Компания ЭВРИКА, ведущий партнер компании AVAYA Communication в Северо-Западном регионе, проводит для корпоративных клиентов программу тестирования сетевого оборудования AVAYA

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Требования к руководителю корпоративной информационной системы


Для обсуждения этого вопроса по приглашению редакции ╚КИ╩ собрались представители крупнейших негосударственных судостроительных предприятий города ≈ зам. директора по управлению, нач. отдела ИТ ОАО ╚Балтийский завод╩ А. К. Симонов, зам. генерального директора по ИТ ОАО судостроифтельного завода ╚Северная верфь╩ С. М. Макеев, начальник Учебного центра при ГУП ╚Адмиралтейские верфи╩ С. И. Шифрин, зав. исследовательской лабораторией ╚Автоматизированные технологические комплексы╩ доцент каф. АПУ ГЭТУ О. В. Назаров, руководитель Центра новых ИТ ГЭТУ  Ю. С. Татаринов, зам. генерального директора, начальник управления обучения компании ╚Эврика╩ Д. Л. Сафронов. Вела круглый стол гл. редактор ╚КИ╩ О. О. Андронова.  

Какими свойствами должен обладать руководитель службы информационных технологий (ИТ) на предприятии?

А. Симонов. На мой взгляд, главное качество ≈ умение собрать команду. Каким бы хорошим топ-менеджер не был, в этом поле один не воин. Необходимо обладать интуицией на подбор специалистов и понимать, какие задачи будут решать эти люди, что они смогут, а что ≈ нет. Оптимальный вариант ≈ это выбор тех людей, которые тебя устраивают, и которых ты хорошо знаешь. Но так почти никогда не бывает. Ну, и второй вариант ≈ это поиск людей на рынке труда. А сейчас это, к сожалению, очень непросто, потому что все высококлассные специалисты уже разобраны, и переманить их достаточно сложно. Молодую же поросль надо учить. И важно понять, что из нее может получиться, и насколько эффективно будут затрачены силы и средства.

C. Макеев. Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если прибегнуть к аналогии ≈ хорошо играющий футболист становится тренером и говорит, что хорошо играть не обязательно, а надо знать психологию, стиль игры и специалистов потенциального соперника. Этим и отличается управленец от специалиста среднего звена. Сам я получил техническое образование в Кораблестроительном институте (теперь ≈ МТУ), а затем еще получал различные образования, в том числе экономическое и бухгалтерское. А уж, пройдя курс рыночных реформ в условиях тяжелой отрасли ≈ судостроения, ≈ я себя уверенно чувствую на предприятии.
Я могу подтвердить точку зрения А. Симонова, что наличие команды ≈ это очень решающий фактор. На нашей верфи сегодня подобралась команда небольшая, но очень работоспособная. Люди имеют базовое судостроительное, а не информационное образование. Все прекрасно разбираются в производстве, в технологии управления и при этом имеют большую практику в ИТ. При этом новая команда топ-менеджеров, пришедших в 1997 г., намерена перестроить свою работу, основываясь на ИТ. Дальше возникает вопрос среднего звена, которое должно не ╚табанить╩ этот процесс, выражаясь флотским языком, а всемерно поддерживать.

Почему руководитель ИТ-службы должен быть психологом?

С. Шифрин. Он должен отлично разбираться в вопросах инженерной психологии, психологии управления, психологии общения.
Руководитель такого уровня постоянно испытывает вполне естественный прессинг с разных сторон:

Поэтому руководитель ИТ-службы должен уметь доказывать и убеждать, используя весь арсенал психологической науки.

О. Андронова. На предприятии есть разные руководители. Например, финансовый директор или главный бухгалтер. Они должны быть психологами?

С. Шифрин, А. Симонов. Любой руководитель должен быть психологом.

О. Андронова. А вот руководитель ИТ-подразделения ≈ в той же мере, или больше?

ВСЕ. Больше.

Д. Сафронов. ИТ-менеджер ≈ это интерфейс всех со всеми. Поэтому ему труднее всего. На интерфейс всегда стягиваются эмоции не только положительные, но и отрицательные.

А. Симонов. Идеальная ситуация со службой автоматизации ≈ это когда ее не замечают.

C. Шифрин. Топ-менеджер по ИТ почти неизбежно становится ╚крайним╩ в получении отрицательных эмоций.
Это объясняется тем, что до определенного момента программно-техническую продукцию почти невозможно ╚пощупать руками╩. В то же время она (продукция) требует для своего существования весьма значительных финансовых и человеческих ресурсов, которые имеют явную и постоянную тенденцию к росту.

Какое образование можно сегодня считать базовым для топ-менеджера КИС предприятия?

А. Симонов. По опыту моей жизни, как правило, базовое образование должно быть все-таки техническим.
Хотя есть люди с базовым образованием, не относящимся к ИТ, но в силу ряда причин ≈ собственного интереса и необходимости ≈ занимающиеся вопросами автоматизации. И все-таки они должны понимать, из каких кирпичиков складываются информационные системы. Непонимание сути происходящих процессов не позволит создавать работоспособные КИС. ИТ, на мой взгляд, такая область, где необходима компетентность не только общего плана. И работать в этой области человек все-таки должен достаточно долго, чтобы быть хорошим топ-менеджером.

О. Андронова. Чтобы стать руководителем подразделения ИТ, надо иметь несколько лет работы в области ИТ?

А. Симонов. Да.

С. Макеев. Не обязательно.

С. Шифрин. Считаю, что базовое образование может быть любым, т. к. главное ≈ это системный аналитический склад ума, понимание того, что называется полным жизненным циклом изделия. Вторым условием является увлеченность ИТ, глубокое понимание проблем конечного пользователя, для которого ИТ должны быть удобным инструментом для работы.
Сегодня существует явная тенденция интеграции инженерного образования. При этом ИТ и экономике уделяется все большее внимание во всех вузах.
Топ-менеджеру по ИТ, независимо от базового образования необходимо получить дополнительную подготовку в области современного менеджмента (каким его дают ведущие школы бизнеса в РФ).

Ю. Татаринов. Я считаю, что школа менеджмента ≈ это все-таки только надстройка над базовым образованием.

Д. Сафронов. ИТ-менеджер должен быть лидером. А какое у него базовое образование ≈ не очень важно. Главное, чтобы он вписался в корпоративную культуру предприятия и в команду.

О. Андронова. Нужно ли ИТ-менеджеру знание английского языка?

ВСЕ. Да.

Академик Глушков четверть века назад говорил, что АСУ на предприятии должна создаваться под непосредственным контролем первого лица. Насколько это правильно сегодня?

С. Макеев. Роль руководства при принятии решений по использованию ИТ велика. Результат есть там, где есть обоюдное стремление как ИТ-менеджеров, так и управленцев к новациям в управлении. В том смысле, что ИТ-менеджеры знают организацию и технологию производства и хорошо разбираются даже в деталях производственного процесса, а топ-менеджеры вникают в технологии электронной обработки информации.

А. Симонов. Могу подтвердить, что без поддержки первых лиц создать эффективную КИС невозможно.

С. Шифрин. Можно уточнить: ╚Под контролем и при большом доверии со стороны первого лица╩.

Насколько трудно подобрать персонал для служб ИТ?

С. Макеев. У нас действительно сегодня есть проблема с кадрами. Нужно уметь психологически удержать коллектив в одной упряжке, подтянуть пользователей, и создать необходимую уверенность у руководства, что нужно создавать мотивацию труда. У меня сегодня все специалисты работают на контрактных условиях, т. е. выделяются на общем фоне предприятия. Когда я заключал в начале 1999 г. эти контракты, меня директор спрашивал: ╚А вы уверены, что это нужно сделать?╩. Да, я был уверен, и сегодня могу сказать, что не ошибся. Несмотря на то, что рынок таких специалистов сложен, сегодня у нас мотивация есть.

Д. Сафронов. Для формирования корпоративной культуры человеку надо общаться с людьми, с которыми можно обсудить то, что он знает.

А. Симонов. Это так.

Д. Сафронов. Поэтому когда обсуждается вопрос, чем ╚прибить╩ человека к предприятию: либо контрактом с сумасшедшими деньгами, большими социальными выплатами, или еще чем, то, если разница в разы, а не в порядки, можно привязать корпоративной культурой. Когда специалист может свои знания, опыт обсудить с кем-то, кто его поддержит.

С. Шифрин. Почувствовать свою значимость.

Д. Сафронов. И это в ряде случаев гораздо более сильная мотивация. Это особенность национальной психологии.

А. Симонов. Назовем это патриотизмом определенного рода.

Каким образом модифицировалась программа подготовки ИТ-специалистов? Как сейчас составляется план обучения и насколько учитывается заказ будущих потребителей?

Ю. Татаринов. Естественно, происходят изменения. Но вуз ≈ это процесс инерционный. И даже если у нас есть четкое понимание того, какого специалиста нам надо, ранее, чем через 5 лет он не появится. Утверждение новых стандартов на специалиста ≈ это опять переход количества в качество. Потому что сегодня есть множество стандартов, что приводит к разношерстности в подготовке.

О. Назаров. Раньше советская экономика развивалась, в основном, в области техники и технологий. Потом был начальный период перестройки, когда мы ╚делали деньги╩. Сейчас, наконец, пришло понимание, что нужен баланс технологий и бизнеса. На базе ГЭТУ была разработана принципиально новая специальность, которая как раз этот баланс реализует. Название специальности ≈ ╚Информационные системы в бизнесе╩ (шифр 0719). Открытие новых специальностей потребовало создания совершенно иных инструментов и методик реализации учебного процесса. А это, в свою очередь, потребовало формирования принципиально новых инфраструктур университета, пересмотреть концепции организации подготовки специалистов.
Проблемы информатизации предприятия можно решать, опираясь на понимание их сугубо комплексного характера. И, тем не менее, кадровое обеспечение сегодня следует рассматривать как наиболее важное. В соответствие с этим хотелось бы отметить, что кадровое обеспечение предприятий мы, вузовские работники, не можем осуществлять, не опираясь на конечного потребителя, каковыми и являются сами предприятия.
В ЛЭТИ озабочены созданием такой корпоративной образовательной системы, при которой учащийся на каждой новой ступени может опереться на знания, полученные на предыдущей. Мы не повторяем те специализации, которые есть у наших партнеров по корпорации. Согласованы программы ╚школа ≈ училище ≈ вуз╩. Формирование корпоративной системы позволяет связывать информационные системы школы, училища, вуза. Это потребовало пересмотра структуры ведомственных информационных систем, так, например, если раньше в школе учебный класс не включал в свой состав сервера, то теперь это стало необходимым требованием, т. к. появилась потребность формирования локальных БД. Для того чтобы обеспечить полноценный процесс информационного обмена, мы создаем виртуальные корпоративные сети.
Для учебных дисциплин по информационным технологиям наличие Hardware&software ≈ не самое главное. Главное ≈ информационное обеспечение, специализированные БД. Чтобы научить бизнес-процессам и технологиям поддержки КИС, необходимо заполнить их специализированной информацией о характере работы предприятия. А это возможно сделать только в тесном сотрудничестве с предприятием ≈ потребителем специалиста по ИТ. И вот тут вуз обречен на совместную жизнь и работу с предприятиями. В свою очередь, если предприятия не будут использовать ресурсы вуза, вынуждены будут их дублировать, затрачивая собственные внутренние ресурсы на организацию учебного процесса, совершат стратегическую ошибку. Им придется постоянно доучивать молодых специалистов, затрачивая на это большие деньги. Мы, даже не желая совершать ошибку, окажемся перед непреодолимой пропастью проблем. Выход в одном: создать систему корпоративных отношений в области профессиональной подготовки молодых специалистов, организации внутрифирменной системы обучения, тесно увязанной с вузовской системой.

С. Шифрин. Я знал, что мне надо будет общаться с ГЭТУ. Но не думал, что это надо было сделать вчера. Концептуально их разработка полностью совпадает с тем, что мы развиваем у себя. Важна именно преемственность знаний ≈ от школы до вуза. Хочу отметить, что редакция ╚КИ╩ очень удачно собрала здесь судостроителей. Вне зависимости от того, будет ли реализован проект ╚Верфи 21 века╩ в моем представлении мы обречены сотрудничать.

Д. Сафронов. Чтобы понять, как обучать специалиста по ИТ, посмотрим, как трансформировались требования к ним. Поскольку я из ГЭТУ, сошлюсь на опыт этого вуза. Мы были ориентированы на подготовку высококлассных специалистов, которые после выпуска могли работать хоть в мясомолочной промышленности, хоть делать ракеты. Сейчас ситуация изменилась: специалистов столь широкого профиля не делают. Появилась модульность образования. Базовое образование инертно, и в этом его сила. Вуз ≈ это танк. Он не реагирует на малые камешки и толчки по дороге ≈ он их переезжает. Но раньше срок жизни завода исчислялся сроком жизни поколения ≈ 25 лет, как минимум. Исходя из этого, базовое образование и рассчитывалось на срок жизни основных фондов. Понятно, что когда завод существовал 50 лет, образование было еще более неспешным. Теперь раз в 5 лет проходит какая-то модернизация, смена технологий. И, следовательно, нужно успеть переподготовить специалистов, дать им необходимые знания по конкретным технологиям. Для этого нужны относительно дешевые (сравнимые с величиной нескольких месячных окладов) курсы переподготовки специалистов. Вот в этой рыночной нише мы и живем. Мы отслеживаем новые технологии, пытаемся угадать, какие технологии завтра будут востребованы. В авторизованных курсах по этим технологиям науки нет: это чистое ремесло. Взять человека, дать ему переподготовку по базису, на котором он строит информационную систему ≈ это наш хлеб.
И дальше мы будем зарабатывать еще больше. Объясню почему. 10 лет назад выпускалось очень много специалистов в области ИТ и их все равно не хватало. Сейчас их выпускается количественно меньше, а потребность выросла в десятки раз. 10 лет назад специалисты все вращались внутри одной страны и деться им было некуда. Сейчас Россия включилась в мировую экономику. Соответственно специалистов по ИТ, которые не вышли в идеологи, а занимаются укладкой ╚кирпичей╩ в корпоративной информационной системе, при этом ╚кирпичи╩ эти понимают и знают язык (а язык знают почти все) ≈ из страны выметает как хорошим пылесосом. Уехал каждый третий. Следующее поколение ≈ это поколение пепси. У них есть один человек в этой жизни, которого они любят ≈ себя. И они относятся к себе как к нормальному товару, который на рынке продается за конкретную цену. Цена в 2 раза выше ≈ ребята, до свидания завтра. Цена в 3 раза выше ≈ до свидания сегодня и я еще вам заплачу, чтобы вы меня отпустили. И они уходят. Дефицит среднего звена специалистов ощущается уже сегодня. А через год он будет уже влиять на экономические показатели предприятий. Высшая школа, даже если она сегодня увеличит выпуск специалистов, положение быстро не выправит. Эти студенты придут на рынок через 5 лет. Ну, может через 3, так как все они с третьего курса уже практически подрабатывают.
Вот поэтому наш кусок бизнеса мне кажется вкусным. Требуется массовая переподготовка специалистов. Они не удовлетворяют требованиям заказчика сегодня, а ведь ими нужно затыкать дыры в массовом слое, а не в слое идеологов или постановщиков задач. Эти люди, на которых должна держаться надстройка. На них живет КИС. В них не вкладывали денег и до сих пор не вкладывают. А из этого слоя кадры утекают существенно быстрее. Системных инженеров, инженеров по разработке БД, программистов, знающих системное матобеспечение, людей, умеющих построить сети грамотно, ≈ нет. И их на рынке становится не больше, а меньше.

С. Макеев. ╚Адмиралтейские верфи╩ можно уверенно назвать обучающейся компанией, потому что они создали мощный Учебный центр. У нас дела в этом отношении идут более скромно, но все-таки мы, понимая, что базовые знания надо дать, реанимировали свой учебный класс. Сегодня у нас проходят ╚курс молодого бойца╩ в области ИТ почти 300 человек, которые составляют как раз среднее звено рядовых пользователей. Нам очень полезно создание Института информационных технологий при МТУ. Наши будущие сотрудники смогут получить базовое образование как корабелы, и достаточно продвинутое образование ИТ-менеджеров в различных направлениях ≈ САПР, управление, ИТ-менеджеры. Эта услуга востребована временем. Хотя я прекрасно понимаю, что в молодого специалиста на предприятии надо будет еще много вложить, чтобы была отдача.

С. Шифрин. Хочу добавить несколько слов по вопросу интеграции инженерного образования в условиях упомянутой чрезвычайно быстрой модернизации и смены технологий. Мы не успеваем получать новые знания традиционными методами. ИТ агрессивно внедряются во все области производства, образования и культуры. Стало невозможно замкнуться в рамках собственного учебного центра, каким бы хорошим он ни был.
Полагаю, что в нынешних условиях самое время построить (на базе информационных технологий) ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО образовательных услуг.
Сюда прекрасно впишутся вопросы преемственности знаний по схеме ╚школа ≈ ПУ ≈ колледж ≈ вуз ≈ предприятие╩.
Хорошо бы начать построение такого ПРОСТРАНСТВА с судостроения.
При объединении ресурсов существенно выиграют все участники, т. к. мы все заинтересованы в приходе к нам по-современному образованных морских инженеров.

Кто заплатит?

О. Андронова. Готовы ли предприятия вкладывать деньги в обучение? Это же нематериальный актив.

А. Симонов. Готовы. Культура людей, которые будут пользоваться новыми технологиями, тоже должна быть существенно выше. Поэтому люди должны иметь базовые знания не только в области ИТ.

С. Макеев. Наверно, из присутствующих в силу объективных причин ╚Северная верфь╩ была до конца 1997 г. в самом тяжелом положении. Это уникальный случай ≈ с такой тяжелой стартовой позиции коллектив завода в срок выполнил контракт, построив военный корабль. Кстати, для советского времени норматив выполнения такого объема работ, какой ╚Северная верфь╩ выполнила за 2 года, составлял не менее 4 лет. А ведь на заводе в начале работ из-за задолженности были отключены свет, вода, тепло. Приоритеты на первом этапе подъема предприятия после тяжелой ╚приватизации╩ были, конечно, посвящены ответственному заказу и элементарному восстановлению основных фондов.
Но уже в 1998 г. мы занялись развитием, и в 1999 г. в регламентах наших инвестиционных дел появился раздел ╚Информационные технологии╩. Обоснование затрат заслушивается на Совете директоров. И в этой ситуации мы с коллегами находимся все время в тяжелом положении, когда надо обосновывать траты на нематериальные активы. Понятно, что можно обосновать приобретение технологической линии, установку нового кранового оборудования или вентиляции на рабочем месте. А тут инвестиции в интеллектуальный потенциал компании. Было необходимо время и формирование корпоративной культуры. На более благоприятной основе нормального технологического производственного процесса, когда нет форс-мажора, мы поднялись до понимания того, что это нужно делать. Состоялось заслушивание и утверждение инвестиций в ИТ на 2000 год. Заявленный мной бюджет был сокращен в 6 раз. И, тем не менее, он сегодня весьма значителен и успешно выполняется. График расписан по дням.
Очень полезными оказались визиты топ-менеджеров во главе с генеральным директором на зарубежные верфи. Мы посетили верфи в Испании, в Польше в Щецине (занимает 11-ое место в рейтинге верфей и сдает 22 судна в год, сегодня ею владеют датчане), в г. Карлскруне, Швеция (на этой военной верфи впервые в мире был 8 июня спущен на воду корвет, сделанный по полной технологии stealth), в Штральзунде (бывш. ГДР). Действительно, вложения в ИТ-технологии везде существенные. Немецкая верфь, например, пережила тяжелые времена приватизации, Был и тяжелый социальный фактор: из 9 тысяч персонала осталось всего 1.5 тысячи. Сегодня у них есть реальный хозяин, и объем реализации продукции достиг $250-300 млн. Это большой объем продаж на одного работающего. У них есть мощный технический центр, как и у ╚Адмиралтейских верфей╩ и собственное проектирование. Мы видели, как много они вкладывают в ИТ. И не от хорошей жизни, а оттого, что оценили конкурентную ситуацию и поняли, что вынуждены занять нишу специализированного судостроения.
Мы были также в Хорватии на верфи ╚Ульяник╩ в Пуле. В целом, в Хорватии экономическая ситуация схожа с нашей, но поскольку судостроение ≈ экспортно-ориентированная отрасль, то правительство ее поддерживает. Трудно, но находят инвестиции и подкрепляют кредиты гарантиями правительства. У хорватов
инвестиционный план в подготовительное производство в этом году порядка $22 млн.
Так вот, видя все это, наш ген. директор заявил, что приоритетным направлением на следующий год будет подготовка кадров и развитие ИТ. Но какие нужны будут ресурсы? За годы перестройки уехало много квалифицированных специалистов. Это не самые последние люди. И если подвести итог, я сегодня чувствую острейшую потребность в квалифицированных кадрах. Мы надеемся на совместную деятельность с МТУ.

С. Шифрин. Видимо, все мы сегодня понимаем, что Морской технический университет является той объединяющей нас (судостроителей) платформой, где наши предприятия (и организации) не конкуренты, а партнеры, реально оценивающие перспективность и экономическую целесообразность сотрудничества в образовательной сфере деятельности (которая в дальнейшем может помочь и в решении ряда вопросов социального характера).
Что касается ╚Адмиралтейских верфей╩, то информационные технологии и подготовка кадров являются приоритетными уже более 4 последних лет.

Какова польза от ученья?

О. Андронова. От вас требовали количественных оценок повышения производительности труда в результате?

А. Симонов. Возможно, и существуют методики подобного рода расчетов. Но в данном случае, по-моему, руководство более основывается на вере и предыдущем опыте совместной работы. У нас есть деловые и доверительные отношения с нашим топ-менеджментом, поэтому вопрос об обучении решался положительно.

С. Шифрин. Главным является мотивация повышения производительности качественного труда. Особая роль принадлежит обучению в период подготовки предприятия к внедрению информационной системы управления в широком современном смысле этого выражения, ибо речь идет не просто об обучении, а о тренинге в процессе моделирования работы такой ИС. Здесь очень многое будет зависеть от системы мотивации среднего звена управления, степени его подготовленности понять и принять нововведения, носящие кардинальный характер.

Д. Сафронов. ИТ развиваются с колоссальной скоростью и вовлекают в себя колоссальное количество ресурсов. По всем внешним признакам происходит промышленная революция. Но прошлые промышленные революции давали качественные изменения производительности труда. Вся эволюция последних лет к переходу количества в качество пока не привела. Идет сокращение издержек.

А. Симонов. Внедрение КИС редко приводит к сокращению рабочих мест. Другое дело, что есть люди, которым в новую автоматизированную систему не вписаться. ИТ не увеличивают производительность труда. Надстройка ≈ ╚тяжелые╩ КИС ≈ динамично не меняются. Общие принципы систем управления предприятиями за последние 20 лет не изменились. Быстрые изменения происходят в нижнем слое: ОС текстовых редакторах и т. п. Во многом они определяются желанием производителя получить лишнюю прибыль. Когда клиенты пытаются успеть за новыми версиями, они забывают, что в этом нет необходимости. Посмотрите на изменения текущего момента ≈ электронная коммерция, Интернет. Пока не понятно, нужны ли они предприятиям.

Д. Сафронов. Нужны. Последние годы в мире занимались снижением издержек. Дальше глобально их снизить можно, только убрав посредников, которые обеспечивали функционирование производства и сбыта, совместимость и сопрягаемость различных частей экономики.

А. Симонов. По-моему, появились новые посредники.

О. Андронова. Да, это программы ≈ шлюзы между КИС.

А. Симонов. За электронной коммерцией тоже стоят люди.

Д. Сафронов. Да, люди. Но цена издержки на одну транзакцию, за одну покупку или продажу, оказывается ниже. И запасы оказываются гораздо ниже, и затраты на производство одного изделия. Хотя в мире есть избыток незадействованных производственных мощностей, реально производство переведено туда, где не надо топить зимой (в отличие от России). От чего и выиграли Корея, Индия, Аргентина, Бразилия и т. д. И поскольку все остальное уже урезали, появилась электронная коммерция. Больше экономить было не на чем. Глобализация ≈ это всего-навсего снижение издержек в масштабах транснациональной корпорации, которых останется, дай Бог, десяток на планете. А нам остается только завоевывать свой кусочек рынка. Мы не в состоянии делать быстрее и дешевле ≈ у нас энергозатраты практически на всех производствах изначально больше. Мы можем выиграть только за счет разработок и внедрения уникальных технологий. Поэтому для нас развитие ИТ ≈ это условие выживаемости. Это одна из тех сред, где у нас остались еще сильные возможности и научные школы.  


  КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
    Главная страница || Статьи ╧ 20 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей