Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта

ЗАО "Техно-СПб" Системная интеграция

Мировой рынок В2С


Александр Глинских, к.т.н.


Окончание, начало в ╚КИ╩ ╧ 10/2001

Основные факторы успеха в В2С-бизнесе

По мнению аналитиков McKinsey&Co, компании, занимающиеся В2С-торговлей, находятся в более выгодном положении по сравнению с компаниями, предоставляющими преимущественно информационные услуги. Это связано с тем, что информационные компании все еще продолжают придерживаться бесплатной бизнес-модели, которая уже изжила себя.

Главным фактором успеха в B2C-бизнесе многие аналитики традиционно считают так называемый ╚брэнд╩. Знакомое имя и торговая марка для покупателей существенно важнее цены. По данным консультационной фирмы Accenture, более 80% онлайновых покупателей считают, что торговая марка по значимости перевешивает ценовые соображения. Около 52% респондентов, опрошенных Accenture, были удовлетворены своим опытом B2С-покупок.

Следующим фактором успеха является наличие у онлайновых продавцов оффлайнового представительства. По данным Andersen professional services, более 50% онлайновых покупателей считают, что B2C-продавцы, имеющие такое оффлайновое представительство, обеспечивают лучший уровень обслуживания клиентов. Более 75% респондентов заявили, что поддерживали с электронными продавцами как оффлайновый, так и онлайновый контакт.

Третьим фактором успеха является грамотный маркетинг. В совместном отчете компаний Andersen Consulting и Online Insight (╚Beyond the Blur: Correcting the Vision of Internet Brands╩) содержится взгляд аналитиков на проблемы маркетинга в Интернет (было опрошено около 2000 розничных онлайновых покупателей). Опубликованные в отчете результаты исследований показывают, что электронные продавцы могут существенно повысить эффективность онлайнового маркетинга, концентрируя свои усилия на тех 10% населения, которые совершают 70% всех покупок в Интернет. Эти 10% составляет не молодежь (которую традиционно принято считать наиболее перспективной группой в отношении онлайновых покупок), а люди в возрасте от 35 лет. Кроме того, аналитики Andersen Consulting и Online Insight утверждают, что наилучшим способом добиться увеличения числа пользователей из этой группы является предложение удобств с точки зрения покупателя вместо активной рекламы торговой марки, а также тщательное исследование покупательской аудитории в целях выяснения ее уникальных потребностей.

Кроме того, действия почти 30% онлайновых покупателей определяются совсем не ценой ≈ их больше интересует скорость работы Web-сайта, простота в использовании, степень защищенности данных, передаваемых через Интернет при совершении покупки, а также ассортимент товаров. С учетом этих обстоятельств следует полагать, что успешная торговая марка ≈ это не просто реклама логотипа и слогана той или иной компании, а совокупность позитивных впечатлений покупателя при приобретении в он-лайне того или иного товара или услуги. Чтобы покупателям было приятно и удобно совершать покупки, следует уделять особое внимание функциональности Web-сайта и адаптировать его к нуждам конкретного сегмента потребителей.

Основные рекомендации по увеличению доходов в B2C-бизнесе

Существует общее мнение аналитиков (вполне здравое), что для того, чтобы заработать деньги в Интернет, необходимо:

А как превратить посетителей сайта в постоянных покупателей? По мнению Pricewaterhouse≈Coopers, для этого необходимо продуманно создавать электронный магазин и грамотно пользоваться его функциональными возможностями. PricewaterhouseCoopers считает, что большая часть функций, предлагаемых разработчиками и владельцами электронного магазина, не используется подавляющей частью его посетителей. Возможности локального поиска требуемого товара на сайте электронного магазина ≈ это наиболее популярная функция, используемая покупателями (77% респондентов).
Следующая популярная группа функций ≈ информация о продукте, включающая достаточно полное описание товара, его иллюстрации и информацию о наличии на складе.

Другие функции, предлагаемые электронными магазинами (например, обслуживание клиента, персонализация и список рекомендаций к покупке), используются посетителями гораздо реже. Например, только 19% покупателей когда-либо использовали список рекомендаций к покупке (среди них только 13% отметили, что порекомендовали этот список своим родственникам или знакомым).

Основные рекомендации, которые PricewaterhouseCoopers дает электронным магазинам, касаются увеличения вероятности покупки посетителями их сайтов и сводятся к следующим пунктам:

Аналитики PricewaterhouseCoopers отмечают, что наиболее полезными для Интернет-магазина будут те функции, которые позволят достичь схожести процедуры покупки в он-лайне с покупкой в обычном магазине (имеется в виду, что в процессе оффлайновой покупки покупатель производит поиск товара среди многих магазинов, выбирает товар, получает информацию о его наличии, непосредственно держит его в руках и сравнивает с другими товарами, в случае необходимости спрашивает мнение о товаре у покупателей или продавца).

Аналитики считают, что вряд ли существует необходимость и экономическая целесообразность использования при создании Интернет-магазина наиболее современных возможностей соответствующего ПО, т.═к. большая часть из них используется малой частью посетителей сайта (потенциальными покупателями). Любой онлайновый магазин должен осуществлять постоянный мониторинг и анализировать модели поведения своих покупателей.

Перспективы развития В2С-коммерции

Основные цифры

Безусловно, определенные перспективы у B2C-коммерции есть. По оценке IDC (отчет ╚The Global Market Forecast for Internet Usage and Commerce: Based on Internet Commerce Market Model, Version 7.1╩), сейчас электронная коммерция находится на стадии подъема. В соответствии с данными IDC к 2005═г. почти 1 млрд человек (около 15% населения земного шара) станут пользователями Интернет. Это приведет к тому, что в 2005 г. объем мирового рынка электронной коммерции превысит $5 трлн (в сравнении с $354 млрд в 2000 г.), а ежегодные темпы его роста составят 70%.

Аналитики IDC считают, что в ближайшие годы Интернет получит еще более широкое распространение, но не будет доминировать в отдельно взятом регионе. В частности, в 2000 г.═ 34% пользователей Интернет приходилось на США, 29% ≈ на Европу, 16% ≈ на АТР (кроме Японии), 10% ≈ на Японию и 11% ≈ на остальные страны мира. Однако рост использования Интернет в АТР и остальных странах мира (особенно в Латинской Америке) быстро приведет к тому, что число пользователей Интернет в этих странах превзойдет количество пользователей Интернет в США, Канаде и основных странах Европы. К 2005 г. соотношение числа пользователей Интернет по регионам полностью изменится. АТР будет соперничать с Европой за большинство пользователей Интернет, а США окажется на 3-м месте.
В настоящее время на долю США приходится 46% рынка электронной коммерции, однако к 2005 г. эта доля снизится до 36%. По прогнозу IDC развитие электронной коммерции будет происходить активно во всех регионах мира, но наиболее быстро (в период с 2000 по 2005 гг.) станут развиваться АТР и Западная Европа.

В свою очередь, по данным исследования, проведенного Meta Group в 47 государствах мира, наиболее перспективными в плане развития электронной торговли являются США, Исландия, Финляндия, Канада и Голландия. За ними следуют Швеция, Австралия, Дания, Ирландия и Новая Зеландия. При проведении исследования учитывались следующие основные показатели: общий уровень грамотности населения; уровень компьютеризации; уровень использования Интернет; общий уровень жизни и состояние розничной торговли. По мнению аналитиков Meta Group, такие страны Южной Европы, как Испания, Португалия и Греция, не очень перспективны с этой точки зрения из-за климатических условий, бедности и отсутствия инвестиций. В Латинской Америке наилучшими условиями для развития электронной торговли обладает Бразилия, в то время как Венесуэле, Аргентине и Колумбии приходится решать более важные проблемы. В Азии наиболее перспективны Малайзия и Южная Корея.

Прогнозируют быстрое развитие В2С-коммерции в Европе и аналитики Forrester Research. По их мнению, уровень онлайновых розничных продаж в Европе будет ежегодно увеличиваться на 98% в течение ближайших 5-ти лет, достигнув к 2005 г. уровня в EUR175 млрд (в 1999 г. ≈ EUR2.9 млрд.). К 2005 г. В2С-коммерция составит 7% всех розничных продаж в Европе, что сократит ее отставание от США. В странах Северной Европы, Швеции, Германии и Великобритании этот разрыв будет ликвидирован полностью, а в некоторых категориях эти страны обгонят США (например, туризм ≈ в Германии, бакалея ≈ в Великобритании.) По показателю своих онлайновых розничных продаж в Европе будет лидировать Германия (26%), а доля Франции составит 14%.

Преобладание онлайновых В2С-продаж через ПК
По прогнозу Forrester Research, в 2005 г. 50% семей в Европе будет иметь домашний ПК, и выход через ПК в Интернет станет таким же обычным делом, как и пользование мобильным телефоном сегодня. Покупки через ПК дадут более 80% всей онлайновой розничной торговли. Торговля через компьютеры даст не только основную массу онлайновых розничных продаж в каждой из товарных категорий, но и будет доминировать в крупнейших из них. К 2005 г. онлайновая В2С- торговля через ПК сформирует рынок объемом в $141 млрд.

Неясные перспективы мобильной и телевизионной коммерции
По оценке Forrester Research, мобильная и телевизионная коммерция не оправдают ожиданий, возлагаемых на них европейскими розничными продавцами. Европейские розничные торговцы пытаются достичь своих клиентов не только через ПК, предлагая WAP и iDTV-коммерцию. Но факт, что розничная транзакция возможна через какое-либо устройство, совсем не означает, что этим будет пользоваться массовый потребитель. Ограниченные возможности мобильных телефонов, интерактивных телевизоров (iDTV) и PDA обусловят их небольшой вклад в онлайновый розничный оборот ≈ всего около $33 млрд в 2005 г. (только 19% всей онлайновой розничной торговли). В отчете Forrester Research ╚Driving Retail With Devices╩ онлайновым розничным торговцам рекомендуется использовать эти устройства для увеличения непрямых продаж ≈ стимулировать покупки, не проводя непосредственных транзакций. Forrester Research прогнозирует, что торговля через мобильные телефоны сформирует только 3% от всей онлайновой розничной торговли к 2005 г. ≈ $5,2 млрд. Мобильные телефоны хорошо подходят для таких розничных транзакций, которые критичны ко времени, просты и локальны ≈ недорогие товары, цветы, билеты в кино. iDTV дадут 16% розничной онлайновой торговли к 2005 г., или $28 млрд. И, наконец, PDA: первые модели беспроводных PDA появятся на европейском рынке не ранее 2001 г. Даже в 2005 г. отношение количества беспроводных PDA к количеству мобильных Web-телефонов составит 1 к 150, с долей онлайновых розничных транзакций менее 0,1%.

Выход в он-лайн традиционных розничных продавцов
Традиционные В2С-продавцы выйдут в он-лайн с полноценными e-сommerce сайтами с целью вернуть потери, связанные с деятельностью Интернет-конкурентов. С запуском этих сайтов наиболее популярные розничные онлайновые категории в Европе ≈ бакалея, одежда, туризм и автомобили ≈ получат ╚второе дыхание╩. В 1999 г. медиа, электроника и туризм составили более 80% европейских онлайновых продаж. Эта доля будет сокращаться и к 2005 г. дойдет до 40% ≈ в связи с ростом объемов продаж в других категориях.

Консолидация онлайновых компаний с оффлайновыми
По данным PricewaterhouseCoopers и Forrester Research, в В2С-коммерции наблюдается активный процесс объединения Интернет-компаний как между собой, так и с оффлайновыми предприятиями, обладающими онлайновыми представительствами. Такая отраслевая консолидация сократит количество чисто Интернет-компаний до нескольких европейских лидеров. Причиной массовых слияний является борьба за клиентов: рост популярности электронного бизнеса привел к появлению большого количества новых Интернет-компаний, однако количество потенциальных клиентов не увеличилось, в результате конкуренция среди участников нового рынка заметно ожесточилась. Клиенты, в свою очередь, предпочитают иметь дело с фирмами, имеющими известную торговую марку и мощную инфраструктуру обслуживания потребителей: быструю систему доставки и т.═п. Соответствующие ресурсы, как правило, имеются у крупных оффлайновых предприятий. Подобная ситуация и объясняет увеличение количества сделок по слиянию онлайновых и оффлайновых компаний, в результате которых потребители получают возможность пользоваться средствами Интернет для получения информации о товарах и оформления заказов, которые будут выполняться через оффлайновые магазины. Традиционные розничные онлайновые продавцы, воспользовавшись своими значительными преимуществами, займут более чем 75% онлайновых продаж в Европе к 2003 г. Одновременно начнут появляться и сервис-провайдеры, обеспечивающие для европейских В2С-продавцов логистику между офф-лайном и он-лайном, прохождение платежей и обслуживание потребителей.

 


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 11'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Анкета || Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей