Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Современные технологии дистанционного Интернет-обучения


Окончание,
начало в ╚КИ╩ ╧ 21/2001, стр.═22

Александр Глинских, к.т.н.

Lotus Development

Одним из известных разработчиков ПО для дистанционного Интернет-обучения является компания Lotus Development, которая предлагает серверное приложение LearningSpace Anytime (http://www.lotus.com/learningspace/). С его помощью через стандартный Web-браузер или клиента Lotus Notes обеспечивается доступ обучаемых к материалам интерактивных Web-курсов. При этом, кроме обучения в выбранном самим пользователем темпе (когда обучаемый работает только с информационным содержимым курсов), в среде LearningSpace Anytime реализованы как синхронные, так и асинхронные возможности (коллективное использование различных приложений, ╚грифельная доска╩, виртуальный опрос, сеансы работы в чате и др.). Следует отметить, что ПО Lotus LearningSpace Anytime позволяет преподавателям создавать собственное информационное содержимое. Кроме того, в LearningSpace Anytime есть функция Follow Me, с помощью которой преподаватель может управлять Web-браузерами обучаемых и перенаправлять их (при необходимости) на другие Web-сайты. Программа LearningSpace Anytime также дает преподавателю возможность планировать проведение виртуального семинара одновременно для нескольких обучаемых и знать при этом, кто из них ╚участвует в семинаре╩ на основании информации о регистрации. С помощью LearningSpace Anytime преподаватель может также задавать обучаемым различные вопросы по изученному учебному материалу (в том числе, через аудиокомпоненты системы дистанционного обучения) и на основании их ответов получить полную картину (в том числе, графическую) об уровне их подготовки.
Lucent Technologies

Компания Lucent Technologies предлагает для дистанционного Интернет-обучения систему BitRoom Collaboration System (http://www.lucent.com/cedl/), которая представляет собой мультимедиа-решение, использующее стандарты T.120 и H.323. В системе существуют такие возможности для виртуального обучения, как интерактивная ╚грифельная доска╩, коллективное использование приложений, уведомление обучаемых, воспроизведение выбранного информационного содержимого и др.

Microsoft

К числу известных мировых ИТ-вендоров, активно использующих возможности дистанционного Интернет-обучения для продвижения своих продуктов, принадлежит и компания Microsoft. Например, на ее Web-ресурсе TechNet CD Online (http://technet.microsoft.com/cdonline/default.asp) можно найти советы по реализации продуктов Microsoft, статьи, различные загружаемые материалы, сервисные пакеты и др. Кроме того, на TechNet есть также большой раздел, посвященный обучению и сертификации. У Microsoft есть и другие интерактивные ресурсы для проведения дистанционного обучения: Microsoft Certified Professional, Microsoft Seminar Online и Open Communications University Online.

NETg

Компания NETg (http://www.netg.com) предлагает учебные Web-курсы по таким темам, как MS Windows NT, Novell NetWare, Lotus Notes, HTML и Java. NETg подписала партнерские соглашения о совместной разработке курсов с компаниями IBM, Microsoft, Novell, Netscape и Oracle.

NIIT

Компания NIIT занимается ИТ- обучением в более чем 25 странах мира и подготовила уже более 750000 человек. Ее корпоративными клиентами являются более 1000 компаний (в число которых входят, например, Arthur Andersen, Bankers Trust, Citibank, Hewlett-Packard, IBM, Microsoft, Oracle, Sony и др.). В компании работает более 3500 сотрудников.
В апреле 2001 г. NIIT выпустила решение NIIT Online Training, в котором объединены возможности создания персональной онлайновой обучающей среды и интерактивного мониторинга обучаемых, готовящихся к сдаче сертификационных экзаменов (например, MCSD и MCSE). При использовании NIIT Online Training соблюдается определенный баланс между традиционным классным (с участием преподавателя) и самостоятельным онлайновым обучением.
Каждый обучаемый работает в персональной (со своим планом обучения) онлайновой среде, в которой отражен его индивидуальный уровень подготовки, определенный на базе предварительного онлайнового тестирования. В ходе онлайнового обучения студенты выполняют различные упражнения и имитационные сертификационные тесты, проходя, при этом, каждое занятие с индивидуальной скоростью. ПО NIIT Online Training обеспечивает круглосуточную связь обучаемых с преподавателями через Интернет (для мониторинга учебного процесса и ответа на вопросы обучаемых). Основные возможности NIIT Online Training:

Novell

Компания Novell через Learning Zone (http://www.education.novell.com/general/lzonelogin.htm) предлагает различные интерактивные Web-ресурсы для подготовки к сертификации по своему ПО (например, к сертификации CNE), а также для обучения работе с конкретными программными продуктами Novell (например, BorderManager и GroupWise). Следует отметить, что компания Novell взаимодействует и с другими провайдерами дистанционного ИТ-обучения (например, фирмами CBT Systems и NETg). В частности, Novell предоставляет свое информационное содержимое для библиотек CBT Systems, предназначенных для корпоративных пользователей, собирающихся заниматься онлайновым обучением своих сотрудников.

Polycom

В октябре 2001 г. компания Polycom выпустила решение ClassStation, предназначенное для организации интерактивного общения при проведении дистанционного Интернет-обучения. Решение ClassStation основано на групповой видеокоммуникационной системе Polycom VS4000, монтируемой в стойку. В нем реализована функция CamCommand, с помощью которой при активации микрофона обучаемого осуществляется автоматическое переключение с Web-камеры преподавателя на Web-камеру обучаемого. В качестве примера аппаратных средств, используемых при дистанционном Web-обучении, можно привести состав решения Small ClassStation (есть также варианты Middle и Large):

Teradata

В октябре 2001 г. компания Teradata (подразделение NCR Corporation) ввела в действие образовательную сеть Teradata Education Network (http://www.teradataeducationnetwork.com), представляющую собой обучающую Web-среду. В сети Teradata Education Network реализованы следующие возможности Web-обучения: обучение в виртуальных классах по более чем 30 темам (язык SQL, восстановление компьютерных систем, планирование емкости компьютерных систем и др); общение в образовательных чатах обучаемых со всего мира с преподавателями и друг с другом; онлайновая справочная библиотека и др. Следует добавить, что для каждого обучаемого в сети Teradata Education Network может быть разработан индивидуальный план обучения.

Прочие компании

Разнообразные сервисы дистанционного Интернет-обучения, предназначенные для ИТ-специалистов, предлагают компании WBT Systems, New Horizons, Scholars.com (дочерняя компания корпорации CBT Systems), Ziff-Davis University (http://www.zdu.com) и др. В частности, Ziff-Davis University предлагает Web-курсы по администрированию ЛВС под управлением ПО Novell NetWare, администрированию систем под управлением ОС UNIX и оптимизации производительности Web-серверов.
Производители аппаратного обеспечения для ЛВС также работают на рынке дистанционного Интернет-обучения, продвигая с его помощью свою продукцию. Например, c помощью решения IP/TV (http://www.cisco.com/warp/public/732/net_enabled/iptv/) компании Cisco обеспечивается видеообучение по сети, а Cisco Interactive Mentor (CIM, http://www.cisco.com/warp/public/710/) предлагает интерактивное обучение и общедоступный Web-сайт, где клиенты и партнеры могут обмениваться знаниями и опытом по реализации и управлению ЛВС, в которых используется оборудование Cisco. Следует также заметить, что компания MentorLabs (http://www.mentorlabs.com) недавно выпустила vLab ≈ программу интерактивного обучения для специалистов по сетевому оборудованию Cisco.
Услуги дистанционного Web-обучения предлагают и такие известные ИТ-производители, как, например, компании Sun Microsystems и Netscape.

Программы онлайновой сертификации ИТ-специалистов

Онлайновая сертификация ИТ-специалистов

Особое место в дистанционном Web-обучении занимают программы онлайновой сертификации ИТ-специалистов. И это вполне понятно. Для любого ИТ-специалиста (и так не имеющего свободного времени) достаточно удобно не только пройти онлайновое обучение, но и получить соответствующую сертификацию с помощью Интернет (не тратя денег на поездку в сертификационный центр).
Следует сказать, что только в США услуги ИТ-обучения предлагают более 200 различных сертификационных организаций, поддерживаемых производителями. При этом, большинство учебных курсов (в некоторых случаях ≈ и тестирование), можно пройти в онлайновом режиме. В качестве примера можно привести компанию GeoTrain (город Сан-Матео, штат Калифорния), которая совместно с фирмой MentorLabs создала онлайновый центр сертификации www.Gocertify.com, услугами которого ИТ-специалисты могут воспользоваться при подготовке к экзамену на получение сертификата Cisco Certified Internetwork Expert. Занимается онлайновой сертификацией и компания Digital Metrics (город Эскондидо, штат Калифорния), специализирующаяся на подготовке по ОС Linux. Заплатив $15 и ответив на 55 вопросов по ОС Linux (в течение 55 минут), можно получить сертификат системного администратора Digital Metrics Certified Linux Administrator, действительный в течение двух лет.

Проблемы онлайновых программ обучения и сертификации

При онлайновом обучении и сертификации существует ряд следующих проблем, основными из которых являются:

Особенности выбора онлайновых программ обучения и сертификации

Существует мнение аналитиков, что онлайновые программы обучения и сертификации наиболее эффективны для опытных ИТ-специалистов. Человеку, не имеющему серьезной теоретической подготовки и практического опыта по ИТ, лучше сначала пройти традиционное очное ИТ-обучение, чтобы сформировать хорошо структурированный фундамент знаний (а затем уже можно воспользоваться онлайновыми тестами для контроля своих знаний). В свою очередь, ИТ-профессионалу иногда достаточно повторить через Интернет несколько тем или выполнить несколько тестов, чтобы освежить имеющиеся знания.
При выборе онлайновых программ обучения и сертификации необходимо получить от компании, предлагающей такие услуги, следующие основные сведения:

Перспективы развития рынка Интернет-обучения

Безусловно, определенные перспективы у рынка Интернет-обучения есть, хотя более или менее точный прогноз относительно его будущего дать достаточно непросто. Это объясняется тем, что перспективы данного рынка зависят от слишком многих обстоятельств, только на часть из которых могут повлиять провайдеры Web-обучения и их потенциальные клиенты.
Например, сейчас наблюдается некоторый спад мировой экономики (и неизбежное при этом сокращение ИТ-бюджетов). Вследствие этого, очень часто первым кандидатом на сокращение являются программы Web-обучения. Кроме того, не всегда можно убедить руководство предприятия потратить деньги на достаточно дорогое оборудование, необходимое для проведения дистанционного Интернет-обучения. Следует также отметить, что активному развитию рынка обучения обычно способствует высокий спрос на высококвалифицированных ИТ-специалистов. Однако сейчас на ИТ-рынке наблюдается определенная стагнация (если не снижение темпов роста), поэтому ситуация здесь также непростая.

В то же время, компании, действующие на современном высококонкурентном рынке, вынуждены регулярно заниматься переподготовкой своих сотрудников. При этом, многие из них пользуются сервисами дистанционного Web-обучения и начинают признавать его стратегическую роль на современном мировом рынке.

Аналитики отрасли считают, что одними из главных условий успеха дистанционного Web-обучения являются его интеграция с традиционными методами обучения, а также вовлечение различных учебных заведений (в первую очередь, школ и вузов) в повсеместную апробацию его технологий. Например, по действующему сейчас законодательству США, американские образовательные учреждения, составляя учебные планы, постоянно вынуждены сохранять баланс между дистанционным Web-обучением и традиционным обучением. Доля дистанционного Web-обучения в общем объеме образовательных программ не может превышать 50%. Поэтому в Сенат США подано предложение (от республиканцев) снять это ограничение, а также снять требование еженедельного 12-часового присутствия студентов на учебных занятиях. Если эти ограничения будут сняты, то дистанционное Web-образование будет фактически уравнено в правах с традиционным очным обучением (пока только в США). Американские студенты сохранят возможность получать правительственные займы на образование (10% за 3 года).

Можно выделить следующие основные тенденции развития рынка дистанционного Интернет-обучения:

1.═Консолидация. Избыток предложения образовательных сервисов ограничивает объем доходов, которую каждый провайдер этих сервисов может получить. Если консолидации не будет, то темпы роста рынка Web-обучения значительно снизятся.

2.═Повышение привлекательности информационного содержимого Web-курсов при помощи разнообразных графических, анимационных и имитационных средств. Важным фактором для предоставления такого привлекательного информационного содержимого является создание развитой ИТ-инфраструктуры с достаточными для его доставки ресурсами.

3.═Сейчас наблюдается любопытная тенденция ≈ предприятия расширяют дистанционное Web-обучение для своих клиентов и торговых партнеров, так как считают, что оно помогает сохранить лояльность клиентов, а также позволяет усовершенствовать бизнес-процессы компании и укрепить ее связи с бизнес-партнерами. Дистанционное Web-обучение может использоваться также для представления новых продуктов, информирования клиентов о различных продуктах или услугах, сравнения продуктов/услуг конкурентов и др. Действительно, многие потребители при выборе между множеством конкурирующих провайдеров уже ищут возможность получения дополнительных услуг онлайнового обучения. Компания Barnes&Noble является примером того, что и как может быть сделано для удержания клиентов и зарабатывания денег. Например, на сайте www.bn.com можно воспользоваться бесплатными онлайновыми курсами по множеству тем. Barnes&Noble зарабатывает деньги, когда клиент покупает (неоднократно) твердые копии материалов учебного курса (например, учебные пособия).

4.═По мнению аналитиков IDC, развитие рынка дистанционого Web-обучения будет сопровождаться некоторыми изменениями═≈ будет наблюдаться сдвиг от подготовки в сфере ИТ-навыков к сегменту не-ИТ или бизнес-навыков. По прогнозу IDC, если в 2000 г. объем не-ИТ сегмента рынка Интернет-обучения составлял менее 24%, то к 2005 г. его объем увеличится до 53,8%. Провайдеры Web-обучения обращают сейчас все больше внимания на аудиторию, которой необходим не-ИТ тренинг. Вследствие этого, разработчики Web-курсов начали создавать больше Интернет-курсов, предназначенных для тренинга бизнес-навыков.

5.═Хотя рынок дистанционного Интернет-обучения продолжит свое развитие, его участникам предстоит нелегкая жизнь из-за снижения бюджетов клиентов и усиления конкуренции. В связи с этим, аналитики IDC рекомендуют провайдерам Web-обучения продолжать инвестиции в их системы дистанционного обучения, а также создавать более надежные и совершенные интерактивные решения. Кроме того, для успеха на рынке провайдеры должны предложить различные дополнительные услуги (например, проектирование, разработку и настройку учебной Web-среды, а также онлайновый мониторинг процесса дистанционного обучения).


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 22'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей