Не стреляйте в пианиста
Он играет, как умеет

(Окончание. Начало - "КИ", 3)

Ликбез .4: 4 колонки лучше 2. (Чем больше кепка - тем солидней)
   В свое время мне приходилось работать с людьми, которые занимались разработками в области звуковых эффектов. Тогда еще пределом наших мечтаний был компьютер с процессором 286 болгарского производства, а работали мы на советской супермашине ЕС1840, в которой не было винчестера. Представьте себе следующую картину: вы сидите на стуле, перед вами 2 колонки. А ЗВУК СЛЫШЕН СЗАДИ. Причем это не компьютерный эффект. Была разработана методика записи звука на живого человека или на искусственную голову. С помощью компьютера звук только пересчитывался на колонки. Компьютер не портил, а восстанавливал звуковой образ. Такие студии существуют и сейчас. А такая запись называется бинауральной. Она полностью передает стереообраз, и не нужны никакие дополнительные колонки, которые только портят стереокартину. Конечно, гораздо легче включить третий канал, чем считать фазовые набеги (это отнюдь не тривиальная математическая задача). При этом звук приходит не сзади, а из задней колонки, но кое для кого и достаточно. Чем и пользуются производители дешевки.
   Самым впечатляющим, на мой взгляд, был акустический эффект пересчета локализации голоса в рот слушателя. ТО ЕСТЬ ВЫ КАК БЫ ПОЕТЕ - ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ! Да еще каким голосом! Эффект был настолько силен, что многие вели себя неадекватно. Вообще, все звуковые эффекты и методы компьютерной обработки звука четко делятся на 3 категории. Первая - это все методы, позволяющие восстановить уникальный стереообраз или воссоздать исходную стереопанораму при помощи минимально возможного количества источников звука (2 фронтальные акустические системы или стереонаушники). Сюда входят дихотический и бинауральный процессоры, схемы компенсации отражений и т.п.
   Ко второй категории относятся все звуковые эффекты, применение которых позволяет скрыть недостатки звукового тракта. Сюда входят, например, расширители стереобазы, регуляторы тембра, тонкомпенсация. Их применение оправдано в тяжелых звуковых условиях, например, в автомобиле, в маленькой комнате с низким потолком.
   Звуковые эффекты третьей категории призваны изменить звук. Ни о каком уникальном стереообразе, ни о каком восстановлении качества здесь речь уже не идет. Это специальные инструменты, которые применяются композиторами и звукорежиссерами для передачи определенного художественного воздействия. Они наносятся на уникальный звуковой образ так же, как художник наносит аккуратные мазки кисти на полотно. Повторное применение их рядовым слушателем недопустимо. Что вы сказали бы о культурном облике человека, который пририсует Джоконде брови, выщипанные еще 500 лет назад, или наденет .недостающие. трусы на статую Аполлона?
   Поэтому, если ваша звуковая карта или акустический тракт содержат такие эффекты, как 3D-звук, ревербератор, Surround, Долби, квадро-, пента- и прочую амбиофонию, то она, прежде всего, предназначена для написания музыки, а не для ее прослушивания. Если подобные вещи вам навязывают при покупке, - хорошенько подумайте о качестве акустики, которую вы намереваетесь приобрести. Эти эффекты очень хорошо маскируют недостатки звукового тракта.

Ликбез .5: Вы не можете регулировать тембр звучания
   Все знают, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, особенно на скользкой дороге. Но почему-то никто не знает, что мгновенно нельзя остановить и диффузор громкоговорителя в акустической системе. Звук уже кончился, а диффузор, который, как и машина, имеет массу, продолжает движение. Более того, - колебательное движение! Короче говоря, после окончания звукового сигнала, акустическая система некоторое время гудит. Более того, звуковая волна выходит не только наружу, но и вовнутрь акустической системы, где успешно и многократно отражается от стенок, по пути заставляя гудеть и их (для уменьшения этого явления и применяют звукозаглушение корпуса акустики). Таким образом, на выходе колонки присутствует сигнал с массой призвуков, характерных исключительно для вашей акустики. Именно они и определяют ТЕМБР звучания. В высококачественной аппаратуре НЕТ регуляторов тембра. Их там и не должно быть. Те регуляторы, которыми снабжается вся аппаратура, и которые виртуально присутствуют на экране вашего компьютера, могут регулировать только СПЕКТР. Так что, если у вашей акустики гнусавая середина, - уберите средние частоты, - и вы получите мало гнусавой середины. Но середина останется гнусавой.
   Существует специальный математический аппарат, который позволяет вырезать из фонограммы все отражения, даже если они искажены. Существуют специальные процессоры, которые делают это в реальном времени. С помощью такой методики в свое время была получена стереозапись голоса Шаляпина из его монозаписи. По отражениям от стен было рассчитано помещение, в котором он пел, а дальше - дело техники. С помощью этой методики можно восстановить исходный TV-сигнал, имея лишь искаженный отражениями сигнал на входе телевизора.
   Но не ищите этот математический аппарат в звуковых картах. Он может не только удалять призвуки и отражения в режиме реального времени, но также успешно удалять ключи и пароли в реальном времени (и вообще все то, что периодически накладывается на что-то по определенному закону). Кстати, математика, не ахти какая сложная, где-то на уровне 2-го курса технического ВУЗа. Просто надо догадаться!

   И в заключение - личное мнение. 7 лет я работал в области качественного звука, и поверьте мне: японцы не могут создавать Hi-Fi! В свое время я разбирал по винтикам акустический контрольный агрегат одной уважаемой японской фирмы (которая делает очень дорогие мониторы и очень много народной акустики). В этом контрольном агрегате была одна русская вещь... Стоите? - Сядьте! ВАЛЕНОК! Он был прибит к задней стенке в качестве звукозаглушающего материала! Для японцев - сходило.
   Наш нотный звукоряд содержит 12 нот в октаве. Поэтому любые 2 ноты образуют кратные звуковые колебания и звучат благозвучно. В японской национальной музыке 10 нот. Благозвучную пару образуют только 2 и 5! Поэтому не ждите хорошего звука от .глухих.. В свое время лучшей в мире считалась итальянская акустика, потом Англия и Россия... Причем английская акустика звучит очень точно и очень правильно, но, по образному выражению одного моего знакомого, напоминает мужчину, который не пьет и не курит, но от которого уходят почему-то все женщины.

   Что же делать? Не покупать звуковые системы для компьютера? Ни в коем случае! Покупать, именно сейчас. Просто надо быть реалистом. Не нужно ругать компьютерную акустику. Не нужно ждать от нее суперзвука. Не нужно особенно верить броской рекламной фразе. Играет, - как умеет. Какая-то немного лучше, какая-то немного хуже, но все вместе - где-то на уровне трехпрограммного кухонного радиоприемника. Удачная грамотная разработка - редкость.
   Если вы хотите выбрать лучшее, просто включите и послушайте. Выставьте ее в линейку, отключите все эффекты и доверьтесь своему слуху. Выберите свой .апельсиновый сок., добавить в него вы сможете все, что угодно.

Александр Мадисон,