. Начинали мы продавать первые XT. Сейчас рядовая покупка √ это машина с процессором Pentium. Когда человек обращается за 486-ым, мы стараемся ему помочь, но сил на эту продажу уходит гораздо больше, чем на более сложную технику. Я не могу сказать, что покупатели поумнели. Покупатель всегда прав и умен. Возросли требования к технике. И покупатели соответствуют новому уровню.

Летом мы провели опрос среди тысячи наших клиентов. После этого мы и занялись вплотную разработкой вопроса о продажах в кредит. Опрос показал, что больше желающих приобрести не компьютер, а дополнения, расширяющие компьютерную среду и дающие новые возможности. Это означает, что сам компьютер уже есть.


О.А.: Не могли бы вы вспомнить самого интересного покупателя?
М.О.: Любой покупатель безумно интересен, если продавец √ профессионал! Продавать √ это умение и искусство общения с людьми. И настоящий профессионал-продавец получает искреннее удовольствие от общения с покупателями.


О.А.: Как растет объем продаж, и как изменился качественный состав продаваемой техники? Были ли более удачные периоды?
М.О.: Самые удачные периоды в нашей работе √ это когда в нашем государстве все спокойно, когда людям платят зарплату и премии. Остальное зависит от профессионализма продавцов. Хотя бывают и проблемы местного значения. Например, перекрытие Литейного пр. или ул. Чайковского для нас не меньшая трагедия, чем ГКЧП или 93-й год, когда людям было не до компьютеров. И именно для того, чтобы городская среда, перекопанные дороги и прочие перипетии нашей жизни, как можно меньше отражались на нашей работе, мы ╚пошли в народ╩. Первый филиал мы открыли в 1995 г. Сейчас открываем восьмой, и в планах месяца √ девятый.

В районах оказались совершенно другие покупатели. Люди, приходящие на Фонтанку, знают, чего они хотят. Нам легче удовлетворить их условия. А вот когда посетитель спрашивает, указывая на монитор, ╚сколько программ ловит этот телевизор?╩, нам труднее. Но это тоже наш покупатель, и приходится выбирать подходящую модель общения.


О.А. Что больше продается в районах?
М.О.: Расходные материалы и аксессуары, а также и компьютеры. Сложная техника там не продается. Наш покупатель может выписать товар на Фонтанке, а получить его в магазине, ближайшем к его месту жительства. Общаясь с любым из наших филиалов, вы общаетесь с фирмой МариКом. Сервисный центр расположен на Фонтанке. Заказ можно сдать в любом магазине. Кстати, мелкий ремонт могут сделать и там.


О.А.: По какому принципу вы набираете себе сотрудников?
М.О.: Идеальный вариант √ чтобы не было опыта работы в торговле. Знанию техники можно научить. Главное √ уметь общаться с людьми. Если человек технически грамотен, но, увидев посетителя, делает шаг назад √ он не сможет работать у нас в фирме.


О.А. Что вы предпочитаете развивать в своих магазинах для привлечения покупателей - широкий ассортимент, предпродажную подготовку, ремонт и сервис, консультационные услуги, бесплатную доставку, продажу в кредит?
М.О. Без всего перечисленного нормальной работы быть не может.


О.А. Какие новые услуги вы предложите покупателям?
М.О. Мы стараемся выбрать те услуги, которые сегодня редко кто предлагает. Одна из них √ продажа в кредит физическим лицам. Это могут быть пенсионеры и работающие люди. Данный вид услуги действует как в торговом зале, так и во всех наших магазинах. Затем в наших планах развитие такой услуги, как прокат техники.


О.А. Название вашей фирмы теперь - МариКом. Что это означает?
М.О. Все эти годы мы старались выявлять и сохранять все самое лучшее в нашей деятельности. За последние три года произошли сильные изменения как среди наших клиентов, так и самой техники. Расширилась сфера интересов наших покупателей и у нас самих тоже. Появились новые формы работы с покупателями. Нам понравился пример фирмы GoldStar, которая поменяла торговое имя. Вообще, все женщины раз в три-четыре года переставляют мебель в своем доме. Последний раз мы изменяли название в 1994 г. √ на Аскод-Эврика. Теперь мы будем называться МариКом, но наш логотип остался прежним и мы также работаем!


КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ