Novell - путь в будущее

Задача этой статьи - рассмотреть общий характер Проблемы 2000 и осветить подход к ее решению одного из лидеров в области сетевых технологий - фирмы Novell.

Вот несколько примеров актуальности этой проблемы.

Фирмы, работающие в области информационных технологий, давно уже занимаются этим вопросом.  Но каждая по-своему. Большая часть решений  заключается в обеспечении пользователей своих продуктов информацией о том, что у этих продуктов никаких проблем нет, а для того, чтобы работали остальные, нужно кое-что кое-где заменить. На этом фоне выделяется позиция Novell.
Вот, пожалуй, самый важный тезис  по этому вопросу. Проблема 2000, имея сугубо технические корни, реально является проблемой управленческой. Причины, лежащие в основе этой проблемы, известны, устранение каждой из них порой технически несложно (что и доказывают информация большинства компаний). Но  конечный результат зависит от работоспособности несметного количества программ и .программулек., одновременно используемых в вычислительных системах. Поэтому залог успеха - грамотное планирование .наступления по всем фронтам.. Проект 2000, в рамках которого Novell развернула работы по решению Проблемы-2000 - это хорошее подспорье в составлении такого плана.
Novell начала работы по Проблеме-2000 в июле 1990 г. С этого времени все продукты фирмы выпускались с оглядкой на нее. Однако поэтому ряд продуктов, особенно .стартовые. версии, все-таки включали в себя решения, не до конца адекватные будущему столетию.
Итак, важнейшим является определение проблемы - от этого зависит, с чем бороться.
Novell определяет проблему готовности к 2000 г. как способность программных продуктов точно обрабатывать даты до, после и во время перехода от 1999 к 2000 г., включая вычисление високосного года, при использовании в соответствии с документацией на продукты, при условии, что все продукты (включая аппаратные средства, микропрограммы, ПО) используется в комбинации с ПО Novell, давая возможность правильного обмена данными с ними. В поле зрения Novell попадает весь комплекс средств, используемых в информационной системе.
Следующий важный момент - критерии определения отсутствия проблемы. Так как это позиция Novell, то советую ознакомиться с подобными критериями других фирм, благо раздел с именем Year2000 есть практически на всех сайтах компаний, связанных с информационными технологиями.
Требования к продуктам, которые Novell числит не имеющими проблемы 2000 г.

  1. Правильное отображение даты вплоть до 2035 г. Причем учитывается отладка, регистрация и диагностическая информация, которая может использоваться другими программами.
  2. Правильная обработка 2000 г. как високосного.
  3. Правильное вычисление дня недели для всех дат с 1980 до 2035 г.
  4. При работе с календарями должны правильно вычисляться интервалы между двумя датами, начиная с 1980 до 2035 г. При этом в интервал могут входить и любые .критические. даты, например: пятница 31 декабря 1999 г., суббота 1 января 2000 г., понедельник 28 февраля 2000 г., вторник 29 февраля 2000 г., среда1 марта 2000 г., воскресенье 31 декабря 2034 г., понедельник 1 января 2035 г. Кроме того, интервал между 01.01.1980 и 01.01.2035 должен составлять 20089 дней.
  5. Правильная сортировка дат в хронологическом порядке для любого набора дат с 1980 до 2034 г.
  6. Отказ от использования специальных значений дат или интервалов дат. Наиболее характерный пример - 9.9.99 часто используется для обозначения неустановленной даты.
  7. Если временные метки хранятся в двоичном формате, то необходимо выполнить тестирование на переход значений через ноль или установки отрицательного значения для того, чтобы убедиться в корректной обработке подобных ситуаций.
  8. Любой файловый формат, используемый для ввода данных на любом этапе, должен анализироваться совместно с самим процессом, осуществляющим ввод данных на предмет корректной работы с датами с 1980 до 2034 г.
  9. Любой файловый формат, который будет изменен в результате подобного анализа, должен быть сопровожден документацией, описывающей переход от старого формата к новому. Программы, работающие с новым форматом, должны иметь возможность работать и со старым форматом.
  10. Если в результате анализа будут внесены изменения в какой-либо протокол передачи данных, то изменения и переход к новому протоколу должны быть обязательно документированы. Серверы и клиенты, использующие новый протокол, должны иметь возможность работать и со старым протоколом. Если два устройства должны обмениваться временными метками, и только одно из них поддерживает старый формат, второе тоже должно .научиться. работать со старым форматом.

Получается очень жесткий набор требований, для реализации которых и запущена программа .Проект-2000.. В ее рамках по каждому направлению, в котором Novell ведет свои разработки, создается подразделение, задачей которого является обеспечение соответствия продукции указанным критериям. Самые первые результаты их работы - отчеты о подверженности всех актуальных продуктов Проблеме-2000 (http://www.novell.com/year2000/product.html). Следующий шаг - рекомендации и средства по устранению проблемы. Главные итоги: ряд продуктов .излечению не подлежит. (увы, в этот список попала очень популярная в России серверная ОС NetWare 3.11) и должны быть заменены на более современные решения, часть требует незначительного .подлечивания. (пример - NetWare 3.12) путем внесения некоторых изменений (Patches). Всегда предлагаются и более радикальные варианты (для NetWare 3.12 - это переход на NetWare 3.2, не только устраняющую Проблему-2000, но и добавляющую ряд очень полезных нововведений).
Часть продуктов ранних версий, не пользующихся в настоящее время большой популярностью и уже снятых .с производства., не тестировались .с пристрастием. в силу ограниченности ресурсов компании. Для них фирма предоставляет ряд файлов обновлений, но не гарантирует полной работоспособности в связи с Проблемой-2000. Такая судьба постигла NetWare 4.1.
Характерная особенность работы Novell - широкая кооперация с партнерами по многим направлениям. Поскольку продукты Novell составляют основу множества информационных систем, Novell  старается, чтобы проблемы отсутствовали во всех компонентах системы, которая может быть построена на основе NetWare. Так вы можете узнать .всю подноготную. о Btrieve, которая активно используется в NetWare. Причем вы можете узнать не только об отсутствии проблем в той части этой системы, которая непосредственно задействована в NetWare, но и обо всем продукте в целом.
Но достаточна ли эта информация? Novell NetWare - очень популярная система, основанная на открытых стандартах, что привело к достаточно большому количеству разнообразных приложений, используемых на ее базе. Далеко не все из них попали в поле зрения Novell и были протестированы. Кроме того, очень часто администраторы сетей не полностью осведомлены (увы!) о всех приложениях и обновлениях, функционирующих на .подведомственной территории.. Для таких случаев Novell предлагает оригинальный инструмент - Year 2000 Information Ferret (.информационный хорек двухтысячного года.). С его помощью администратор сети может собрать информацию о программах, функционирующих на серверах сети, и отправить эту информацию на детальный анализ в Novell. Novell возвратит вам результат тщательного анализа всех обнаруженных программных средств на наличие Проблемы-2000.
Защищенность рабочих станций сети представляет большую  сложность, так как ПО в этой среде крайне разнообразно и в общем случае неуправляемо.
Но специалисты Novell на основе общего анализа проблемы разработали средство диагностики наличия Проблем 2000 в ОС рабочей станции. Это средство интегрировано в Z.E.N.works Starter Pack - инструмент, предназначенный для организации централизованного управления ПО рабочих станций.
Можно сказать, что Novell обеспечил администраторам сетей на основе NetWare полный набор инструментов, необходимый для  снижения ущерба.
Конечно, самое главное оружие в борьбе с этой проблемой - информация. Здесь наибольшими возможностями обладают организации, непосредственно работающие с фирмами-производителями и обладающие .информацией из первых рук..
И если у вас есть какие-то вопросы- специалисты Учебно-технического центра АйТи в Санкт-Петербурге, который является авторизованным центром технической поддержки Novell в Санкт-Петербурге, готовы на них ответить.
Но есть и еще одна проблема - администраторы порой очень хотели бы на опыте проверить, как их .подведомственные. системы поведут себя в контрольных точках. Но на .живых. системах такие опыты ставить кощунственно, а сформировать тестовую лабораторию порой просто не удается. Мы предлагаем вам провести интересующие вас эксперименты в наших учебных классах - без какой-либо опасности для ваших данных.
И самое важное - с этой проблемой смогут справиться только грамотные специалисты. Таких специалистов готовят в авторизованных учебно-технических центрах, одним из которых является УТЦ АйТи в Санкт-Петербурге. Во все основные треки подготовки специалистов сегодня включены вопросы обеспечения работоспособности в свете Проблемы 2000. Есть и отдельные однодневные семинары, посвященные этим вопросам, мы предлагаем их спланировать и провести специально с учетом вашей специфики. Ждем вас в нашем учебном центре.

КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ