Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Мировой рынок ИТ-обучения


Александр Глинских, к.т.н.

B последние годы сфера применения ИТ стремительно расширяется. Увеличивается и число ИТ-специалистов, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием аппаратных и программных средств на предприятиях. Cледует также отметить, что для ИТ характерна очень высокая скорость обновления (смена технологий происходит каждые полтора-два года). Поэтому ИТ-специалистам приходится постоянно изучать и осваивать новые технологии. Эти обстоятельства и определили появление и быстрое развитие мирового рынка ИТ-обучения.

Общее состояние мирового рынка
ИТ-обучения

Существуют оценки, что до 80% средств, которые крупные компании расходуют на различные тренинги, идут на обучение ИТ. Этот рынок достаточно значителен по своим размерам и динамично развивается. При этом наибольшую часть рынка составляет обучение обыкновенных пользователей, а не ИТ-специалистов.

По данным Gartner Group, необученный компьютерным технологиям пользователь затрачивает на выполнение своей работы в 6 раз больше времени, чем обученный. Кроме того, существуют оценки, что реальные затраты при самообучении пользователей ИТ на 73% выше, чем при их организованном обучении. Руководcтво ведущих мировых компаний прекрасно понимает, что ИТ-обучение их сотрудников необходимо, и выделяет на это достаточные средства. По данным IDC, доля бюджета организаций, выделяемого на обучение пользователей ИТ, увеличилась с 4,5% в 1996 г. до 6,3% в 1997 г. В качестве примера компании, осуществившей полномасштабное ИТ-обучение своих сотрудников, можно привести известную фирму Ernst&Young. В период с апреля 1996 г. по апрель 1998 г. она обучила использованию ИТ около 80000 своих сотрудников в 110 городах по всему миру (в том числе, 24000 в США). При этом обучение проводилось работе с ПО MS Office 97, Lotus Notes, базами данных и знаний компании. Общий объем обучения составил 240000 человеко-дней, а бюджет программы обучения ≈ $160 млн.

По данным IDC (отчет ╚IT Training and Education Services╩), уже в 1997 г. объем мирового рынка ИТ-обучения составлял более $18 млрд (только в США═≈ более $7 млрд). IDC прогнозирует, что средние ежегодные темпы роста мирового рынка ИТ-обучения составят 11,1%, а его объем к 2002 г. превысит $28,3 млрд. Сегмент ИТ-обучения и тестирования, ориентированный на подготовку сертифицированных ИТ-специалистов, достигнет в 2001 г. $2,1═млрд. В аналогичном отчете IDC, выпущенном годом ранее, средние ежегодные темпы роста мирового рынка ИТ-обучения оценивались в 11,2%, а объем всего рынка составлял $16,4 млрд. На долю США приходилось 43% рынка ИТ-обучения, Западной Европы═≈ 31%, Японии ≈ 16%. По мнению аналитиков IDC, США и Западная Европа остаются наибольшими по размеру рынками ИТ-обучения. В то же время наивысшие темпы роста развития рынка (около 15%) ожидаются на локальных рынках (например, в Латинской Америке, Канаде и части Азиатско-Тихоокеанского региона).

По данным IDC, десятку ведущих компаний, занимающихся ИТ-обучением, в 1996 г. возглавляли IBM Global Services, Oracle и консорциум KnowledgePool (ICL, Amdahl, Fujitsu). Их доходы составляли, соответственно, $440 млн, $257 млн и $236 млн. В 1997 г. IBM Global Services и Oracle сохранили свое лидирующее положение, а третье место заняла компания SAP Education, занимавшая ранее пятое место. Одной из крупнейших компаний в области обучения ИТ является также New Horizonts Computer Learning Centers. Она ежегодно обучает около 1,5 млн человек в 28 странах мира, а в ее учебных программах около 900 курсов по системным и прикладным программным продуктам (продолжительностью от 4 до 12 часов).

В последние годы известные компьютерные компании (Microsoft, Novell, Oracle, Cisco, IBM и др.) начали активно заниматься разработкой программ обучения специалистов по своим технологиям и их последующей сертификацией (сдачей тестовых экзаменов). Cледует отметить, что ведущие мировые ИТ-производители по-разному относятся к вопросам ИТ-обучения специалистов и предоставления услуг ИТ-обучения (как дополнения к продажам своих продуктов). Например, у компании Oracle доля услуг в бизнесе доходит до 50%, а у Microsoft она составляет лишь несколько процентов. Соответственно, обучение ИТ-специалистов для Oracle является важной составляющей общего дохода компании, а Microsoft предоставила возможность получать доходы на данном рынке своим партнерам (поэтому она и не входит в число лидеров мирового рынка ИТ-обучения).

Российский рынок
ИТ-обучения

Осенью 1997 г. IDC по заказу Oracle исследовала российский рынок ИТ-обучения. Данные были получены на основе опроса 30 крупных компаний (в том числе, иностранных), работавших на российском рынке. В результате исследования объем российского рынка ИТ-обучения в 1997 г. оценивался в $32═млн. По оценке IDC, в 1997═г. российский рынок ИТ-обучения составил около 1% от объема всего российского ИТ-рынка (по более поздним данным IDC, объем российского ИТ-рынка уменьшился с $3,5 млрд в 1997═г. до $1,7 млрд в 1998 г.). В 1997 г. в российских компаниях на одного сотрудника приходилось 4,6 учебного дня в год, что в 9═раз меньше по сравнению с аналогичными показателями в иностранных фирмах, работавших тогда в России. Активнее других ИТ-курсы использовались операторами сотовой связи, телекоммуникационными фирмами, инвестиционными банками и транснациональными корпорациями. Объем затрат на ИТ-обучение на этих предприятиях в 2-10 раз превышал средний показатель, полученный в отчете IDC/Russia. Однако даже в крупных компаниях ИТ-обучение персонала часто не планировалось заранее. Например, из 30 исследованных фирм лишь 8 имели целевые финансовые ресурсы, предназначенные для ИТ-обучения. В остальных случаях решение о выделении средств принималось каждый раз индивидуально руководством фирмы. Вложение средств в развитие и освоение ИТ часто воспринималось как единовременное инвестирование без каких-либо последующих затрат. Нежелание руководства предприятия вкладывать средства в обучение мотивировалось так: ╚Нет смысла платить деньги за обучение сотрудников, которые тут же уйдут из фирмы в поисках более высокой зарплаты╩. Другие мотивы, выявленные аналитиками IDC в 1997 г.: ╚Мы не хотим тратить деньги для получения красивых аттестатов╩, ╚на то он и специалист, чтобы знать свой предмет и повышать свою квалификацию самостоятельно╩ и пр. Неготовность клиентов платить деньги за ИТ-обучение была вызвана и тем, что в России рынок подготовки ИТ-специалистов находился в зачаточном состоянии (в отличие от США и Западной Европы, где он выделился в самостоятельный сегмент ИТ-отрасли). Аналитики IDC/Russia считали число учебных ИТ-центров в России в 1997 г. незначительным. Наряду с этим, в отчете IDC было отмечено, что изучение современного ПО входит в основную часть общеобразовательных курсов в высшей и средней школе России, а многие российские интеграторы в 1997 г. заметно увеличили инвестиции в сферу подготовки ИТ-специалистов компаний-клиентов.

За последние годы ситуация на российском рынке ИТ-обучения постепенно меняется. Наступил определенный перелом в отношении к ИТ-обучению со стороны российских предприятий. Быстро увеличивается и число соответствующих учебных центров. В настоящее время в России насчитывается уже около 100 центров по ИТ-обучению. Среди них можно отметить следующие: Академия АйТи, Звезды и С, Интерфейс, Микроинформ (создан еще в 1988 г.), RedCenter, РТСофт, Саман-МАТИ, Сетевая Академия ЛАНИТ, Форс, Центр при Академии народного хозяйства, Эврика и др. По данным IDC/Russia, крупными провайдерами ИТ-обучения в России являются также компании Oracle и IBM, получающие до 30% доходов от бизнеса ИТ-обучения своих сертифицированных российских партнеров. Следует также отметить, что в России весьма распространено обучение продуктам и технологиям Microsoft. При этом практически все доходы от ИТ-обучения получают ее российские партнеры.

Примеры государственной политики в области
ИТ-обучения

Одной из ведущих стран мира в области массового распространения ИТ является Швеция. Политика правительства Швеции в области ИТ направлена на переход к обществу, в котором все граждане смогут в полной мере пользоваться возможностями, предоставляемыми ИТ. Цель государственной политики Швеции √ обеспечение доступа к информации и знаниям об ИТ максимального количества ее граждан. Это, в свою очередь, должно привести к экономическому прогрессу страны и росту занятости населения Швеции.

В условиях более высоких налогов на продажи и более низкого уровня конкуренции средняя стоимость домашних компьютеров в Европе традиционно была намного выше, чем в США, поэтому только 20% европейских семей (по сравнению с 40% американских семей) имели компьютеры. Вследствие этого, увеличение числа пользователей Интернет в Европе происходило достаточно медленными темпами. Данное обстоятельство вызвало определенную озабоченность правительства Швеции тем, что не все ее граждане будут обладать знаниями и навыками, необходимыми для жизни в современном информационном обществе.

Следует отметить, что среди шведских компаний получила определенное распространение практика обучения своих сотрудников использованию ИТ в различных сферах деятельности.
Во многих случаях компании предоставляли своим работникам ПК для самостоятельного освоения компьютерных навыков в домашних условиях. Однако в соответствии со шведским налоговым законодательством предоставление компьютера работнику для использования дома сопровождалось необходимостью уплаты налога за дополнительные доходы. Понятно, что такой подход препятствовал развитию ИТ-обучения и косвенным образом вел к увеличению разрыва между различными слоями общества в Швеции в уровне владения компьютерными навыками.

В связи с этим уже 1 января 1998 г. в Швеции вступил в силу новый закон о доходах сотрудников, получивших от своих компаний компьютеры. В соответствии с данным законом, использование домашних ПК перестало облагаться налогом. Правда, в законе предусматривается, что компания либо сама владеет компьютерами, либо арендует их, и что любой полученный доход должен поступать в распоряжение всех постоянных сотрудников компании. В случае расторжения договора о найме работника, он должен вернуть компьютер компании или же купить его, но только по рыночной стоимости. При приобретении компьютера по более низкой цене работник должен заплатить государству налог, покрывающий эту разницу.

Инициатива шведского правительства заинтересовала как крупные шведские компании (например, Volvo, Ericsson, ABB и др.), так и предприятия малого бизнеса. Использование возможностей, предоставляемых новым законом, приняло массовый характер.

Обычно затраты компании на покупку домашних ПК финансируются за счет вычетов из зарплаты сотрудника. Такие вычеты чаще всего осуществляются в течение трех лет с учетом того, что чистая стоимость компьютера для работника на 30-50% ниже рыночной.

Стоимость наиболее мощной модели компьютера обычно составляет около 20000 шведских крон. Подписав простой договор с компанией, сотрудник может взять домой ПК и платить за него в течение трех лет. Ежемесячно его выплаты (после уплаты налогов) будут составлять от 185 до 305 шведских крон, а за три года сумма выплат вырастет до 6700-11000 крон. Очевидно, что приобретение компьютера стало возможным практически для всех категорий сотрудников предприятия.

Например, сотрудники компании Volvo смогли получить наиболее мощную модель компьютера почти за половину его реальной стоимости ≈ снижение налога обеспечило уменьшение стоимости ПК на четверть, а другая четверть стоимости была оплачена самой компанией. Формальное предложение всем живущим в Швеции сотрудникам Volvo взять компьютер для работы в домашних условиях поступило в апреле 1998═г. В тот момент предлагался только один компьютер: Pentium II вместе с принтером, доступом в Интернет и предустановленным ПО (MS Windows═95 и MS Office═97). Данное предложение также включало доставку компьютера и его техническую поддержку. В целях поддержки инициативы шведского правительства компания Microsoft снизила цены на свое ПО (в частности, на MS Office 97 Small Business Edition и Works Suite 99, в который входили MS Word, MS Works, MS Outlook, MS Internet Explorer, MS Encarta World Atlas, MS AutoRoute Express и MS Picture It!) для тех компаний, которые покупали домашние ПК для своих сотрудников. Однако ряд компаний, включая Volvo, хотели, чтобы на домашних компьютерах было установлено то же ПО, которое применялось в самой компании. Поэтому были заключены дополнительные соглашения о том, что компании, которые использовали Microsoft Select, Open License или Enterprise Agreement, могли установить стандартный пакет MS Office 97 (включающий MS PowerPoint) на домашних компьютерах своих сотрудников.

Около 31000 сотрудников Volvo (примерно 74% сотрудников компании в Швеции) ≈ начиная от административного персонала до рабочих на сборочном конвейере ≈ подписали договоры на получение новых компьютеров, которые были доставлены к ним домой в течение трех месяцев. Примерно 28000 сотрудников Volvo стали регулярно работать в Интернет.

Для таких компаний, как Volvo, подготовленные в области ИТ сотрудники превращаются в более квалифицированный персонал, производительность труда которого значительно выше, чем раньше. Например, т.═к. в компании используется пакет MS Office (и он же установлен на домашних ПК сотрудников), то руководству компании теперь не приходится заботиться о том, сможет ли весь персонал компании работать с входящей и исходящей электронной документацией (хотя бы открыть и прочитать файл).

По мнению руководства Volvo, организация ИТ-обучения сотрудников в домашних условиях экономически выгодна для компании. В первую очередь, это выгодно хотя бы тем, что сотрудники компании могут заниматься самообразованием в домашних условиях. Поэтому Volvo не нужно направлять их на какие-либо курсы по ИТ-обучению (и тратить на это дополнительные деньги), чтобы они достигли такого же уровня компьютерных навыков.

По мнению правительства Швеции, государство только выигрывает от наличия в нем большего числа граждан, обладающих ИТ-навыками. Например, с увеличением числа граждан, имеющих дома компьютер и доступ в Интернет, увеличивается спрос на электронную коммерцию и Интернет-услуги, что, в свою очередь, вызывает рост числа поставщиков данных услуг. А это способствует укреплению конкурентоспособности шведской экономики на мировом рынке.

Инициатива правительства и министерства образования Швеции явилась одним из способов увеличения числа ПК в образовании. В результате реализации данной инициативы уже через год после начала действия закона объем продаж ПК в Швеции вырос на 60%. В стране, население которой составляет около 9 млн человек, было продано примерно 1,5 млн ПК. В 1999 г. уже более 50% шведских семей имели дома компьютер, большая часть которых была подключена к Интернет. Кроме того, шведское правительство выступило с рядом дополнительных инициатив, способствующих освоению ИТ-навыков и распространению Интернет. Эти инициативы включали создание специальных компьютерных лабораторий для безработных, увеличение числа компьютеров в школе, а также широкую программу обучения и получения компьютерных навыков для учителей.

Другим характерным примером внимания государства к ИТ является Бразилия, которая первой среди развивающихся стран (к числу которых сейчас, к сожалению, относят и Россию) еще в 80-х гг. начала проводить политику, направленную на развитие различных сегментов ИТ-отрасли. Правительство Бразилии совершенно обоснованно решило, что поддержка современных ИТ и ИТ-обучения поможет стране значительно упрочить свои позиции на мировом рынке. В начале 90-х гг. на бразильском рынке работали уже несколько крупных ИТ-компаний. Их оборот вырос с $200 млн в 1979 г. до $4═млрд в 1990 г. На этой базе в 90-х гг. в Бразилии и начался быстрый рост ИТ-рынка.

Правительство Бразилии отказалось от протекционистских мер и взяло курс на открытость экономики, начав с либерализации рынка телекоммуникаций, обеспечившей приток необходимых инвестиций. В настоящее время Бразилия представляет собой крупный производственный центр в области компьютерных технологий. Ведущие компьютерные компании мира построили в Бразилии свои заводы, которые постепенно стали работать с местными поставщиками материалов и комплектующих (что создало дополнительные рабочие места).

Следует особо отметить, что приоритетной областью для правительства Бразилии является подготовка ИТ-специалистов и обучение всего населения ИТ, т.═к. правительство Бразилии собирается широко использовать (и уже использует) в своей деятельности Интернет-технологии. Например, уже до 80% бразильцев заполняют свои налоговые декларации через Интернет. Следует отметить, что в госбюджете Бразилии предусмотрено государственное финансирование программы построения ╚информационного общества╩ размером около $2 млрд. В рамках этой программы предполагается вывести в Интернет все библиотеки и создать по всей стране тысячи публичных центров доступа в Интернет.

Основные тенденции развития мирового рынка
ИТ-обучения

Современный бизнес требует от сотрудников предприятий уверенного владения ИТ-технологиями. Это утверждение особенно актуально для ИТ-специалистов, основной обязанностью которых является поддержание работоспособности корпоративных информационных систем предприятий. Так как ИТ развиваются чрезвычайно быстро, то данное обстоятельство обуславливает необходимость внесения определенных изменений в соответствующие программы подготовки ИТ-специалистов.

Аналитики IDC отмечают значительные изменения, происходящие сейчас на мировом рынке ИТ-обучения. Изменения происходят на различных уровнях ≈ расширяются формы обучения потребителей, увеличивается число услуг и вариантов продуктов. Прогнозируя развитие общемирового рынка, аналитики IDC также отмечают, что в настоящее время, в частности, в США, отчетливо прослеживается тенденция использовать фирменные технологии обучения, в том числе, ориентированные на подготовку сертифицированных специалистов. Это в значительной степени объясняется успехом программ сертификации ИТ-вендоров и различных ассоциаций ИТ-отрасли. По мнению аналитиков IDC, еще одним важным фактором, который окажет свое воздействие на рынок ИТ-обучения в ближайшее время, является растущая конкуренция в области разработки новых механизмов тестирования специалистов.

В настоящее время ведущими аналитическими фирмами выделяются следующие основные тенденции, характерные для мирового рынка ИТ-обучения:

1.═Быстрое распространение технологий дистанционного Web-ориентированного обучения при подготовке/переподготовке корпоративных пользователей (характерно для большинства профессий). Перемены в области методик и технологий ИТ-обучения сотрудников предприятий и организаций станут более значительными, чем изменения в университетских образовательных программах. В частности, по данным Gartner Group, если в 1998 г. доля обучения с использованием ИТ составляла 25% от общего объема образования (остальные 75% приходились на обучение под руководством инструктора), то к 2002 г. доля обучения с использованием ИТ достигнет 50%. Наибольший рост будет наблюдаться в сфере дистанционных Web-ориентированных технологий обучения (по данным IDC, он будет измеряться двузначными цифрами).

2.═Бизнес-навыки начинают играть не менее важную роль в работе ИТ-специалиста, чем его технические навыки. Особенностью современного состояния мирового рынка является тесная интеграция ИТ с остальными аспектами бизнеса. Вследствие этого, от ИТ-менеджеров все чаще требуется наличие навыков управления проектами, руководства персоналом, составления смет, распределения финансов и разработки стратегических бизнес-планов. По данным Gartner Group, в 1998 г. доля технологических навыков, которыми должны были владеть ИТ-специалисты, составляла 65%. В 2002 г. долю в 65% должны уже составить бизнес-навыки вместе с навыками═ИТ-менеджмента. Gartner Group прогнозирует, что в ближайшей перспективе технологические навыки сохранят большое значение, однако для решения чисто технологических задач предприятия станут все чаще обращаться к услугам специализированных фирм. В связи с этим обстоятельством, аналитики Gartner Group рекомендуют предприятиям как можно скорее обеспечить для своих служащих возможность приобретения бизнес-навыков и навыков ИТ-менеджмента. Приобретение бизнес-навыков окажет значительную помощь предприятиям и ИТ-специалистам: будут быстрее выполняться проекты (например, благодаря более оптимальному распределению заданий для сотрудников); упростятся проблемы найма персонала и др. По мнению Gartner Group, такие навыки можно будет приобрести в специализированных бизнес-школах, ориентированных на подготовку в сфере ИТ. Кроме того, аналогичную подготовку можно будет получить и в вузах.

3.═Судя по всему, в XXI-м веке граница между специальностями в области ИТ и остальными профессиями будет стираться. ИТ-специалисты должны будут приобретать бизнес-навыки, а служащим других профессий придется становиться более опытными пользователями компьютеров.

4.═Рынок потребует от ИТ-специалистов непрерывного самообучения (повышая, тем самым, их привлекательность для потенциальных работодателей). Многие ИТ-специалисты сейчас
с немалым трудом успевают адаптироваться к ускорению темпов развития ИТ, которое наблюдается в последние годы. При этом очевидно, что ИТ-специалисту требуется непрерывное обучение. Однако, по мнению аналитиков консалтинговой группы Rainmaker Thinking, непрерывное обучение не сводится к простому посещению курсов в процессе развития карьеры ИТ-специалиста. Сбор, обработка, анализ, интерпретация и фильтрация информации должны стать неотъемлемой частью самостоятельной деятельности ИТ-специалиста на рабочем месте. Стиль работы ИТ-специалистов изменится в двух основных направлениях. Во-первых, им придется непрерывно пополнять свои знания по специальности, пользуясь для этого новыми методиками обучения,
а во-вторых, сами ИТ-специалисты будут играть важную роль в создании, накоплении и распространении новейших корпоративных учебных ресурсов (например, баз знаний).


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 20'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей