Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Электронный Санкт-Петербург


Редакция ╚КИ╩ обратилась к председателю Комитета по информатизации═и═связи А.═В.═Спиридонову с просьбой подробнее рассказать о направлениях, по которым планируется вести основную работу в рамках целевой программы Санкт-Петербурга ╚Электронный Санкт-Петербург╩.

 

А.═C. Сегодняшнему состоянию отрасли ╚Связь и информатизация╩ в Санкт-Петербурге свойственны: создание и эксплуатация достаточно сложных общегородских, корпоративных и информационных систем; интеграция информационных ресурсов, прежде всего государственных; формирование единой общегородской информационной сети; выход в общероссийское и мировое информационное пространство. Сложность и масштабность, а также объемы необходимых затрат этого этапа информатизации требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и четкой координации со стороны Администрации города. Программа ╚Электронный Санкт-Петербург╩ появилась не на пустом месте и даже не как ╚региональный сегмент╩ федеральной целевой программы ╚Электронная Россия╩. Только сам перечень реализуемых в городе проектов информатизации (рис.═1) позволяет констатировать: мы стоим на пороге качественного скачка в деле развития единого информационного пространства Санкт-Петербурга. И═совершенно ясно, что сделать это пространство единым можно, только обеспечив высокую степень координации работ по всем перечисленным проектам, кроме того, правильно расставив акценты в стратегических усилиях, предпринимаемых Администрацией города в сфере экономики и, в частности, отрасли ╚Связь и информатизация╩. Таким образом, принципиальным отличием программы ╚Электронный Санкт-Петербург╩ от тех, которые мы принимали и выполняли до сих пор, является то, что она должна стать не тематической, и даже не отраслевой, а межотраслевой. Поэтому одной из главных задач при ее реализации будет координация действий многочисленных участников программы: власти и ее органов, вузов, НИИ, фирм и компаний. Естественно возникает вопрос: а под силу ли вообще какой-либо программе решить эту задачу? Да, если ╚координацию╩ не понимать упрощенно. Хотелось бы, чтобы программа определила вектор государственной политики Администрации города в сфере телекоммуникаций, связи и информатизации. Именно поэтому необходимо, чтобы одним из результатов реализации программы стали не миллионы бюджетных средств, истраченных на закупку техники и прокладку линий связи, а созданные властью условия для развития отрасли, и, как следствие═≈ миллионы рублей (и, чем черт не шутит, долларов), которые выгодно вложат в городскую информационную инфраструктуру те же фирмы и компании. Говоря экономическим языком, основная особенность ╚ЭСПб╩ в том, что программа должна иметь инвестиционную направленность и прозвучать, как обращение городских властей к широкой бизнес-общественности с предложением совместно развивать отрасль. Надеемся, что бизнес-структуры воспримут программу как сигнал начинать активно вкладывать свои финансовые ресурсы именно в нашем городе. Поэтому, даже если финансирование программы будет не очень значительным (а что под этим понимать, мы обсудим в следующий раз), то политический аспект принятия этой программы должен сыграть большую роль в плане привлечения инвестиций.

О.═А. Как решались вопросы научного обоснования ╚ЭСПб╩ и какова роль научного сообщества города в ее реализации?

А.═С. Прежде всего, необходимо отметить, что в ходе работы над программой была обеспечена максимальная степень участия научных коллективов и ученых в подготовке ее концепции и разработке перечня мероприятий. Только тот факт, что в адрес рабочей группы пришло более трехсот предложений, уже говорит о многом. Рабочая группа по подготовке программы очень внимательно проанализировала все поступившие предложения. А═координатором этих работ, наряду с Комитетом по информатизации и связи, стал Научный совет по информатизации Санкт-Петербурга. Программа, на наш взгляд, получилась добротная, с серьезным теоретическим фундаментом и обширным перечнем мероприятий, охватывающим все направления отрасли (рис.═2).

Следующим шагом, уже на этапе реализации программы, должна стать сформированная городская научно-техническая политика в отрасли. На самом деле, и до этой программы разрабатывались концепции информатизации. Активно в этом участвовали многие ученые и представители городских властей. Основные направления развития отрасли нашли свое отражение в Стратегическом плане Санкт-Петербурга, принятом в конце 1997 года. Именно эти наработки станут основой для нового шага на пути повышения роли государственных властных структур в динамичном развитии экономики города. Одно из основных и первоочередных направлений ╚ЭСПб╩═≈ создание нормативной правовой базы. Совместно с Научным советом по информатизации Санкт-Петербурга мы уже два года работаем над законом о государственных информационных ресурсах Санкт-Петербурга и информационном обеспечении органов государственной власти. Сейчас уже практически завершен сложный процесс его согласования. Для обеих ветвей власти═≈ исполнительной и законодательной═≈ принятие данного закона будет иметь очень большое значение, так как реализация его положений позволит обеспечить не только эффективный обмен информацией как внутри властных структур, так и между этими структурами и горожанами (что сейчас, зачастую, реализуется с огромным трудом), но и, самое главное, повысит ╚прозрачность╩ действий властей, о чем все так много говорят.

О.═А. Вы считаете это важным направлением программы?

А.═С. Безусловно. Широкое внедрение ИКТ в значительной степени способствует достижению открытости нашего общества. В═частности, если в Интернет будут представлены не только контрольные цифры городского бюджета, но и подробно, в реальном времени, все данные о его исполнении, то это будет полезно и для самой власти (всех ее ветвей) и для горожан. И═вот здесь мы подходим к главному вопросу: для кого реализуется программа ╚Электронный Санкт-Петербург╩? Если верить некоторым, не особенно добросовестным СМИ, то═≈ для чиновников Администрации. Даже мгновенно посчитали, сколько тысяч долларов придется на одного сотрудника. На самом деле, если внимательно посмотреть на проект программы ╚Электронный Санкт-Петербург╩, то ясно видно, что реализация значительной части ее мероприятий в области информатизации и связи даст очень много каждому горожанину. И═не только опосредованно, через повышение эффективности управления городом и его социально-экономической сферой, но и непосредственно, в виде более полной информации по самым разнообразным вопросам, которая станет доступной благодаря Интернет (дома, на работе, через коллективные пункты доступа в глобальную сеть). После завершения создания Государственного регистра населения Санкт-Петербурга существенно упростится процедура выдачи населению многих справок, а ввод в эксплуатацию Социального регистра населения позволит, наконец, организовать эффективную адресную социальную помощь, а это уже затронет интересы большинства граждан. Сегодня много разговоров ведется о создании ╚электронного правительства╩. При этом каждый вкладывает в этот термин свое представление о таком правительстве. Давайте, прежде всего, поймем, что речь должна вестись не о ╚правительстве╩, а о власти в целом. И═суть такой ╚электронизации╩ власти заключается в обеспечении граждан, бизнеса и самой власти возможностями для эффективного информационного обмена, то есть тем, что сегодня занимает уйму времени, зачастую не проясняет, а запутывает ситуацию, а избирательный доступ к информации порождает всевозможные ╚нарушения╩ (назовем их так).

Одна из распространенных ошибок═≈ отождествление ╚электронного правительства╩ и информационных сайтов органов власти в сети Интернет. Ну, а если такой сайт назвать ╚порталом╩, то кажется, что и все проблемы сразу решатся.

В═своем нынешнем виде сайты имеют чисто информационные функции. В═то время как главное═≈ обеспечить возможность осуществлять интерактивный информационный обмен, получая различные виды сервисов при взаимодействии с властью. Начиная с предоставления элементарных справочных материалов, решения жилищно-коммунальных проблем и заканчивая решением через Интернет сложных вопросов ведения бизнеса. Вы скажете, что это утопия? Но ведь именно по такому пути пошли многие страны мира. Почему бы и нам не использовать этот положительный опыт?

В связи с необходимостью предоставления информации (документов) в электронном виде возникает целый ряд вопросов с обеспечением ее сохранности, а в необходимых случаях, и конфиденциальности. Этим проблемам в программе ╚ЭСПб╩ уделяется серьезное внимание, но более подробный разговор о них, я думаю, мы проведем в одном из следующих номеров вашей газеты.

О.═А. Какие информационные ресурсы будут развиваться в ходе реализации программы ╚ЭСПб╩?

А.═С. Их очень много. Но главные, так называемые базовые, это═≈ Государственный регистр населения Санкт-Петербурга, Земельный кадастр, Реестр недвижимости и Реестр юридических лиц. Именно к этим ресурсам осуществляется ╚привязка╩ всех остальных баз данных. Сразу оговорюсь, что часть из них уже сейчас существует, а в процессе реализации программы они будут развиваться с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий.

Очень интересная работа ведется в ГУП ╚Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр╩ по созданию Интегрированной информационно-аналитической системы для органов государственной власти. С═ее помощью уже сейчас готовятся аналитические материалы по отдельным отраслям (пока в режиме опытной эксплуатации).

О.═А. Что новое Вы хотите отметить в содержании программы по сравнению с предыдущими проектами информатизации?

А.═С. Прежде всего, вспомним, что новое═≈ это┘ да, хорошо забытое старое. А═╚старое╩═≈ это наш огромный интеллектуальный потенциал, то, чем мы всегда гордились, но о чем в последнее время порой забывали. В═городе сконцентрированы лучшие российские научные организации и вузы, располагающие уникальными научными кадрами, которые мы просто обязаны широко привлечь для решения целей и задач, сформулированных в программе ╚Электронный Санкт-Петербург╩. С═учетом того, что научный потенциал СПб═≈ это огромный ресурс, он должен быть эффективно использован в сфере ИКТ. Поначалу для этой цели мы планируем использовать систему грантов. Это первый шаг, в дальнейшем найдутся и более эффективные формы поддержки и взаимодействия.

В качестве примера интересных научных разработок в городе можно назвать разработки в области топологии элементной базы электроники, САПР, создания программного обеспечения (правда, в основном, в ╚оффшорном╩ варианте). Мы должны создавать условия для развития подобных работ═≈ это станет и заделом на перспективу.

В поддержке общеобразовательной школы как муниципальной части системы образования, необходимо уходить от экстенсивного ╚вливания╩ компьютеров, которое иногда сейчас производится, смещая акценты на разработку методик использования компьютерных технологий в предметных областях,═≈ то есть, детям надо не только преподавать ╚Основы информатики╩, но, что более важно, надо сделать компьютер инструментом получения знаний по всем предметам школьной программы. Конечно, это произойдет не сразу, но такая цель должна быть четко поставлена. В═ее достижении существенную помощь могли бы оказать вузы, учитывая, что концепция непрерывного образования реализуется, и даже успешно═≈ пример тому СПбГУ, Политех, СПбЭТУ, СПбИТМО. К═сожалению, в этой работе есть ряд проблем, связанных как с объективными, так и субъективными факторами. Но есть одна чисто юридическая проблема: непосредственно финансировать вузы, как структуры федерального подчинения, город не может. Так что будем финансировать школы, участвующие в совместных проектах с вузами.

О.═А. Какие проекты получат развитие в области телекоммуникаций?

А.═С. Что касается использования телекоммуникационных возможностей для повышения эффективности управления городом═≈ то, в первую очередь, это═≈ создаваемая единая мультисервисная телекоммуникационная сеть органов государственной власти города (ЕМТС). В═конце 2002 года комиссия приняла в опытную эксплуатацию первый пусковой комплекс ЕМТС, объединивший в высокоскоростную транспортную сеть более 60 исполнительных органов государственной власти и бюджетных организаций. Однако в настоящее время реализация этого проекта существенно затруднена в связи с резким сокращением финансирования в 2003 году. К═сожалению, в принятом бюджете на 2003 год депутаты ЗАКСа ╚подрезали╩ финансирование этого проекта в 2,5 раза.

Другое важнейшее направление в сфере создания городских телекоммуникаций, непосредственно затрагивающее интересы граждан═≈ развитие сетей кабельного телевидения. И═если их основная, на сегодняшний день, функция═≈ высококачественная доставка всех имеющихся в Санкт-Петербурге ТВ-программ (включая региональные и районные),═≈ понятна горожанам (эту задачу мы планируем в основном решить до конца 2003═г.), то возможности таких сетей для предоставления широкого спектра дополнительных услуг, включая высокоскоростной доступ в Интернет и телефонию, пока еще для многих═≈ из области фантастики. А═ведь именно мультисервисность и интерактивность таких сетей═≈ основные причины, по которым город уделяет их внедрению такое большое внимание.

О.═А. В═десятом направлении говорится о совершенствовании межрегионального и международного сотрудничества, тогда как сама программа называется ╚Электронный Санкт-Петербург╩. О═чем идет речь?

А.═С. Мы же не на острове живем (хотя именно для Петербурга такое утверждение неверно).

Сейчас во всем мире, да и в России, реализуется огромное множество проектов в области ИКТ. Совершенно очевидно, что любая серьезная информационная система, созданная автономно, без учета возможностей взаимодействия с другими аналогичными системами, обречена на умирание. Сегодня трудно предположить, чтобы система управления транспортными потоками города, например, не была бы состыкована с аналогичной системой региона, страны. А═это означает, что именно межрегиональное сотрудничество, прежде всего в Северо-Западном федеральном округе позволит существенно повысить качество разработок в сфере ИКТ. Примером успешной координации усилий может стать разработка системы мониторинга подвижных объектов и ресурсов, которая сейчас независимо осуществляется на уровнях страны, региона и города.

Если говорить о международном сотрудничестве, то сейчас, на мой взгляд, наметилась положительная тенденция перехода от общеполитического и общеэкономического сотрудничества к конкретным контактам по отраслевому принципу. В═качестве примера можно привести соглашение о сотрудничестве в области высоких технологий, заключенное в апреле этого года между Администрацией Санкт-Петербурга и мэрией города Тампере (Финляндия). С═учетом того, что эта страна близка нам географически, давно и активно использует ИКТ, сотрудничество началось достаточно интенсивно, и сегодня мы имеем предложения по целому ряду совместных проектов. А═опыт наших зарубежных коллег, именно в нашей отрасли, особенно интересен. Тем более что программа ╚Электронная Европа╩ начала разрабатываться раньше отечественной, и уже имеет как положительный, так и отрицательный опыт по ряду проектов. ╚Вариться в собственном соку╩ в отрасли ИКТ нельзя.

О.═А. Ну, и последний вопрос: каковы предполагаемые объемы финансирования по разделам программы?

А.═С. Именно сейчас идет кропотливый и сложный процесс согласования возможных объемов финансирования программы из бюджета города, в ходе которого рассматриваются различные варианты, в том числе предложение увеличить сроки реализации программы, привязав их к срокам реализации федеральной целевой программы ╚Электронная Россия╩. Скорее всего, окончательно она будет реализовываться в период с 2003 по 2010 год. Такой вариант, безусловно, увеличит сроки выполнения отдельных направлений и мероприятий программы ╚ЭСПб╩, но одновременно снизит ежегодную нагрузку, связанную с финансированием программы, на бюджет города. А═что касается конкретных сумм, давайте отложим этот разговор на первый квартал 2003 года.

О.═А. Спасибо за интервью. Мы надеемся встретиться еще раз после принятия программы ╚ЭСПб╩, тем более что сегодня мы далеко не все успели обсудить.

 

 

 

О. Андронова,

В ╚КИ╩ ╧═9/2002 было опубликовано обращение вице-губернатора Санкт-Петербурга, в котором сообщалось о начале работы над программой ╚Электронный Санкт-Петербург╩. За прошедшее время рабочая группа по разработке целевой программы Санкт-Петербурга (ЦП) ╚Электронный Санкт-Петербург╩ (╚ЭСПб╩) подготовила и представила на согласование в исполнительные органы государственной власти проект программы с перечнем мероприятий по 11 направлениям. После одобрения Правительством города программа будет направлена в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, где она должна получить статус городского закона. Финансирование программы планируется сделать смешанным═≈ из городского и федерального бюджетов и внебюджетных источников.

Хотя программа пока не принята, но жизнь не стоит на месте, и процессы информатизации в нашем городе идут полным ходом. Петербург последние триста лет был научным центром страны, а в советские времена, в соответствии с общемировыми тенденциями развития науки и техники, стал центром разработки, создания и внедрения решений на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как в общественной жизни, так и в различных областях народного хозяйства. Здесь, в ведущих вузах страны, готовились инженеры по дисциплинам, связанным с аппаратными и программными решениями в отрасли ИКТ, создавались методические основы преподавания. Так что база═≈ образовательная и научная═≈ в городе для создания и широкого применения ИКТ существует давно. В═новейшие времена многие иностранные компании, работающие в области ИКТ, начали свое проникновение на российский рынок именно через Петербург, как наиболее понятный для них, европейский и цивилизованный город. Большим плюсом всегда было наличие образованного и культурного населения. Затем, пообжившись в западном форпосте России, иностранцы отваживались на открытие центрального офиса в Москве. Естественно, что в столице, куда почти что приказным порядком стянуто до 90═% отечественных финансовых ресурсов, раскручивать торговлю на всю Россию им было несравнимо проще. Однако скромность финансовых возможностей нашего города компенсируется знаниями и умениями его жителей. За последние 7 лет в Питере продуманы, разработаны и реализованы крупные═≈ масштаба всего города═≈ проекты. Часть из них мы уже представляли нашим читателям. Это созданные ВЦКП ЖХ системы ╚Платежи за жилищно-коммунальные услуги╩, ╚Паспортная служба╩, ╚Жилищные компенсации╩, ╚Аварийно-диспетчерская служба╩, ╚Аренда╩, ╚Свободная площадь╩ (╚КИ╩ ╧═23/2001), система КУГИ (╚КИ╩ ╧═8/1997) и автоматизированная система формирования и исполнения городского бюджета (╚КИ╩ ╧═2/2000).

═В настоящее время в Питере реализуется еще целый ряд проектов. Напомним нашим читателям о наиболее крупных.

1.═╚Развитие Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса═≈ электронного казначейства Санкт-Петербурга╩. Проект разрабатывался и реализуется под руководством Комитета финансов специалистами петербургских компаний и организаций. Внедрение АИСБП облегчило процесс планирования бюджета и упростило схемы финансовых потоков. Подробнее об этапах становления этой системы см. ╚КИ╩ ╧═2/2000.

2.═╚Создание и ввод в эксплуатацию интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга╩. Проект осуществляется специалистами ГУП ╚Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр╩ под руководством Комитета по информатизации и связи.

3.═╚Разработка, внедрение и развитие системы информационного взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и территориальных федеральных органов государственной власти в Санкт-Петербурге╩. Проект осуществляется ГУП ╚Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр╩ под руководством Комитета по информатизации и связи.

4.═╚Создание единой мультисервисной телекоммуникационной сети Администрации Санкт-Петербурга╩. Проект осуществляется Комитетом по информатизации и связи в интересах органов городского управления.

5.═╚Разработка и внедрение городской автоматизированной информационно-справочной системы планирования и контроля доступной среды жизнедеятельности для инвалидов╩. Проект реализуется под руководством Комитета по труду и социальной защите населения в НИИ протезирования им.═Г.═А.═Альбрехта.

6.═╚Создание и развитие автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости╩. Проект ведется специалистами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

7.═╚Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы ╚Государственный регистр населения Санкт-Петербурга╩. ГРН создается под руководством Комитета по информатизации и связи специалистами ГУП ╚СПб информационно-аналитический центр╩, ГУВД СПб и ЛО и Вычислительного центра коллективного пользования жилищного хозяйства (ВЦКП ЖХ).

8.═╚Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы ╚Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга╩. Проект осуществляется под руководством Комитета по труду и социальной защите населения.

9.═╚Создание реестра инвалидов Санкт-Петербурга╩. Проект осуществляется по заказу Комитета по труду и социальной защите населения в НИИ протезирования им. Г.═А.═Альбрехта.

10.═╚Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга╩. Проект выполняется по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Подсистема формирования горзаказа уже действует, но продолжает расширяться и совершенствоваться.

11.═Комитетом по градостроительству и архитектуре создается градостроительный кадастр.

12.═╚Единая информационная система развития территорий и недвижимости СПб╩ разрабатывается специалистами Международного Центра социально-экономических исследований ╚Леонтьевский Центр╩ под руководством Комитета по строительству.

13.═Автоматизированная система управления единой дежурной службы (АСУ ЕДС) Администрации СПб. Генеральный разработчик═≈ ФГУП ╚Севзапгеоинформ╩. Заказчик═≈ Комитет по информатизации и связи.

14.═В городе создана и совершенствуется ╚Единая система общественной безопасности╩, обеспечивающая взаимодействие различных правоохранительных и силовых служб в городе. В проекте используется технология Arkan, о которой наша газета писала в ╧═15/2002, стр.═2. Единой системой уже охвачены Выборгский, Калининский, Петроградский и Приморский районы СПб.

15.═╚Автоматизированная информационная система территориальных исполнительных органов государственной власти СПб (АИС ТО)╩ разрабатывается и внедряется специалистами ГУП ╚Центр Компьютерных Разработок╩ по заказу Комитета по информатизации и связи.

Проект программы ╚Электронный Санкт-Петербург╩ предусматривает реализацию порядка 60 мероприятий по 11 основным направлениям:

1.═Совершенствование нормативно-правовой базы и государственной политики Санкт-Петербурга в сфере информационно-коммуникационных технологий;
2.═Формирование информационных ресурсов Санкт-Петербурга и обеспечение широкого доступа к ним населения и хозяйствующих субъектов;
3.═Совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, населения и хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
4.═Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
5.═Внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику и социальную сферу Санкт-Петербурга;
6.═Создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;
7.═Развитие электронной торговли в Санкт-Петербурге;
8.═Поддержка научных исследований в области развития и применения информационно-коммуникационных технологий;
9.═Развитие единой информационной среды науки и непрерывного образования Санкт-Петербурга;
10.═Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий;
11.═Развитие средств массовой информации на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Более подробно ознакомиться с ходом подготовки программы можно на сайте http://www.e-spb.org.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 23'2002 (23 декабря 2002 г. - 20 января 2003 г.) || Новости СПб || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей