ОБЗОРЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
Дешевые компьютеры для дома и SOHO
С начала 70-х годов маркетологи США постоянно проводят исследования рынка для определения ценового барьера, ниже которого продукция может считаться товаром массового спроса. Т.е. та ценовая граница, при которой розничный покупатель считает, что потраченная сумма явно меньше, чем потребительские свойства товара. Для компьютеров в 1992 году эта сумма была определена в $2000. Три года тому назад было высказано предположение о возможности производства компьютеров по цене для конечного пользователя ниже $1000. И два года назад такие компьютеры появились. Надо, однако, учитывать, что в стоимость компьютера по западным меркам никогда не входит стоимость монитора. Стандартный ⌠джентльменский■ набор под именем компьютер - это системный блок, мышка и клавиатура. На российском же рынке стоимость монитора обычно включается в стоимость компьютера. Поэтому реально компьютер стоимостью ниже $1000 на российском рынке появился гораздо раньше, чем на западном. Так что по американским меркам рынок так называемых subzero компьютеров (ПК дешевле $1000) существует всего год, с тех пор, как Compaq первым представил машину стоимостью $999 (Compaq Presario 2100). Разумеется, все рассуждения о компьютере по цене ниже┘ относятся к НОВЫМ моделям, на которые при начале выпуска объявляется соответствующая цена, а не к устаревшим моделям компьютеров, которые на распродажах и раньше можно было купить очень дешево.
Примеру Compaq последовали Acer, HP, Packard Bell, а спустя почти год к ним присоединилась и IBM. Сейчас приблизительно 25%, а в августе 1997 года (перед окончанием каникул) даже 40% продаж ПК переместилось в эту ценовую нишу. Стоимость подобных ПК снизилась уже до $800 даже у Compaq и Hewlett- Packard (см. ⌠КИ■,1/98). Даже компания Apple в середине февраля 1998 года устами своего генерального менеджера в Европе г-на Diego Piacentini заявила о необходимости разработки компьютеров Mac ⌠начального уровня■. В интервью агентству Reuters г-н Piacentini сказал: ╚Мы озаботились отсутствием у Apple компьютера дешевле $1200. Сегодня для покупки Mac▓а необходимо не менее $1500■.
По результатам одного из независимых национальных исследований более 40% американцев, работающих дома, планируют приобрести технику для своего домашнего офиса в текущем году, и при этом намерены истратить около $2500 каждый. По результатам другого исследования, проведенного Link Resources, предполагается, что рынок SOHO вырастет с 47 млн. человек до 60 млн. к 2000 году. Аналитик Марк Андерсон из Strategic News Service предполагает, что появление компьютеров дешевле $1000 увеличит потенциальный рынок ПК с сегодняшних 300 миллионов устройств до 800. Этот сектор рынка стал самым ⌠горячим■.
Здесь представлены графики, которые отражают сравнение количества продаж ПК по ценам (1) и средние цены на ПК за прошедший год (2). Мораль такова: ╚Большой рынок привлекает больших рыб╩.
ГРАФИК 1
ГРАФИК 2
Первыми на предложение sub-$1000 ПК отреагировали домашние пользователи, а теперь и деловые люди оценили их достоинства.
Предлагаемые машины не низкого качества или не актуальной конфигурации √ обычно это ПК с процессором 200 МГц (или выше), 32 МБ оперативной памяти, жестким диском 3 ГБ и модемом со скоростью передачи 56 К. Таким образом, этот компьютер оказывается более мощным, чем офисные машины на работе у большинства пользователей.
Все эти достоинства отнюдь не означают, что такие компьютеры являются оптимальным решением для всех. Инженерам, разработчикам программного обеспечения, дизайнерам в силу ресурсоемкости используемого ими ПО необходимы компьютеры High-end. Те ПК, о которых идет речь, полностью удовлетворят требования работников офисов, студентов, людей, трудящихся в сфере информации и домашних пользователей.
С определением круга пользователей все понятно. Тогда возникает вопрос, √ когда покупать? Авторы, чьи материалы опубликованы на страницах ZDNet, отвечают: в любой момент, начиная с настоящего. Конечно, вы сэкономите, если немного подождете. Но и жить ⌠полноценной жизнью■ ваша машина будет тоже меньше. Те машины, которые сейчас стоят $800, к концу года снизятся в цене до $500, а те, которые тогда будут стоить $800, соединят в себе большие, чем сейчас возможности (скорее всего, процессор Pentium II от Intel). Но если экономишь деньги, приходится терять время. Во всех ли случаях имеет смысл ждать три месяца, чтобы приобрести ПК с процессором 266 МГц, а не 233 МГц, и все это время делать вручную ту работу, которую можно было бы автоматизировать? Иногда потеря времени существеннее потери денег.
В обзоре ZDNet фаворитом пользователей названа модель фирмы ABS Computer Technologies.
Предлагаем сравнить конфигурации sub-$1000 ПК разных фирм.
Фирма CPU RAM HDD монитор модем цена
ABS Multimedia System 2 Cyrix 6x86MX PR200z 32 3100 15▓▓ 56-Kbps $999
Compaq Presario 4540 AMD K6 233-MHz 32 3200 NO 56-Kbps $999
HP Pavilion 3260 200-MHz Pentium MMX 32 2000 NO 56-Kbps $849
Packard Bell Multimedia S606 233-MHz Pentium MMX 32 4300 NO 56-Kbps $999
К сожалению, не приводятся данные о наличии в стандартном комплекте за эту цену звуковой карты, дисковода CD ROM, типа видеокарты и объема ее памяти. И опять - в стоимость компьютера большинство компаний монитор НЕ включает.
Заметим, что на американском рынке стандартом де-факто стал объем ОЗУ 32 МБ, в то время как в России пока еще предпочитают покупать компьютеры с объемом ОЗУ 16 МБ. Хотя любой грамотный технический специалист подтвердит, что увеличение объема памяти до определенного предела более эффективно по соотношению цена/производительность, чем увеличение тактовой частоты процессора. Американцы этим пользуются, а мы, к сожалению, не всегда.
Так какую же роль сложившаяся ситуация на рынке SOHO может сыграть и уже играет для сообщества производителей компьютерной техники? В первую очередь обострилась конкуренция. (⌠КИ■ писала об этом в прогнозах на 1998 год (см.N24,97, с.8). Корпорация Intel, лидер в производстве процессоров, объявила о том, что будет поставлять свои hi-end CPU для компьютеров subzero, после того, как это сделали фирмы AMD и Cyrix. Теперь производители процессоров развивают технологию соединения многих функций в микропроцессоре. Цифровая обработка сигнала, оперативная память, мультимедийное ускорение - задачи, которые решались добавочными чипами, будут реализовываться центральным процессором. Использование меньшего количества чипов обеспечит возможность еще больше снизить цены на ПК. По этому пути уже пошла компания Cyrix, выпустившая свои процессоры Cyrix MediaGX. Эти процессоры позволяют выпускать очень дешевые компьютеры, в которых функции видеоадаптера и звуковой карты выполняет центральный процессор. При этом в качестве видеопамяти используется часть ОЗУ, динамически выделяемая процессором. Более подробно об этом компьютере читайте в этом же номере ⌠КИ■, с.29.
Такие компании, как Compaq, HP, IBM смогли ответить на желание домашних пользователей покупать компьютеры дешевле $1000. Верхний уровень цен снижен, значит, и прибыль становится меньше, что для вышеупомянутых фирм не имеет большого значения, т.к. ПК subzero являются лишь малой частью того, что они делают. Но для фирм, которые сориентированы на домашних пользователей и розничный рынок, создается достаточно сложное положение. Их ⌠навар■ на каждом компьютере падает, а другого источника прибыли у них нет. Поэтому вполне возможно, что в ближайшее время рынок домашних компьютеров и SOHO будет захвачен крупными корпорациями. Или наоборот - корпорации, которые сейчас работают на рынке конечного пользователя, попытаются расширить области своего сбыта за счет других секторов рынка. Например, мы уже писали (см. ⌠КИ■, 1,98), что новые совладельцы - корпорации NEC и Bull - поставили перед Packard Bell задачу выйти на рынок корпоративного заказчика. А компания Compaq только что поглотила DEC, вылезая тем самым в область мощных серверов и систем масштаба предприятия, а также графических станций для САПР.
Для сравнения приводим стоимость и конфигурацию наиболее дешевых моделей известных питерских производителей ПК для дома и рынка SOHO.
Фирма | модель | чипсет | CPU | RAM | HDD | видео | монитор | multimedia | цена |
Альянс | Альянс | 430VX | iP 166MMX | 16 | 2100 | 1Mb S3Trio64 | 14■ AcerView | CD, sb, speak. | $850 |
Мариком | 430TX | iP 166MMX | 16 | 2100 | S3Virge DX 2Mb | 14■ ViewSonic | CD, sb, speak. | $978 | |
Свега + | 430TX | iP 166MMX | 16 | 1700 | S3Virge 2Mb | LG 15■ | CD, sb | $814 | |
Эврика | Эврика Media GX 133 |
Cyrix Media Gx 133 |
16 включая видеопамять |
1700 | 14■ LR NI | Sb, выход на ТВ |
$499 | ||
Инфорт Технологии |
430TX | iP 166 MMX | 16 | 2100 | S3 Trio 64 V2 | LG 57i | CD, sb, | $943 | |
Аякс | Priori CS 200MMX | 430TX | iP 166 MMX | 16 | 1700 | S3 V2 1Mb | нет | CD, sb, | $619 |
Ниеншанц | Nienschanz Homecompact |
430TX | iP 166 MMX | 16 | 2110 | ATI Regell 2Mb | нет | Sb | $495 |
R-Style | Proxima FC 5 | 430TX | iP 166 MMX | 8 | 1600 | 1Mb | нет | нет | $610 |
Erimex | Activity 630 | 430TX | iP 166 MMX | 16 | 1700 | S3 Trio V2 1Mb | нет | CD, sb, speak. | $611 |
Вист | VIST 400 | 430VX | Cyrix 6x86MX 166+ |
16 | 1000 | ATI Videoboost 1Mb |
нет | нет мультимед. no mouse & kbd. |
3013.52 руб |