Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Электронное правительство в Европе и мире


О.═Андронова, ,
А.═Николаев,

Постановка задачи

Cогласно директиве eEurope 2002 Action Plan, принятой в ЕС в июне 2000 г., к 2005 г. в европейских странах должна быть реализована программа создания национальных электронных правительств. Под этим подразумевается в первую очередь предоставление гражданам информации и услуг госорганов всех уровней посредством Интернет. И уже на первом этапе в ряде более развитых стран перевод чиновничьей деятельности в электронную форму стал реальностью. Естественно, что автоматизировать процессы управления на муниципальном и федеральном уровнях легче было там, где и так порядок. В ближайшие годы правительства и госорганы европейских стран затратят большие деньги на перевод своих служб на онлайновые режимы, и это, безусловно, хорошая перспектива как для Интернет-сервис провайдеров, так и для системных интеграторов. За разработку решений для электронных правительств взялись серьезные местные и международные компании. ╚КИ╩ уже писала ( ╧ 8/2001, стр. 4) о том, что на крупнейшей ежегодной международной выставке CeBIT в Германии павильон ENAC Europe (Know-how center for Local & Central Government) с проектами по информатизации деятельности правительств различного уровня все больше заполняется крупнейшими мировыми производителями решений ≈ Microsoft, SAP, Oracle и пр.

Как правило, ген. подрядчиком выступает крупная и хорошо известная консалтинговая фирма. Так, например, компании Arthur Andersen и Microsoft сформировали альянс по работе с госорганами Эстонии, Латвии и Литвы. В Болгарии создан совет из местных представительств международных компаний Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и Cisco Systems. Правда, болгарская ассоциация местных компаний, работающих в области ИТ ≈ BAIT (Bulgarian Association of IT Companies) ≈ выразила свое неудовольствие, считая, что их интересы тоже надо учитывать при дележе заказов. Систему eProcurement для департаментов и агентств правительства Шотландии (http://www.scotland.gov.uk) будут ладить совместно английские офисы компаний Cap Gemini Ernst&Young и Elcom International, Inc.. По контракту работы растянутся на 7 лет. Cap Gemini Ernst&Young в качестве ген. подрядчика спланирует и внедрит систему. А Elcom предоставит технологические платформы, в том числе PECOS Internet Procurement Manager и eCommerce Network▓s Dynamic Trading System.

О планах создания электронного правительства Московской области вы можете прочитать в ╚КИ╩ ╧ 10/2001, стр. 24.

Цена вопроса

Надо понимать, что в Европе так называемый общественный сектор ≈ т.═е. комбинация секторов образования, здравоохранения, местные и центральные правительства и связанные с ними предприятия обслуживания ≈ это самый большой заказчик на услуги в области информационных технологий. Объем этого рынка составляет около 17-18% всего рынка услуг сферы ИТ в Европе. Эти данные на конец 2001═г. приводит в последнем обзоре компания IDC.

В абсолютных цифрах в прошлом 2000 г. европейский общественный сектор затратил около $1,3 млрд (1,47 млрд евро) на создание и деятельность электронных правительств, что составляет около 6% всех затрат на услуги сферы ИТ. Затраты на услуги сферы ИТ могут вырасти до 12%, что составит $4 млрд (4,5 млрд евро) к 2005 г. (а это год окончания многих проектов в этой области).

Естественно, что сумма затрат на электронное правительство сильно разнится в зависимости от уровня промышленного развития страны. Некоторые проекты для более бедных стран финансировать будут как правительства самих этих стран, так и Европейский Союз. Один из них стартовал осенью этого года. Шесть стран юго-восточной Европы (Албания, Кипр, Греция, Югославия, Румыния и бывшая югославская Республика Македония) начали совместный проект под названием ╚eGovernance╩ (e-government) в целях установления взаимодействия в онлайновом режиме на региональном уровне. Взнос Румынии в рамках этого проекта, например, составит $500000. На начальной стадии проекта будет создана единая сеть для связи и ряд цифровых библиотек для использования их правительствами и правительственными агентствами. На втором этапе каждый гражданин стран этого региона получит доступ к полезной информации всех стран-участниц для личных или деловых целей.

Что такое e-government в мире

Аналитики компании World Markets Telecoms по результатам исследования правительственных Web-сайтов в регионах мира составили следующий рейтинг: Северная Америка ≈ 51%, Европа ≈ 34%, Азия ≈ 34,0%, Ближний Восток ≈ 31,1%, Россия/Средняя Азия ≈ 30,9%, Южная Америка ≈ 30,7%, острова Тихого океана ≈ 30,6%, Центральная Америка ≈ 27,7% и Африка ≈ 23,5%. Что касается качественного состава сайтов, то сайты стран Северной Америки и островов Тихого океана предлагают больше услуг; порталы Азии, Южной Америки и Европы богаты публикациями документов. Упор на услуги на островах Тихого океана связаны с продвижением туристических услуг. Наибольшее количество сайтов с переводом на другие языки отмечено в России и Средней Азии, Европе, Азии и Ближнем Востоке.

В среднем уровень использования услуг электронного правительства населением развитых стран мира составляет на конец 2001 г. 26%. То есть 26% людей во всем мире используют Интернет в целях доступа к правительственной информации, передают персональную информацию правительственным службам или осуществляют какие-либо транзакции с электронными государственными службами. При этом 20% пользователей Интернет во всем мире пользуются услугами электронных правительств для поиска и доступа к информации, 9% выходят в он-лайн, чтобы распечатать официальные формы справок и т.═п., а 7% передают персональную информацию в государственные органы в он-лайн.

Стоит отметить, что до сих пор ╚правительственный╩ Интернет в значительной мере остается англоязычным. Почти 72% Web-сайтов национальных правительств имеют версию на английском языке (а 28% ≈ нет). Но, все в большей мере отражая многоязычную натуру глобальных взаимодействий, многие нации предлагают на своих Web-сайтах версии более чем на одном языке. 45% стран имеют правительственные Web-сайты на двух и более языках. Наиболее употребительные языки правительственных сайтов (после английского) ≈ испанский, французский, русский, немецкий, итальянский, португальский, арабский и китайский.
В абсолютных цифрах это выглядит так: 46 стран (около четверти всех стран, имеющих Web-сайты) имеют двуязычные или многоязычные сайты. Это Эстония, Финляндия, Ливия, Лихтенштейн, Мальдивы, Молдавия, Марокко и др. А у 80 стран Web-сайты моноязычные.
Данные о востребованности электронных правительств на конец 2001 г. следующие: в Норвегии и Дании использование услуг электронного правительства максимальное ≈ 53% и 47% соответственно. В Финляндии эта цифра составляет 46%, в США ≈ 34%, во Франции ≈ 18%, Германии и Корее ≈ по 17% и в Великобритании ≈ 11%.

А вот по количеству Web-сайтов (в процентном отношении к общему числу таковых) данные несколько отличаются. На первом месте США ( 57,2%), затем идет Тайвань (52,5%), Австралия (50,7%), Канада (49,6%), Великобритания (47,1%), Ирландия (46,9%), Израиль (46,2%), Сингапур (44,0%), Германия (40,6%) и Финляндия (40,2%).

Все большее количество правительств и правительственных агентств во всех странах мира выкладывают на сайты в Интернет различные справки, формы, публикации и базы данных. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Это в помощь обычному гражданину, нуждающемуся в установлении контакта с правительственными службами. На большинстве сайтов (85%) есть также рубрикация, помогающая ориентироваться в структуре сайта и предлагаемых им услугах.
Почти 71% правительственных Web-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% ≈ предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией.

Подавляющее большинство правительственных Web-сайтов не содержат клипов с аудио- или видеоинформацией. Такую роскошь позволили себе только 4% сайтов.
Почти 6% правительственных Web-сайтов позволяют гражданам зарегистрироваться и получать уведомление или саму информацию. При этом можно указать адрес электронной или обычной почты и даже телефонный номер. Информация может также поступать в форме ежемесячного издания, отражающего взгляды премьер-министра (как, например, электронный журнал Junichino Koizumi в Японии) или оповещения об обновлении новостей на Web-сайте. Стоит также отметить швейцарское бюро переписи населения ≈ сдать в него информацию граждане Швейцарии могут по Интернет.

В настоящее время 8% сайтов предлагает услуги, которые могут быть полностью исполнены в онлайновом режиме. Из них 5% предлагают одну услугу, 1% ≈ две услуги и 2% ≈ три или более услуг. Почти 92% не предлагают услуги в он-лайн. Северная Америка (регион включает США, Канаду и Мексику) предлагает наибольшее количество услуг в режиме он-лайн, а 28% просмотренных сайтов предлагают полностью исполнимые в он-лайн услуги.
За ними следуют острова Тихого океана (19% Web-сайтов которых предлагают услуги), Азия (12%), Ближний Восток (10%) и Европа (9%). Только 2% африканских сайтов и 2% в России/Средней Азии предлагают услуги правительственных организаций в он-лайн. Почти 3% сайтов Южной Африки имеют онлайновые службы и 4% в Центральной Америке. Острова Тихого океана имеют столь ╚услужливые╩ сайты в основном из-за стараний их правительств заработать на туризме.

Предлагаемые услуги ≈ это заказ публикаций в он-лайн, покупка марок и составление жалоб.
Но есть и интересные онлайновые новинки. Так, Национальные совет по контролю за лекарствами Доминиканской республики имеет специальную отсылку на сайте drug information, пользуясь которой, граждане могут анонимно сообщить о незаконной торговле. Австралия предлагает сдать заявку на вакантное рабочее место в некоторых национальных агентствах. Литва предлагает розыск украденных машин, идентифицирующие документы для инвалидов и разыскиваемых их МВД людей.

Одна из причин, по которым развитие онлайновых услуг идет медленно, ≈ невозможность использовать кредитные карты и цифровые подписи для финансовых транзакций.
Из правительственных сайтов только 1% принимает кредитные карты и только 0,2% позволяет пользоваться цифровыми подписями для финансовых транзакций. Среди таких ╚продвинутых╩ ≈ портал правительства Тайваня и Департамент доходов Ирландии.

Из 196 стран мира по уровню предоставляемых в он-лайн услуг первое место занимает Тайвань ≈ 65% его правительственных Web-сайтов предлагают какие-то услуги, за ним идет Германия (59%), Австралия (50%), Острова Кука (50%), Новая Зеландия (48%) и Сингапур (47%). В данном случае имеются в виду те услуги, которые можно полностью выполнить в онлайновом режиме. Если вы находите на правительственном сайте бланк или форму, а затем распечатываете ее для отправки по обычной почте в правительственное агентство для дальнейшей обработки═≈ это не он-лайн.

Особо стоит тема обеспечения доступа к Интернет инвалидов или, как их деликатно называют за границей, людей с другими возможностями. Эта тема регулярно обсуждается в Европейском союзе. Уже 2% правительственных сайтов в мире имеют некоторые формы доступа для таких людей. В передовиках здесь США (37%), Ирландия (24%), Австралия (23%), Италия (20%), Мадагаскар (17%), Ямайка (8%) и Южная Корея (8%).

26 сентября Европейская комиссия приняла документ под названием ╚Communication╩, в котором закрепляются требования к Web-дизайнерам обеспечить доступ инвалидам и пожилым гражданам. Сейчас первых в ЕС насчитывается 37 млн, а количество пожилых постоянно растет. Требования относятся к содержанию, структуре и кодированию.

Что такое e-government в Европе

В Европе уровень использования услуг электронного правительства населением варьирует от 53% в Норвегии до 3% в Турции. Турецкий уровень использования услуг электронного правительства самый низкий в Европе. Это данные исследования компании Taylor Nelson Sofres.

По мнению аналитиков компании IDC, с точки зрения содержательности предоставляемых чиновниками гражданам в он-лайн услуг лидирует в Европе Финляндия. А вот Великобритания, Голландия и Германия заняли относительно низкие места, хотя обычно именно эти страны рассматриваются как наиболее ╚продвинутые╩ в смысле набора и качества оказываемых своим гражданам электронных услуг.

Передовиком по набору услуг считается Ирландия, а на последнем месте ≈ Испания. Причем Web-сайт Oasis ирландского правительства построен, в отличие от традиционного пути, не вокруг правительственных агентств, а вокруг тем, интересных для населения: как получить работу или купить дом, как получить водительские права или зарегистрироваться для участия в выборах. А уже за темой скрывается выход на необходимые правительственные Web-сайты министерств и ведомств.

Видение электронного правительства в странах Европы при общей схожести имеет национальные особенности. С германским видением проблемы можно ознакомиться на сайте www.bund.de.

Французское правительство как составную часть своего электронного правительства видит создание для каждого жителя страны собственного персонального портала в Интернет. Эти порталы можно будет использовать, например, для регистрации детей на обучение в школах и уплаты налогов. Эта система будет называться mon.service-public.fr. Ее создание планируется закончить к 2005 г. Французские власти рассматривают эти порталы как второй этап создания электронного правительства. Первый был начат в 1998 г. и состоял в передаче административных данных в он-лайн. В октябре 2000═г. во Франции был открыт портал service-public.fr. На нем пользователям предлагаются отсылки к сайтам с общественной информацией и предлагается загрузить в он-лайн любую из более чем 1000 официальных форм, справок и т.═п. Одной из основных проблем для Web-дизайнеров при создании индивидуальных порталов стало использование электронных подписей. Пока это ПО слишком сложно для подавляющего большинства жителей Франции. Франция также озабочена необходимостью защитить транзакции в Интернет.

В Италии Web-сайты министерств расширяют перечень предоставляемых услуг. Например, портал Министерства социальных дел снабжает жителей различной информацией, например, об их правах на пособия и процедурах по усыновлению детей. Кроме того, портал содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, чат и электронную почту.

Голландский бюджет на 2002 г. предусматривает, что к концу года четверть всех услуг, предлагаемых правительством, будет доступна в онлайновом режиме. В настоящее время их насчитывается 20%.

В основе ≈ Интернет

Если в Норвегии самый высокий уровень использования услуг электронного правительства в Европе (53%), то ведь там же и самый высокий уровень доступа населения в Интернет ≈ 63%.
В наиболее развитых промышленно странах Европы ≈ Великобритании, Франции и Германии ≈ в сентябре 2001 г. 92═млн людей имели доступ в Интернет, при этом треть из них выходила туда с работы (данные Jupiter MMXI research). В Великобритании 61% пользователей выходят в Сеть из дома, в Германии ≈ 57% и 51% ≈ во Франции.

Более 50% людей на работе в Великобритании, Германии и Франции используют подсоединение к Интернет совместно с коллегами (кооперируясь по 3 человека и более).
Всего 5,6 млн немцев, 4,4 млн французов и 4,1═млн англичан выходят в Сеть из домов друзей.
Даже в социально консервативных странах юга Европы Интернет завоевывает сердца и кошельки. По данным обзора Nielsen/NetRatings, с сентября 2000 г. по 2001 г. число итальянцев в он-лайн увеличилось на 3540970 (по одному новичку подключалось каждые 10 сек) и теперь активных пользователей ≈ 11,9 млн. При этом 9 млн пользователей выходят в Интернет только из дома, а около 12 млн ≈ на работе и дома. Из этих 14 млн мужчины составляют 68%. Однако среди вновь подключившихся в 2001 г. 51% ≈ женщины.

К концу 2001 г. 12% жителей Греции будут пользователями Интернет (данные опроса VPRC для National Research and Technology Network). В начале 2001 г. пользователями Интернет являлись 10% населения Греции. К 2004 г. ожидается, что половина населения Греции будет выходить в Сеть.

Более четверти всего населения Португалии (2,79 млн) пользовались регулярно Интернет в июне этого года. Рост заметный: по данным Португальского института коммуникаций (ICP), количество пользователей Интернет во 2-м квартале 2000 г. составляло 1,3 млн человек, а в 1-м квартале 2001 г. ≈ 2,5 млн человек. В основном этот рост связан с появлением бесплатного доступа в Интернет. При этом количество пользователей, выходящих в Интернет по кабелю (55 тыс. человек), увеличилось во 2-м квартале на 49% и сейчас составляет 2% от всех подключений.

Что касается бывшего соцлагеря, то в ближайшие 5 лет проникновение Интернет в дома в Центральной и Восточной Европе вырастет с 5% сегодня до 21% в 2005 г. Таково мнение специалистов компании Yankee Group. Это меньше, чем в Западной Европе.
Проблемы на пути подключения к Интернет ≈ небольшие доходы домовладельцев, медленная реформа телекоммуникационной отрасли и значительная разница в доходах населения. Все это означает, что Интернет для Центральной и Восточной Европы все еще слишком дорогое удовольствие для большинства домовладельцев.

Продолжение следует


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 22'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
Пейджер 238-6931(аб.3365)
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей