Весь Петербург в Интернете

Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ на производстве

Кому нужны информационные технологии?


Уже в 50√60-х годах прошлого века в советских оборонных конструкторских бюро начали применять средства вычислительной техники. Автоматизировали в это время инженерные расчеты. Вместо традиционных ручных методов расчета (аналитических методов, разного рода номограмм и т. п.) стали развиваться численные методы, методы оптимального проектирования. Существующая в то время техника не обеспечивала интерактивного (диалогового) режима работы пользователя с программной средой. Затем в 70-е годы появились первые системы машинной графики и планшетные графопостроители. Тогда их использовали для построения разного рода теоретических кривых линий. Работать с первыми графическими системами было неудобно, так как они тоже использовали пакетный режим. В 70-е годы в советских вузах появилась перспективная специальность ╚Системы автоматизированного проектирования╩.

В начале 80-х годов советские конструкторские бюро получили АРМы на базе ЭВМ серии СМ. Хоть эти комплексы и были очень ненадежными и непроизводительными, но они положили начало принципиально новому диалоговому режиму работы. Появилось множество отечественных систем машинной графики, появились периферийные устройства с обратной связью (дигитайзеры, графические мониторы со световым пером). В это время в конструкторских бюро стали создаваться подразделения САПР, появились разработки по автоматизации выполнения типовых чертежей, начали использоваться серьезные системы управления базами данных.

По настоящему массовым внедрение средств вычислительной техники в практику советских конструкторских бюро стало в начале 90-х годов, когда появились персональные ЭВМ, когда без всяких ограничений эти компьютеры хлынули в Советский Союз из-за границы...
Компьютерные методы и средства развиваются стремительно. Сегодня, когда говорят об автоматизации проектирования, имеют в виду, прежде всего, объемное моделирование изделий, управление проектными данными и электронными документами.

...Хорошо, что во ФГУП ЦМКБ ╚Алмаз╩ мы прибыли чуть раньше назначенного времени. Нам представилась возможность подробно познакомиться с историей бюро, не проходя контрольно-пропускной пункт. В фойе, на втором ярусе, мы нашли мини-музей с открытым доступом. Его экспозиция состоит из стендов, на которых представлены главные вехи биографии бюро, фотографии знаменитых кораблей с их характеристиками, фотографии руководителей, главных конструкторов и специалистов, сделавших славу ╚Алмазу╩. Уже здесь, у этих стендов, у нас возникают вопросы: как же в сегодняшнее непростое время удается сохранять и наращивать интеллектуальный потенциал бюро? Какую роль в этом играют компьютерные технологии? С═вопросами на эту тему гл. редактор ╚КИ╩ О.Андронова обратилась к главному инженеру ЦМКБ ╚Алмаз╩ Александру Михайловичу Лазареву и начальнику отдела компьютерных технологий Сергею Анатольевичу Степанову.

 

В. Какие задачи решаются в КБ с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)?

О. В первую очередь информационно-коммуникационные компьютерные технологии используются для основной нашей деятельности ≈ автоматизации проектно-конструкторских работ. Для этого мы используем разные программные средства: от универсальных ╚легких╩ графических редакторов, таких как ╚КОМПАС╩ (АО ╚Аскон╩), AutoCAD (AutoDesk), до специализированных ╚тяжелых╩ САПР. Для решения этой же задачи используются прикладные программы, автоматизирующие инженерные расчеты.
Очень тесно с первой задачей связана и другая ≈ задача создания и использования централизованных баз данных. Такие базы ≈ основной информационный ресурс в локальной вычислительной сети нашего бюро.
Основная деятельность бюро немыслима в настоящее время и без организации электронного документооборота и электронного технического архива. Для автоматизации учетно-управленческих задач мы также используем ИКТ. Несколько лет назад главной задачей было оснащение бюро достаточным количеством современных средств вычислительной техники (СВТ). Параллельно мы заботились о повышении уровня компьютерной грамотности, стремились довести его до такой черты, за которой наши конструкторы предпочли бы компьютер кульману. Попросту говоря, на начальном этапе мы хотели, чтобы чертежи выполнялись не карандашом, а ╚мышкой╩. Для многих наших опытных специалистов в возрасте около 50 лет это было трудным психологическим порогом. Большую помощь в его преодолении нам оказало АО ╚Аскон╩ со своей системой ╚КОМПАС╩.
Этот этап мы прошли, и сегодняшний день таков. В бюро функционирует современная ЛВС. Внедряется судостроительная CAD/CAM-система Tribon (Tribon Solution AB, Швеция). Разрабатываются и внедряются прикладные программные системы, работающие по технологии ╚клиент-сервер╩ и intranet с использованием централизованных баз данных. Функционирует электронный документооборот, создается электронный архив технической документации. В прошлом году проведено опытное внедрение PDM-системы. Также в прошлом году апробированы на нашей эксплуатационной документации программные средства для автоматизации создания интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).
Мы считаем, что в бюро успешно работает подразделение, способное обеспечить внедрение и дальнейшее эффективное использование ИКТ, ≈ отдел компьютерных технологий.

В. Какой процент конструкторской документации у вас сейчас делается на компьютерах?

О. Вся рабочая документация по новым проектам кораблей выполняется с использованием средств вычислительной техники.

В. Кто из руководства КБ курирует внедрение ИКТ, и кто выполняет функции заказчика?

О. Развитие ЦМКБ ╚Алмаз╩ в области компьютерных технологий идет по ╚Программе внедрения автоматизированного проектирования╩. В 1999 году эта программа обсуждалась на НТС бюро и тогда же утверждена нашим начальником ≈ генеральным конструктором Александром Васильевичем Шляхтенко. Внедрение ИКТ в бюро курирует главный инженер.
Функции внутреннего заказчика в бюро могут выполнять главные конструкторы и начальники подразделений. В этом случае они формулируют технические задания отделу компьютерных технологий (ОКТ). Они же принимают работу.
Если работы, связанные с компьютерными технологиями, выполняются сторонними предприятиями, то они либо курируются ОКТ, либо с этим отделом в обязательном порядке согласовываются технические задания. В таком случае представители ОКТ участвуют в приемке результатов внешних работ.

В. На какой аппаратно-программной платформе работает сейчас КБ? Как организована ваша сеть?

О. Наши требования к аппаратно-программной платформе постепенно оформляются в виде стандарта предприятия. Делается это не волевым, а эволюционным путем.
Мы используем IBM-совместимые персональные компьютеры российской и зарубежной сборки. Та сеть, которая сейчас функционирует в бюро, была введена в действие в январе 2002 года. В ЛВС используется технология Ethernet. Имеется 841 точка подключения. Горизонтальная подсистема работает с пропускной способностью 100 Мб/с, вертикальная ≈ 1 Гб/с. В сети имеются поэтажные коммутаторы и 5 серверов. Два из них производства Hewlett-Packard, три═≈ отечественной сборки. Сеть работает под ОС Windows═2000. Есть файловый сервер, два сервера баз данных, Web-сервер (для внутреннего сайта и прикладных intranet-приложений), сервер доменных имен (DNS). В качестве СУБД используется MS SQL Server 7.0.
Основные процессы по администрированию ЛВС, права и обязанности участников сетевой работы регламентируются стандартом предприятия ╚Локальная вычислительная сеть ФГУП ЦМКБ ╚Алмаз╩. Все рабочие станции находятся в одном домене. Для организации рабочего процесса и разграничения прав доступа к сети и ее ресурсам мы используем механизм виртуальных сетей ≈ VLAN. Например, планово-финансовые и бухгалтерские службы выделены в отдельный виртуальный сегмент сети. Права доступа дают только наши администраторы. Устанавливают новое ПО и подключают новые устройства тоже только наши администраторы. В некоторых больших отделах назначены свои администраторы. Их права и обязанности оговорены в упомянутом стандарте.
В качестве основных программных средств для оформления графических документов в бюро используются системы ╚КОМПАС╩ и AutoCAD.
В 2002 г. бюро приобрело 31 лицензию на судостроительную систему Tribon M2 (Tribon Solution AB).

В. Ее просили ╚снизу╩?

О. ╚Снизу╩ Tribon не просили, честно скажу. Это было волевое решение руководства.

В. Как идет освоение этой ╚тяжелой╩ САПР?

О. Выражаясь спортивным языком, для бюро это планка, которую надо взять. Система действительно сложная, и внедрять ее нелегко. Из специалистов разных отделов у нас организована группа внедрения. Мы их обучаем нестандартно. Кроме фирменного обучения, эти люди выполняют практические задания под руководством сотрудников других предприятий, которые имеют опыт работы в системе Tribon. Обучение несколько затянулось, но мы рассчитываем, что оно будет эффективным. Практические навыки оттачиваются при электронном моделировании корабля пр. 20380.

В. В функциях управления КБ используются компьютерные технологии?

О. В бюро не внедряется система класса ERP, и в ближайших планах этого нет. Программно реализованы и внедрены только учетные функции для распорядительских, планово-финансовых и бухгалтерских задач. Для этого используются наши собственные программные разработки и ╚1С:Бухгалтерия╩.
В настоящий момент технический электронный документооборот и электронный архив реализованы средствами ОС Windows 2000. В прошлом году были проведены опытные работы по решению этой задачи с помощью PDM-систем Party Plus (московской компании ╚Лоция Софт╩) и SmarTeam (IBM).

В. Как у вас организован учебный процесс?

О. В КБ есть сложность с площадями ≈ работы много и сотрудников много. И мы для обучения используем конференц-зал. Там установлено 20 компьютеров для занятий. Из-за большой загруженности сотрудников мы не можем экспериментировать на рабочих компьютерах.
Мы также пользуемся помощью учебного центра ╚Адмиралтейских верфей╩, ЛИТМУ и профильного института ≈ ╚Корабелки╩.

В. Какие задачи в области ИКТ решаются силами ваших сотрудников, какие ≈ силами сторонних подрядчиков?

О. В отделе компьютерных технологий работает 20 человек. В═настоящее время отдел состоит из двух секторов: сектора автоматизации проектно-конструкторских работ, сектора автоматизации учетно-управленческих работ и обслуживания вычислительной техники. Задач у отдела много: организация приобретения СВТ, включая ЗИП и расходные материалы, ремонт и модернизация СВТ, администрирование ЛВС, проектирование и администрирование баз данных, администрирование системы Tribon, администрирование системы электронного документооборота и электронного архива, разработка прикладного ПО, создание демонстрационно-рекламных материалов, операторские работы на периферийных устройствах (широкоформатных плоттерах и сканерах), обслуживание внешней электронной почты предприятия и т. д. и т. п.
В основном, мы стараемся все делать силами нашего отдела компьютерных технологий. Когда в 2001 году мы проектировали нашу сеть, то для себя решили, что сторонние организации ≈ наш подрядчик ≈ будут делать только монтаж кабельной системы. Все остальное ≈ закупка активного оборудования, настройка и организация работы сети ≈ это наших рук дело. Есть у нас группа администрирования ЛВС. При необходимости они настраивают ПО, занимаются вопросами резервного копирования, развивают ЛВС.
Наши программисты имеют сертификаты по прикладному программированию в среде программных продуктов Microsoft. Прикладные программные разработки в технологии ╚клиент-сервер╩ делаются нами самостоятельно. За период с 2000 по 2003 год спроектирована и реализована база данных по материалам, оборудованию, сборочным единицам. Силами специалистов бюро разработаны и внедрены сетевые программные приложения ╚Спецификация╩, ╚Заказная документация╩, ╚Нагрузка масс╩, которые в технологии ╚клиент-сервер╩ взаимодействуют с вышеназванными базами данных.
Мы довольно удачно спроектировали нашу базу данных, и теперь видим, что очень много приложений можно сделать, используя ее. Наша база данных может быть привязана к задачам материально-технического снабжения флота в части, касающейся наших кораблей. Ее можно использовать для формирования интерактивных электронных технических руководств по эксплуатационной документации нашего бюро. То есть, выстраивается целая система использования нашей базы данных.
Для автоматизации инженерных расчетов силами отдела компьютерных технологий и с участием специалистов отрасли разработаны и внедрены прикладные программы для расчетов по теории корабля, расчетов общей и местной прочности корпуса, электрических расчетов. Эти работы продолжаются. В бюро есть перечень инженерных расчетов, для которых необходима программная реализация.
Мы готовы рассматривать предложения сторонних предприятий, если они предлагают готовый программный продукт или готовое техническое решение.

В. Как в новых коммерческих условиях вы знакомитесь с опытом отечественных и зарубежных предприятий аналогичного профиля? Как вы учитываете положительный опыт?

О. У нас нормальные рабочие отношения с коллегами ≈ предприятиями и КБ нашего профиля,═≈ потому что мы делаем одно общее дело. Хотя в иных ситуациях мы оказываемся прямыми конкурентами, например, с Северным ПКБ, но всегда есть нормальное взаимодействие, не бывает конфликтов.
Нижегородское КБ ╚Вымпел╩ более пяти лет успешно работает в системе Tribon и делится своим опытом. Можно прийти, посмотреть на их работу, учесть какие-то недостатки, а они к нам обращаются. Мы все крепко завязаны на общее дело, и друг перед другом открыты.
Выбирая свои пути реализации информационных систем или какие-то конкретные программы, мы ориентируемся, прежде всего, на опыт родственных предприятий. В═этом смысле очень полезны и личные контакты, и семинары, и конференции. И очень полезны те публикации, которые вы делаете.

В. Будет ли у вас установлена система контроля доступа сотрудников в бюро?

О. Да. Эти системы уже апробированы в КБ аналогичного профиля ≈ Северном и Невском. И дали хорошие результаты. Сейчас у нас много работы и трудно оценить в минутах продукт умственного труда. Чертеж может быть небольшим, но туда столько идей вложено... Конечно, я не сторонник того, чтобы оценивать работу пропорционально вложенному времени, но, тем не менее, это ≈ критерий (А. М. Лазарев). Поэтому, когда возникают споры, сколько человек сверх плана отработал, компьютер в этом плане беспристрастный оценщик.
Люди разные. Кому-то это будет стимулом. Кому-то ≈ напоминанием. Кому-то будет неудобством и раздражающим фактором. В целом мы надеемся, что такая система контроля будет способствовать улучшению трудовой дисциплины.

В. Как используется Интернет в КБ?

О. Как информационный ресурс. У нас есть специально выделенные компьютеры, стоящие отдельно от ЛВС, куда по заявкам обращаются пользователи. Им выделяется время для поисков. Есть специалист, который курирует эти поиски. Кроме того, Web-технологии используют наши программисты во внутренней сети для прикладных разработок.

В. Используете ли вы ресурс www.tribon.com?

О. С учетом специфики нашего предприятия мы только присматриваемся к этому ресурсу. Доступ к нему у нас есть. Мы знаем, что фирма Tribon Solution возлагает на этот ресурс большие надежды.
Поставщики могут размещать там не только модели своих изделий в форматах Tribon, но и эксплуатационную документацию в стандартизованных форматах. Это не только справочная база данных, ≈ она может быть использована при комплектации электронной эксплуатационной документации. Это красивый проект, но работает он, на наш взгляд, пока не в полную силу. Нам, например, трудно понять, почему предприятие ≈ поставщик оборудования, должно просто так, ╚за здорово живешь╩, положить на этот сайт модели своих изделий. И, тем более, эксплуатационную документацию. Это ведь коммерческая информация. И логичнее ее положить на свой Web-сайт и организовать собственную электронную коммерцию.

В. В чем преимущество легального использования ПО?

О. Мы вынуждены использовать легальные продукты, потому что наша продукция, во-первых, серьезная, во-вторых, потенциально имеет выход на большой международный рынок. Кроме того, мы сейчас готовимся к разработке новой продукции ≈ корабельных информационных систем. И нам очень важно, чтобы эти системы надежно работали.
Если отвечать шире, то можно сказать, что в лицензировании программного продукта должно быть заинтересовано, прежде всего, наше государство, потому что разработка ПО может быть прибыльной отраслью экономики. А она сейчас у нас очень не развита. Отечественные разработчики ПО (такие как ╚Аскон╩, ╚Лоция Софт╩, ╚ТопСистемы╩ и другие), должно быть, очень страдают от засилья зарубежного нелегального продукта.

В. Как подразделения оценивают степень полезности информационных технологий?

О. В настоящий момент компьютерные технологии органично вписались в деятельность бюро. Бюро просто не может существовать без этих технологий. Это как воздух. Но не все в бюро это понимают. Всякий раз, когда мы предлагаем новый прикладной программный продукт, мы испытываем сопротивление ряда пользователей. Поэтому не случайно мы выделили специалиста, который консультирует пользователей, обучает и отвечает на их вопросы. Он ≈ как связующее звено между разработчиками ПО и пользователями. Кроме того, мы делаем пользователям простые короткие инструкции, как на корабле матросам. А не только те, что положены по Единой системе программной документации. Это позволяет снять некоторую напряженность.
Внедрение таких серьезных систем, как Tribon, требует не просто усидчивости, настойчивости со стороны специалистов, как это было с ╚КОМПАСОМ╩, а реорганизации, перестройки производственных процессов бюро. И в силу этого внедрение таких систем сложнее. Мы сейчас ищем оптимальные организационные формы по внедрению системы Tribon, чтобы эффективно ее использовать как на стадии технического проекта, так и при разработке РКД. Спасибо за внимание.

Спасибо за интервью, и от всей души желаем вам удачи!

 

История

Центральное морское конструкторское бюро ╚АЛМАЗ╩ (Санкт-Петербург), созданное в 1949 году, является одним из ведущих предприятий в мире по проектированию быстроходных катеров и кораблей различного назначения. С═момента образования основными сферами деятельности конструкторского бюро являются проектирование скоростных ударных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, скоростных патрульных кораблей и катеров.
Практически все новое, что появлялось в российском скоростном судостроении, создавалось и осваивалось в ЦМКБ ╚АЛМАЗ╩. Среди проектов конструкторского бюро достаточно назвать серию ракетных кораблей ╚Молния╩, десантный корабль на воздушной подушке ╚Зубр╩, ракетный корвет скегового типа ╚Сивуч╩, ракетно-артиллерийский катер ╚Скорпион╩ и малый сторожевой корабль (корвет) ╚Стерегущий╩, который в настоящее время строится для российского военного флота на судостроительном заводе ╚Северная верфь╩.
В 90-х годах прошлого столетия руководителям и специалистам ╚АЛМАЗА╩ стало ясно, что без массового использования компьютерных технологий в основной проектно-конструкторской деятельности работать просто невозможно...


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи ╧ 12'2003 (29 июня - 13 июля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл ╧ 77-4461 от 2 апреля 2021 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 118-6666, 118-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул. Коли Томчака, д. 9
e-mail:
Для пресс-релизов и новостей